РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по развитию речи

Марисова Юлия Юрьевна

Речь детей - очень изумительная, забавная, изобретательная вещь! Как же часто нам приходится слышать от детей много разнообразных детских высказываний, выдуманных детьми слов и смешных фраз, и бывает так, что иногда мы даже не понимаем их смысла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ

Речь детей - очень изумительная, забавная, изобретательная вещь! Как же часто нам приходится слышать от детей много разнообразных детских высказываний, выдуманных детьми слов и смешных фраз, и бывает так, что иногда мы даже не понимаем их смысла.

Развитие культуры речи у детей неотделимо от культуры речи педагога и всех окружающих, ведь дети видят все предметы и явления, которые их окружают, глазами взрослых. Дети оценивают те или иные жизненные ситуации, перенимая взгляды взрослых людей, а также подражая их речи. Речь взрослого человека должна быть правильной грамматически, чётко выраженной и понятной – и это поспособствует в полноценном формировании речи ребенка, ну а в последующем - в успешном школьном обучении. Воспитатель является самым близким человеком, с которым непосредственно в детском саду связан ребёнок. А значит, и речь, поведение воспитателя, его внешний вид - всё это будет ориентиром и  образцом для детей.

Зная, что дошкольники овладевают языком при помощи устной речи, через общение с другими окружающими их людьми, нужно учитывать следующие факторы:

• Образцом для детей является речь воспитателя, и прежде всего - разговорная речь, на которой происходит ежедневное общение воспитателя и ребенка.

• Дети, слушая на занятиях речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком.

• Обращённая к ребёнку речь, должна быть близкой и понятной по смысловому содержанию детям.

• При речевом общении с детьми необходимо применять средства выразительности языка.

Речь – важное условие развития личности ребенка, поэтому очень важно вовремя ее у него развивать.

Для дошкольников свойственна неспособность к длительному волевому усилию, так как у них неустойчивое внимание. И поэтому задача воспитателя - чтобы каждая игра или занятие проходили для детей в доступной и привлекательной для них форме.

Очень хорошо для активности детей использовать различные сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, небылицы, песни, то есть произведения устного народного творчества, ведь от детей к ним исходит огромный интерес. Сказка способствует правильному построению диалога с собеседником, развитию логической связной речи, делает речь насыщенной, эмоциональной и  красивой. Очень хорошо на занятиях придумывать сказки, небылицы, потешки совместно с детьми.

В группах детского сада создаются различные игровые центры, которые развивают представление детей о предметах, явлениях, событиях, пополняют их словарный запас, учат рассуждать, делать собственные выводы, действовать самостоятельно и взаимодействовать с окружающими, группой, договариваться, слышать и слушать, высказывать общее мнение.

Организация проектной деятельности. Для изучения природных явлений и экосистем реализуется проект «Птичий дом», в котором дети выбирали понравившуюся птицу, после чего рисовали ее и составляли ее описание в виде небольшого рассказа.

Экспериментирование. Для экспериментирования используются события - придуманные или реальные, вызвавшие интерес у детей (свойства материалов - глины или пластилина, свойства тканей, явления, свойственные определенным сезонам – снег, дождь, туман и так далее).

Каждый вид исследовательской деятельности подразумевает выполнение речевых задач: подбор определений к разным словам, подбор слов, разгадывание загадок. Развивается диалогическая и монологическая речь. Дети приучаются к правильному построению своих высказываний в соответствии с услышанным и увиденным.

Кроме того, активно используются другие виды совместной деятельности: посещение библиотеки, различные экскурсии (школа, музей, полиция, завод, лесопарк, аптека и так далее).

По результатам сравнительного анализа в конце года видно, что дети показывают устойчивый интерес к изучению окружающего мира, задают много интересующих их вопросов, умеют делать выводы. Также обогащается словарный запас детей: применяются синонимы, словообразование, прилагательные.

Таким образом, познавательно - речевое развитие для дошкольников - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если подходить к решению этих задач с творческим подходом и грамотно, то и проблем в усвоении детьми задач не возникнет.

Удовлетворение детской любознательности, вовлечение детей в активное освоение окружающего мира, помощь ему в овладении способами познания связей между явлениями и предметами – все это позволяет игра.

Игра – это центральная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением. Для здорового развития ребенка игра - абсолютно необходимая составляющая.

Для ребят-дошкольников  игра имеет исключительное значение: она для них и учеба, и труд, и серьезная форма воспитания. Игры, которые способствуют развитию восприятия, памяти, мышления, внимания, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие детей в целом. В игре для ребенка открывается то, что взрослому известно уже давно. Желание играть и потребность в этих играх у детей дошкольного возраста можно и нужно использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. И если игра будет включена в педагогический процесс, то она станет средством воспитания и обучения. При этом, воспитатель, организуя жизнь детей в игре и руководя ей, всесторонне воздействует на развитие личности ребенка: чувства, сознание, волю и на поведение в целом.

Одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка – это дидактическая игра. В ней создаются условия, при которых каждый ребёнок получает возможность действовать самостоятельно в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая при этом свой собственный действенный и чувственный опыт.

Серьёзная учебная функция дидактических игр - организация и дальнейшее совершенствование опыта детей, а также формирование у них обобщённых представлений и способов действий.

Помочь в развитии речи ребенка могут артикуляционные гимнастики и упражнения, а также пальчиковые игры, ведь движения пальцев и кисти рук ребенка имеют особое развивающее воздействие в развитии речи.

В процессе игровой деятельности и в ходе общения с родными, близкими и воспитателями, в речи детей дошкольного возраста начинают появляться простые распространённые и сложные предложения. В беседах с детьми нужно так задавать вопросы, чтобы ребенок при ответе был бы вынужден применять предложения различной структуры. Если речь ребенка развита хорошо и он способен внимательно слушать и четко произносить слова, ему не будет страшно выражать свои мысли и он с удовольствием будет общаться со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, если мы создаем благоприятные условия для нормального речевого развития ребёнка в дошкольный период, то тем самым мы закладываем прочную основу для всего последующего обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речевого интереса у дошкольников».

laquo;Первоначальная функция речи коммуникабельная.Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средства высказывания и понимания».Л.С. Выгодский....

Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников»

laquo;И мы сохраним тебя, русская речь,Великое русское слово.Свободным и чистым тебя пронесем,И внукам дадим, и от плена спасем —Навеки!»А. Ахматова «Мужество»  ...

Эссе "Развитие речевого интереса у дошкольников"

Значение речевого развития для гармоничного развития ребенка дошкольного возраста...

Развитие речевого интереса у дошкольников

Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Это умение — речь. Речь является одним из важных приобретений ребенка ...

Развитие речевого интереса у дошкольников

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.Установка на развитие &md...

«Развитие речевого интереса у дошкольников»

Дар речи – уникальное свойство человеческого рода. Именно с помощью речи люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы, научные тру...