Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников"
консультация по логопедии

Евдокимова Марина Сергеевна

Речь является одной из основных функций человека, необходимых ему для того, чтобы вести полноценную жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл речь16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Речь является одной из основных функций человека, необходимых ему для того, чтобы вести полноценную жизнь.

Естественным периодом формирования речи являются первые три года жизни малыша, и, если в это время не создать благоприятных условий для формирования данной психической функции, в дальнейшем компенсировать её будет значительно труднее, а порой и невозможно полностью.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием и является приоритетным в языковом воспитании и обучении детей, особенно дошкольников.

Исследования многих ученых в этой области позволяют утверждать, что для становления речи ребенка необходимо нормальное созревание и функционирование ЦНС, нормальное состояние высших психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), а также физическое состояние ребенка. Однако, даже имея все необходимые предпосылки, без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. С другой стороны, формирование высших психических функций и чувств (моральных, эстетических, интеллектуальных) у человека осуществляется только благодаря речи.

Если речь у человека не развивается (дети - «маугли»), то ни моральные, ни эстетические, ни интеллектуальные чувства, даже в самом примитивном виде не формируются. Существенно страдает также развитие восприятия, мышления, памяти, ибо в основе второй сигнальной системы, играющей ведущую роль в развитии этих высших психических функций, лежит слово, устная и письменная речь, как система осмысленных речевых сигналов, свойственных только человеку.

Формирование произносительной речи у детей – задача большой значимости для родителей и педагогов. Конечно, для развития произносительных навыков, как и для речевого развития в целом необходимо, чтобы ребенок был психически и соматически здоровым, имел нормальные умственные способности, слух и зрение. Для произносительной стороны речи наиболее значимыми являются: хорошо развитое физиологическое и фонационное дыхание, гортань, система резонаторов, полноценное анатомическое строение и функционирование органов носовой и ротовой полостей.
Но этот процесс развития не происходит сам по себе. Очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была полноценной. Ребенок должен слышать нормальную речь, получать от взрослых указания, как следует говорить, чтобы в результате он мог начинать испытывать интерес к правильной речи. Нельзя, подлаживаясь к языку малыша, сюсюкать с ним. Это надолго закрепляет речевые недостатки ребенка. Необходимо, чтобы речь окружающих была неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Ребенок должен говорить, достаточно широко открывая рот, не очень громко, не крикливо, не спеша. Нельзя перегружать речь ребенка, заставляя произносить сложные фразы, незнакомые непонятные слова, заучивать слишком много стихотворений, сказок, сложных по содержанию и форме. Следует учитывать возрастные особенности звукопроизношения и не заставлять ребенка говорить отдельные слова и фразы, трудные и в звуковом и в смысловом отношении.
В общей системе работы по развитию речи значительное место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей правильного дыхания, темпа и ритма речи, силы голоса, четкой дикции и звукопроизношения, развитию у детей слухового внимания и фонематического восприятия.
В основе работы по усвоению детьми фонематической системы языка должна быть отработка в определенной последовательности гласных и согласных звуков и развитие умения дифференцировать звуки по их признакам.

Я в своей работе особое внимание уделяю развитию общей и мелкой моторики у детей, использую пальчиковую гимнастику, речь с движением, логоритмику.

 Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи для более успешного осуществления комплексной медико-педагогической помощи, поэтому в нашем детском саду в работе с детьми тесно сотрудничают медики, психологи, педагоги, ведется работа с семьями (организация мастер-классов, открытых собраний с привлечением специалистов). Выявление детей с отклонениями в развитии в первую очередь нужно проводить в семьях с «повышенным риском». К ним относятся семьи, где уже имеется ребенок с тем или иным дефектом; семьи с умственной отсталостью; семьи, где имеются дети, перенесшие родовую травму. Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильную произносительную сторону речи, но и предупреждает возникновение речевых нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования

Консультация Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования...

Практическая консультация по развитию речи дошкольников.

Практическая консультация на тему: "Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста" содержит в себе творческие задания, которые помогут активному формированию монол...

Консультации по развитию речи дошкольников

Подборка консультаций для воспитателей по развитию речи дошкольниковКонсультация для воспитателей.Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду.Овладение родным языком ка...

Консультация «Развитие связной речи дошкольников: комплексный подход»

Консультация«Развитие связной речи дошкольников: комплексный подход»...

Консультация "Развитие связной речи дошкольников с задержкой психоречевого развития"

данный материал содержит информацию об основных направлениях работы с воспитанниками с ЗПР в ОО "Речевое развитие" по такому направлени, как развитие связной речи....

Консультация "Развитие связной речи дошкольников".

Консультация "Развитие связной речи дошкольников"....