НЕЙРОПРОПИСИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по логопедии (старшая группа)

Карпухина Ольга Евстахиевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropropisi.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

НЕЙРОПРОПИСИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Человек входя во взрослую жизнь, уже не так часто обращает свое внимание на мир, который его окружает. Умея писать, читать взрослые автоматически используют полученные навыки, умения и знания. Дети же в отличие от взрослых, для понимания и познавания окружающего мира неосознанно ищут различные способы познания, они в основном экспериментируют.

Например, ребенок, взяв впервые карандаш, сначала исследуют его, рассматривает, пробует на вкус, потом с интересом начинает его использовать, разрисовывая карандашом стены или самого себя, с интересом рассматривая получающиеся линии и каракули. Таким образом, он исследует мир вокруг себя, выражая свои чувства и эмоции. Уже ближе к школьному возрасту, ребенок начинает проявлять интерес к буквам, пробует копировать слова, пытается писать свое имя.

Как правило, уже со среднего возраста, необходимо начинать проводить профилактическую работу по предупреждению письма у детей с тяжелыми нарушениями речи. Работа проводится на доступном для дошкольников материале, рисунках. Так любая детская деятельность, в том числе и изобразительная, достаточно благоприятно влияет на развитие речи и развитие графомоторных навыков, особенно для детей с системными нарушениями.

Основным видом деятельности для подготовки руки к письму в дошкольном возрасте является рисование и раскрашивание, так как дети учатся рисовать мелкие и крупные элементы, узоры. Поэтому важным остается использование раскрасок, что в свою очередь позволяет развивать координированные движения «глаза и руки», мелкую моторику, пространственное восприятие, внимание, усидчивость.

Раскраски также бывают разными по содержанию и распределяются по возрастным рамкам, так для самых маленьких детей, раскраски содержат крупные элементы и картинки. Чем старше дети, тем раскраски представляют уже более мелкие элементы и рисунки.

При раскрашивании у детей развивается навык штриховки в разных направлениях, дети учатся контролировать свои движения. При раскрашивании дети учат цвета, форму, фигуры, величину.

Раскрашивание разными цветами прививает у детей эстетический вкус, они учатся различать и сочетать цвета. Также многие раскраски содержат не только рисунки, а предлагают выполнить определенные задания, например, «отгадай загадку и раскрась отгадку», «выучи стихотворение, поговорку или пословицу».

Детям старшего дошкольного возраста, уже доступны и интересны раскраски по номерам, где они смотрят какой цвет под определенным номером, ищут номер на картинке и раскрашивают, тем самым закрепляя знание цветов, цифр.

При раскрашивании детей учат правильному захвату карандаша пальцами, а также контролировать силу нажима. Например, если рисовать карандашом, то нажим будет немного сильнее, чем при рисовании фломастерами.

Поэтому использование раскрасок в развитии графомоторных навыков имеет благоприятное воздействие в подготовке кисти руки к письму.

Следующим этапом, чтобы научить ребенка писать и подготовить его руку к письму, являются прописи.

«Пропись – имеет два значения. Первое значение то, что это тетрадь с разлинованными страницами, имеющая горизонтальные линии. Но есть еще и почти вертикальные линии с наклоном вправо в верхней части листа, данный наклон задает правильное начертание букв, которые ребенок старательно выводит в прописях. В начале каждой строки уже заданы буквы и знаки, которые ребенку необходимо обвести, а далее прописать самостоятельно, глядя на образец в начале строки»

«Второе назначение «прописи» – это каллиграфическое написание букв и слов. Это сам процесс письма»

Используя прописи в дошкольном возрасте, дети учатся каллиграфическому написанию букв, слов.

«Возраст прописи, насчитывает около трехсот лет. Зарождалась пропись постепенно. В начале своего исторического пути пропись использовалась как копирование содержимого разных тетрадей. Детей учили копировать тетради учеников, которые занимались у знаменитых учителей по письму»

Благодаря прописи дети знакомятся с отличиями одного знака от всех остальных. Она развивает эстетический вкус, раскрывает способности ребенка в создании композиций. Пропись помогает в написании не только красивых и аккуратных букв и знаков, но также делает их читаемыми. Также пропись имеет большое значение в развитии всего письма, в частности в его техническом исполнении. Пропись прививает способность к пластическому написанию букв, а далее к красивому и ровному почерку. «Именно пропись была началом зарождения собственно почерка у каждого ученика, или понятия хорошего и плохого почерка»

Сначала дети учатся писать палочки, крючки, кружочки. Далее элементы усложняются, приобретая вид символов, букв и цифр. Благодаря линованным листам, дети учатся писать элементы одинакового размера, наклон элементов приобретает более однородный вид.

Использование прописей в подготовке к письму детей с речевыми нарушениями, является недостаточно эффективным средством, так как у детей нарушена «мелкая моторика, зрительно-моторная координация, внимание, пространственная ориентировка, ориентировка на плоскости листа»

Поэтому, чтобы помочь детям с речевыми нарушениями в преодолении графомоторных навыков, логопедами стали разрабатываться логопедические тетради, в которых дети работают, как карандашами, так и фломастерами.

При работе в логопедической тетради, дети с речевыми нарушениями учатся внимательно слушать словесную инструкцию взрослого при выполнении, какого-либо задания. Например, при срисовывании по образцу, ребенок запоминает зрительно порядок этапов работы. Дети учатся производить точный подсчет клеток в заданной фигуре, чередование в раскраске и штриховке. Дети с тяжелыми нарушениями речи активно учатся работать самостоятельно. Занятия в логопедических тетрадях развивают глазомер, улучшают форморазличение и цветоразличение, у детей развиваются и уточняются пространственные представления.

В логопедических тетрадях задания построены так, что у ребенка идет коррекция не только речи, но происходит и развитие графомоторных навыков. Дети, прорабатывая выученные звуки, учатся их писать, раскрашивают, штрихуют. Современная логопедическая тетрадь позволяет использовать различные материалы, например, пластилин, палочки, камушки и многое другое. Дети из данных материалов лепят, выкладывают различные фигуры, буквы. Тем самым у детей развивается мелкая моторика, тонкие движения пальцев рук становятся более координированными, точными. Задания на копирование или перерисовывание рисунков, развивают у детей зрительно-моторную координацию.

Логопедические тетради в основном разрабатываются таким образом, что отражают последовательность основных лексических тем. Когда дети проходят определенную тему, например, «Транспорт», закрепляют обобщающее слово, названия различных видов транспорта, проговаривают части, из которых состоит тот или иной транспорт. Закрепляют выученные звуки и буквы, которые дети также учатся писать, раскрашивают, штрихуют.

У многих исследователей детей с речевыми нарушениями, встал вопрос о создании уникального пособия – нейропрописи, которое будет способствовать не только развитию красивого почерка, но и графомоторных навыков в целом, так как от развития именно графомоторных навыков зависит умение писать красиво и без ошибок.

В 2018 году стали появляться серии нейропрописей И.М. Праведниковой:

«Развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков»;

«Развитие мелкой моторики и навыков письма у дошкольников»;

«Развитие буквенного восприятия, если ребенок зеркалит буквы при письме»;

«Развитие орфографической зоркости».

«Комплексные занятия, которые предлагает автор данной серии, направлены в первую очередь на «формирование предпосылок и развитие необходимых психических функций для успешного грамотного письма, развитие графомоторных навыков у дошкольников» [3].

В 2020 году В.Г. Дмитриева разработала универсальный развивающий тренажер

«Нейропрописи для тренировки мозга», который создан для развития структур мозга, от которых главным образом зависит успешность обучения в школе. Занятия с нейропрописью помогут детям:

«в тренировке графических навыков, координации движений и мелкой моторики;

стимуляции межполушарного взаимодействия;

синхронизации работы «глаз и рук»;

контролировать ведущую руку, соблюдать границы строки;

развитию внимания и зрительно-пространственной ориентации;

развитию тонкой дифференциации пальцев рук» .

«Нейропропись подходит для работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями, которые пишут, как правой, так и левой рукой. Нейропропись содержит интересные задания, а также стимулирующие и расслабляющие упражнения для глаз и для рук» .

Нейропропись уникальна тем, что в нее входят элементы из обычной прописи, а также нейроупражнения, которые хорошо сочетаются между собой. Задания построены от простого к сложному, поэтому детям легче осваивать новые графомоторные навыки.

Дети постепенно учатся обводить по контуру различные фигуры, копировать предметы, штриховать в различных направлениях, рисовать и выкладывать фигуры по образцу, проводить прямые и ровные линии в разных направлениях. Работа в нейропрописях

«способствует развитию образного, конструктивного, аналитического мышления, развитию воображения, зрительной памяти, графомоторных навыков, дети учатся воспринимать контуры рисунков, различать отдельные части и детали, а впоследствии соединять их в одно целое» [2].

При раскрашивании, каких-либо картинок, дошкольники знакомятся с цветом и формой, осваивают технику штриховки. Главной задачей нейропрописей является развитие графических навыков, благодаря чему развивается умение контролировать движения глаза и руки, видеть целое из частей. В нейропрописях дети с речевыми нарушениями учатся выполнять определенные действия по предложенным заданиям.

Также в заданиях к каждому занятию, есть упражнения на развитие мелкой моторики, это пальчиковые упражнения, зрительная гимнастика в начале и в середине занятия, дети смотрят на картинку в тетради и выполняют определенную зрительную гимнастику.

Задания в нейропрописи построены так, что вызывают большой интерес у детей, они не повторяются, наоборот, на каждом занятии выполняют разные интересные задания.

Уникальность использования нейропрописей на занятиях, во время свободной деятельности, заключается в том, что «занятия проходят в форме игры, так как игра является ведущим видом деятельности и наиболее эффективным методом в работе с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь по развитию графоматорных навыков для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи с элементами Су-Джок

Это пособие представлено отдельной тетрадью, которая содержит задания по развитию графических навыков с образцами разных видов рисунков (рисование по клеточкам, точкам, рисование геометрических фигур,...

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье раскрывается понятие "графомоторный навык", определяются пути и средства его развития....

Статья: Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ключевым понятием в методике обучения первоначальному ...

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности формирования и развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Проект «Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Проект "Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"  представляет собой взаимодействие участников образовательного процесса с ко...