Использование современных педагогических технологий учителем-логопедом при обучении чтению
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Буслаева Зинаида Николаевна

Чтение – один из важных видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Также «чтение» - это способность воспринимать, понимать информацию, записанную тем или иным способом. Как же сделать чтение интересным? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

     

    Чтение представляет собой сложный психофизиологический механизм, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. В дальнейшем происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

    Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней. Каждый из них связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.

    Основными условиями успешного овладения навыками чтения являются: сформированность устной речи, фонетико-фонематической её стороны, лексико-грамматического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза и мнезиса.

    В последнее время отмечается бум на раннее развитие детей, развивающие центры пользуются огромным спросом, растёт количество таких центров, но, к сожалению, никто не контролирует качество и правильность применяемых методов. Ребёнку нет ещё двух лет, а родители пытаются заниматься дополнительно обучению чтения. В таком возрасте у ребёнка нет достаточного жизненного опыта, чтобы осмыслить прочитанное, а время и деньги будут потрачены впустую. Соглашусь, что современный ребёнок должен уметь читать перед поступлением в первый класс в отличие от первоклассников времён их родителей. Время и прогресс движется вперёд, школьное образование меняется, увеличивается объём программного материала и не читающему ребёнку сложно быстро освоить чтение за четыре месяца, который даётся современному первокласснику. А ведь несформированный навык чтения тянет за собой отставание по другим дисциплинам. Невозможно решить задачу, не прочитав и не осмыслив. При низком темпе чтения ребёнок не улавливает условие задачи. Как снежный ком наслаиваются проблемы в обучении.

    И всего вышеперечисленного, оптимальный возраст для обучения чтению является 5 – 6 лет, чтобы к началу школьного обучения ребёнок умел читать и в дальнейшем оттачивал этот навык. К сожалению, как думают некоторые родители, что в школе всему научат, в современном мире не срабатывает и на бедного вчерашнего дошкольника скатывается лавина. Вчера он ещё играл и ни о чём не думал, а сегодня от него требуют результат и обязательно каждодневное выполнение уроков. Умение читать до школы гораздо упростит деятельность ребёнка и освободит время для продолжения заниматься в любимых секциях и кружках. Ведь не секрет, что некоторые дети бросают свои любимые занятия, не справляясь со школьной нагрузкой.

   Как же привить дошкольнику любовь и интерес к чтению?  Подход для детей дошкольного и школьного возраста разный. Да и методики поменялись за последние десятилетия.  Дошкольник способен воспринимать информацию только в игровой форме. Среди огромного выбора методик по обучению чтению популярна методика Надежды Сергеевны Жуковой. Её способ адаптирован для самостоятельных занятий родителей с детьми в домашних условиях.

  Н.С. Жукова – знакомый многим отечественный педагог, которая создала методику, с помощью которой дети могут быстро научиться читать и с лёгкостью перейти от неё к письменной речи.

    По методике Надежды Жуковой все буквы алфавита сразу учить не стоит. Первое знакомство ребёнка должно быть с гласными буквами. После того, как малыш познакомится с ними, уже нужно складывать АУ, ОУ, УА т. д. Далее можно приступать к изучению согласных. Обязательным условием является не запоминание названий букв, а заучивание звуков. Ребёнок должен понять алгоритм складывания слогов из звуков. Для этого ему необходима тренировка сначала на простых слогах, тип МА, ПА, МО, ПО, ЛА, ЛО. После того, как ребёнок поймёт этот механизм, научится читать простые слоги, приступают к слогам сложнее – с шипящими и глухими согласными.

  После того, как ребёнок освоит элементарные навыки чтения и научится читать простые слова – необходимо поддерживать его интерес к этому процессу и постоянно совершенствовать. Для это необходимо придумывать и изготавливать различные интересные игры и тренажёры. Среди логопедов, которые придумывают и делятся интересными идеями со своими коллегами можно выделить Юлию Новосёлову и Елену Круоглу. Мною были изготовлены интересные пособия, которые были опробованы среди детей дошкольного возраста. Пособия увлекательны, поддерживают интерес, способствуют осмысленному чтению. После освоения чтения через игровой материал, можно переходить к чтению небольших рассказов, с дальнейшим пересказом прочитанного. Для этой цели с успехом использую книги для чтения авторов Людмилы Павловны Успенской и Михаила Борисовича Успенского.

Картотека    игр.

  1. «Парные слова»

Комплект состоит из нескольких однотипных игр в виде парных картинок «Когда?», «Почему?», «Кто как?», «Зачем?» «Кто что?», «Куда?», «Кто чем?».

Правила игры: взять картинку, прочитать вопрос и подобрать картину ответ.

  1. «Крылатые выражения»

Правила: прочитать выражение, подобрать к нему соответствующую картинку. Взрослый объясняет переносный смысл выражений, незнакомых до этого. Ребенок подыскивает соответствующую табличку.

  1. «Речевое домино»

Правила: взять картинку, прочитать на ней слово, добавить соответствующую картинку и так по цепочке.

  1. «Цепочка вопросов»

Правила: взять картинку, прочитать вопрос, найти картинку с ответом, на которой написан следующий вопрос и так далее.

  1. «Подбери правильно предлог»

Правила: ребёнок читает предложение, в котором отсутствует предлог. Среди предложенных карточек с предлогами он подбирает нужную и прикрепляет.

  1. «Найди по описанию»

Правила: ребёнок читает слова-признаки и подбирает к ним нужную картинку.

  1. «Доскажи словечко»

Правила: прочитать предложение и добавить слово по смыслу, прикрепив соответствующую картинку.

  1. «Плюс или минус»

Правила: прочитать предложение и соотнести его с предлагаемой картинкой. Если не совпадает нарисовать минус, если совпадает – плюс.

  1. «Подбери подходящее»

Правила: прочитать и добавить соответствующую табличку.

  1. «Как хорошо уметь читать»

Правила: на картинках изображён персонаж, выполняющий разные действия. К каждому персонажу надо прикрепить соответствующую табличку.

  1. Найди слово, которое спряталось.

На обычном листе напечатаны буквы, среди которых спрятаны слова. Надо найти эти слова и подчеркнуть. Можно объединить слова в одну из категорий (животные, цветы и т.д.)

Цель: Данный метод способствует повышению скорости чтения и исключает чтение по догадке, путём домысливания.

ФЫВАПЛИСАСМИТРОВОЛКЧИТНОПМИЛОСЬСЕНШЩАА

ЦЙУКААРОЗАПРТЬЛДАСТРАЧРЛЬМПИРИСПРЛООСАПНГ

  1. Шифровальщик

Все буквы алфавита пронумеровать по порядку. Зашифровывать слова с помощью чисел, соответствующих буквам.

Например: 1 10 19 20  (АИСТ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»

Сценарий семинара - практикума «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации» может быть полезен руководителям ДОУ, старшим воспитателям. Подробно на практике рас...

ДОКЛАД: Использование современных педагогических технологий по ФГОС при обучении детей плаванию в ДОУ

Выступление на РМО с презентацией! Использование современнных технологий по ФГОС при обучении детей плаванию в ДОУ....

Индивидуальный план профессионального развития учителя-логопеда Точилкиной О.И. «Реализация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особые образовательные возможности с использованием современных педагогических технологий, в частности, ИКТ».

Индивидуальный план профессионального развития  учителя-логопеда Точилкиной О.И. «Реализация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особые образовательные возможности с использо...

«Использование коррекционно – педагогических технологий учителя - логопеда и воспитателя в работе с детьми с ОВЗ.»

laquo;Использование коррекционно – педагогических технологий учителя - логопеда и воспитателя в работе с детьми с ОВЗ.»...

«Использование коррекционно – педагогических технологий учителя - логопеда и воспитателя в работе с детьми с ОВЗ.»

Специфика деятельности специалистов  и воспитателей предполагает оказание помощи разным категориям дошкольников с ОВЗ, у которых отмечается недостаточный уровень речевой коммуникации, познаватель...