«Развитие речевого интереса у дошкольников»
статья по логопедии

Нелли Викторовна Рябцева

Дар речи – уникальное свойство человеческого рода. Именно с помощью речи люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы, научные труды. Речь включена во все проявления психической деятельности человека. С ее помощью передается опыт, накопленный предшествующими поколениями, как в самом языке, так и в различных других сферах человеческой жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие речевого интереса у дошкольников»

Дар речи – уникальное свойство человеческого рода. Именно с помощью речи люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы, научные труды. Речь включена во все проявления психической деятельности человека. С ее помощью передается опыт, накопленный предшествующими поколениями, как в самом языке, так и в различных других сферах человеческой жизни. В обществе всегда высоко ценят людей, обладающих грамотной, выразительной речью, умеющих говорить красиво, способных воздействовать на чувства и умы собеседников.

Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строением языка.

Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.

Так, Я. А. Коменский полагал, что ребенка следует обучить трем важнейшим вещам: разуму, действию и речи – «научить дитя правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться».

Философ, писатель и педагог Ж. Ж. Руссо считал самым ответственным в жизни человека период, когда развивается его речь.

Создатель методики начального обучения родному языку К. Д. Ушинский отмечал: дети очень рано начинают проявлять интерес к языку, что является важным признаком интеллекта. «Родное слово – сокровищница всякого умственного развития и сокровищница всех знаний», – утверждал К. Д. Ушинский.

Что значит развивать речь ребенка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребенка речь – это учить его разговаривать. Однако как возникает и из чего складывается способность говорить – в этом-то и вся сложность. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать и быть внимательным к ним и многое другое. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого в дошкольные годы.

В период дошкольного детства взрослые являются неоспоримыми авторитетами для ребёнка. Дети смотрят глазами взрослых на все предметы и явления окружающего мира. Дети перенимают взгляды взрослых, их оценки той или иной ситуации и, конечно же, подражают речи взрослых. Речь взрослого должна быть грамматически правильной, чёткой и красивой это поможет ребёнку в формировании его речи, а в дальнейшем и в успешном обучении в школе.

Для детей раннего дошкольного возраста характерна неспособность к длительному волевому усилию, у них неустойчивое внимание, так же повышенная эмоциональность. В связи с этим игра или режимные моменты, каждое занятие должны проходить для ребёнка в привлекательной и увлекательной для него форме, эмоционально окрашены.

Для развития речевой активности младших дошкольников целесообразно использование произведений устного народного творчества. Оно имеет огромное познавательное и воспитательное значение, а также способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей дошкольного возраста. Малыши проявляют большой интерес к потешкам, загадкам, сказкам, песням, колыбельным, которые легко воспринимаются детьми на слух, легко запоминаются и в последствии дети переносят их в повседневную игру. Те дети, которые умеют разговаривать и это им нравится, начинают придумывать собственные стишки и песенки. «Первоначальная функция речи- коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средства высказывания и понимания» - Выготский Л. С.

В ходе общения с педагогами, родными и близкими, в процессе игровой деятельности в речи дошкольников появляются простые распространённые и сложные предложения. В беседе с детьми необходимо задавать вопросы так, чтобы, отвечая, ребёнок вынужден был бы использовать предложения различной структуры. Если у ребенка хорошо развита речь, он способен внимательно слушать и четко произносить слова, то он не будет бояться выражать свои мысли и будет с удовольствием общаться со сверстниками и взрослыми.

Создавая благоприятные условия для нормального речевого развития ребёнка в дошкольный период, мы закладываем прочную основу для всего последующего процесса обучения.

Именно поэтому я считаю, развитие речи детей основой работы воспитателя и уделяю этому вопросу как можно больше внимания. Ведь речь – средство уникальное, универсальное и незаменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности.

Дошкольников недаром называют почемучками. Все их вопросы направлены на утоление жажды познания – как можно быстрее обо всем узнать, все постичь. Я никогда не игнорирую детские вопросы, хотя порой на них утомительно отвечать. Но отвечать надо, ведь не удовлетворяя детские «почему», мы глушим любознательность, не даем поводов к дальнейшему размышлению, тормозим развитие речи.

Среди всех функций речи в дошкольном возрасте самое главное, основное средство, по моему мнению – это общение с окружающими людьми. И ее развитие в этот период во многом определяется развитием общения с взрослым. В общении с взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, осваивает правила человеческой речи, узнает новые слова и словосочетания.

Я считаю, что речь детей очень зависит от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются. Ведь подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также те несовершенства и ошибки, которые встречаются в речи взрослых. А ведь культура речи ребенка, по словам Л. Д. Успенского, «тысячью нитей связана с настоящей речевой культурой его старшего окружения».

Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Вслушиваясь, как говорят мои воспитанники, я замечаю в их интонациях, словоупотреблении речевые особенности близких им людей. Дети передают жесты, мимику, используют характерные и часто употребляемые близкими людьми обороты речи.

Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речевого интереса у дошкольников».

laquo;Первоначальная функция речи коммуникабельная.Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средства высказывания и понимания».Л.С. Выгодский....

Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников»

laquo;И мы сохраним тебя, русская речь,Великое русское слово.Свободным и чистым тебя пронесем,И внукам дадим, и от плена спасем —Навеки!»А. Ахматова «Мужество»  ...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ

Речь детей - очень изумительная, забавная, изобретательная вещь! Как же часто нам приходится слышать от детей много разнообразных детских высказываний, выдуманных детьми слов и смешных фраз, и бывает ...

Эссе "Развитие речевого интереса у дошкольников"

Значение речевого развития для гармоничного развития ребенка дошкольного возраста...

Развитие речевого интереса у дошкольников

Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Это умение — речь. Речь является одним из важных приобретений ребенка ...

Развитие речевого интереса у дошкольников

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.Установка на развитие &md...