Сказко-терапия совместно с цветотерапией для развития связной речи детей с ТНР
статья по логопедии (подготовительная группа)

Сказко-терапия совместно с цветотерапией для развития связной речи детей с ТНР

(вырезка из диплома)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rotkina_statya.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ И ИЗОТЕРАПИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

На сегодняшний день становится всё больше и больше детей дошкольного возраста, не способных ясно, точно и выразительно высказывать свои мысли, чувства, желания. Большие затруднения вызывают не только рассуждения, но и простое фантазирование. Выполнение учебных действий, таких как восприятие и воспроизведение учебных текстовых заданий, возможность давать развернутые ответы на любые вопросы и другое – всё это требует от детей дошкольного возраста развитой связной речи. Её достаточный уровень развития также способствует успешному развитию устной и письменной речи, помогает адекватному восприятию учебного материала.

Изучением связной речи занимались такие исследователи как, В. К. Воробьёва, В. П. Глухов, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова. Связная речь – это развёрнутое высказывание, построенное в адекватной логической последовательности с тематически связанными частями. Данная речь обладает такими свойствами как: самостоятельность и законченность [2, с. 45].

В ходе получения первых знаний в русском языке и литературе, у детей подготовительного к школе возраста происходит развитие языковых структур одновременно с развитием психических функций и процессов. Вместе с этим идёт процесс развития связной речи, его коммуникативных способностей. Необходимо обогатить не только его словарный запас, но и воздействовать на мышление, чтобы успешно развить у ребёнка связную речь.

Мышление у детей начинает занимать доминирующую роль именно к моменту начала школьного возраста. До этого оно не находится в зоне актуального развития. У ребёнка в детском саду мысли движутся от объекта к объекту, от частного к частному, язык дошкольника обладает способностью только символически обозначать и различать различные вещи. Дети «склеивают» свои рассказы из отдельных обрывков. И уже ближе к подготовительному к школе возрасту, дети начинают полноценно осознавать сложные причинно-следственные связи, отношения. Детям становится гораздо проще запомнить и пересказать сложный сюжет, а словарь становится всё шире. Формируются понятия, а язык начинает исполнять познавательную функцию.

В современной практике существует множество методов и приёмов, используемых для развития связной речи у детей младшего школьного возраста. Выделяют следующие классификации методов обучения детей: по используемым источникам получения знаний; по характеру дидактических целей и решению познавательных задач; комбинированию разных практик; сочетание способов деятельности преподавателя и обучающегося. Метод – совокупность путей реализации совместной деятельности педагога и обучающегося, направленной на достижение поставленных целей обучения [3].

Единственной верной классификации по методам и приёмам на данный момент нет. Мы предлагаем остановиться на самой популярной классификации – по источникам получения знаний. В ней выделяются три главных метода обучения: наглядные, словесные, практические [3].

Наглядные методы обучения – под ними понимаются те методы, при которых понимание и усвоение учебного материала в большей степени зависит от различных наглядных пособий и средств. Данный метод прекрасен тем, что позволяет детям наглядно-чувственно ознакомиться с предметом изучения в его настоящем или символическом виде [3].

Наглядные методы обучения разделяются на две группы: метод иллюстрации и метод демонстрации. Первый метод используется при показе обучающимся пособий, таблиц, картин, карт, плакатов, рисунков и прочего. Метод демонстрации представляет собой показ объектов, ситуаций, явлений: приборов, опытов, технических установок, фильмов и прочего. Данный вид методов обучения больше востребован в дошкольных образовательных учреждениях, на первых ступенях обучения в школе, так и выше. Наглядность – неоспоримый помощник в понимании и выучивании любого материала [3].

Словесные методы обучения представляют собой словесную инструкцию преподавателя детям. Данный метод позволяет в максимально сжатые сроки дать детям большой объем информации, указать обучающимся проблему и сразу объяснить путь или пути её решения. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой и прочее. Дети подготовительного к школе возраста получают свою долю обучающей информации от преподавателя именно благодаря словесному методу [3].

Более интересным методом для детей являются практические. Используя практические методы обучения, педагог помогает детям успешно усвоить и закрепить изучаемые умения и навыки. К данному виду методов относят упражнения, лабораторные и практические работы [3].

Существуют различные приёмы обучения. Приёмы – это составная часть метода.  Выделяют такие методические приёмы обучения как:

  1. Словесные приёмы обучения представлены речевым образцом, повторением, проговариванием, объяснением, указанием и т.д. В младших классах дети знакомятся с этим приёмом намного ближе, чем было у них до этого в детском саду;
  2. наглядные приёмы обучения представлены различными показами иллюстрационного материала. К ним относятся: показ действий, образца, какой-либо последовательности;
  3. игровые приёмы чаще всего применяются в детском саду, чтобы заинтересовать детей в теме занятия. Однако и младшим школьникам всё ещё интересно, когда педагог включает в свой урок какой-либо игровой приём [3].

На занятиях не бывает так, что используется исключительно один из методов. Используя практический метод, невольно затрагивается и наглядный. Применяя наглядный, непроизвольно сталкиваешься и со словесным. Хоть они и подразделяются, но разделяются весьма условно.

Каждый из предложенных методов по отдельности конечно может помочь логопеду в развитии связной речи ребёнка младшего дошкольного возраста, но мы считаем, что только их совокупность принесет наибольшее плоды в данном деле.

Универсальным средством развития связной речи являются сказки. Они не только обогащают словарный запас ребенка, но и способствуют развитию его мировоззренческих взглядов. Обращаясь к сказкам, мы задействуем все вышеперечисленные методы. Словесный метод – при рассказе или постановке проблемы, практический – при выдумывании сказок самими детьми, наглядный – при демонстрации картинок, связанных с сюжетом сказки. Всё это способствует наибольшему воздействию логопеда на ребёнка [2].

Применяя сказки на занятиях, логопед не только развивает речь ребенка подготовительного к школе возраста, но и воздействует на него, как на личность. Мораль, скрытый смысл, что несет в себе выдуманная история, проецируется на ребенка, обыгрывается его фантазий. Вследствие чего, у него формируется абстрактный опыт и собственная позиция по данной ситуации.

Логопед, используя на своих занятиях сказкотерапию, решает несколько задач по развитию связной речи:

  • формирование языковой культуры личности;
  • создание коммуникативных ситуаций;
  • активизация и развитие слухоречевой памяти ребенка;
  • развитие диалогической монологической речи (при пересказе или собственном сочинении сказки);
  • формирование игровой мотивации;
  • общий развивающе-терапевтический эффект [2].

А. В. Кочеткова в своей статье предлагает свой метод для более успешного воздействия логопеда на развитие связной речи детей. Ей предложено совмещение изотерапии и сказкотерапии [2].

Изотерапия – это терапия изобразительным творчеством, куда входит рисование, лепка, аппликация и прочее. При занятиях на изотерапии ребенок получает эмоциональное и психологическое расслабление. Помимо этого, изотерапия благотворно влияет на развитие мелкой моторики при процессе как рисования (кисточками, пальцами, палочками и прочим), так и лепки [1].

Применение изотерапии на логопедических занятиях способно создать приятную и уютную атмосферу. Ребенок от процесса творчества получает удовлетворение и повышает свою самооценку. Активно задействуется фантазия, развивается усидчивость и внимательность. Происходит уточнение контроля за произвольными движениями. Творчество даёт ребенку первые переживания успеха, что формируют у него уверенность в себе.

Включить в логопедическое занятие изотерапию совместно со сказкотерапией достаточно просто, остаётся проявить фантазию и смекалку. Например, прослушав сказку, ребенок может нарисовать основные сюжетные точки, основных персонажей, отразить в цвете своё отношение к данным ситуациям или героям, а после пересказать сказку имея опору перед глазами.

Другой пример, ребенку можно предложить создать картинку, нарисовать героев, какие-то сюжетные действия, а после рассказать по получившемуся рисунку свою сказку. Так развивается мелкая моторика ребенка, его мышление и, самое главное, развивается монологическая речь.

Резюмируя, мы приходим к выводу, что связная речь – необходимый компонент при дальнейшем развитии ребенка. При неполном её развитии могут нарушится не только учебная успеваемость ребенка, но и его дальнейшая социализация в обществе. Низкая самооценка, ряд других психологических переживаний, стресс – всё это может быть вызвано недостаточностью развитости связной речи.

Одним из наиболее универсальных и интересных способ развития связной речи у детей младшего школьного возраста является комплексный метод, включающий в себя применение сказкотерапии и изотерапии. Благодаря им логопед интенсивно воздействует на развитие связной речи ребенка, помогает ему плавно включиться в образовательный процесс. Применение изотерапии и сказкотерапии увлекает детей младшего школьного возраста, занятия кажутся им более интересными, а значит, они больше открыты для логопедического воздействия на них.

Список литературы:

  1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2006. – 158 с.
  2. Кочеткова А. В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников/ А. В. Кочеткова // Начальная школа. – 2002. – №9. – С. 64–68.
  3. Пидкасистый П. И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П. И. Пидкасистый – М: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности на прогулке

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность учителя-логопеда и педагога по LEGO-конструированию

Анализируя различные формы и планируя организацию коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, мы искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенн...

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....

Развитие связной речи детей в совместной работе педагогов и родителей (конспект театрализованного, познавательного досуга для детей и родителей.

Привлечение детей и родителей к совместной театрализованной деятельности, формирование интереса к русской народной сказке...

Система заданий для совместной работы родителей и ребенка по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Систематизирлованный лексический материал , отражающий основные темы словарной и грамматической работы в старшей и подготовительной логопедической группах ДОО. Упрощает и облегчает родителям выполнени...

Конспект совместной деятельности по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через диалог»

В данном конспекте представлена работа по совместной деятельности с детьми младшего дошкольного  возраста по речевому развитию...