Марблс: Уникальный материал для развития детей с речевыми нарушениями
статья по логопедии (подготовительная группа)

Суродейкина Анастасия Олеговна

В статье приводится информация об использовании в работе логопеда в детском саду с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, игр с использованием камней марблс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Марблс: Уникальный материал для развития детей с речевыми нарушениями

Все, чем занимается ребенок, — это игра. Ведь именно в процессе игры развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика и мыслительные операции. Неудивительно, что она является неотъемлемой частью образования ребенка.

Стимуляция движений пальцев рук активизирует работу центральной нервной системы и способствует развитию речи. В логопедической практике активное использование мелкой моторики головного мозга является неотъемлемой частью успешного обучения.

Исследования нейробиологов и психологов, посвященные развитию головного мозга и психическому развитию детей, с ходу показывают связь между мелкой моторикой рук и развитием речи. Дети, с лучшей моторикой рук, имеют лучше развитый мозг, в частности, его речевую область. Иначе говоря, чем лучше развиты навыки пальчиков, тем легче детям осваивать речь.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) накладывают особые требования на среду развития детей дошкольного возраста: она должна быть насыщенной, вариативной и доступной. Педагогам поручается творчески переработать учебный материал с целью стимулирования у детей постоянного интереса к знаниям и творчеству.

Использование камешков "Марблс" является одним из нетрадиционных методов обучения, который вызывает у детей особый интерес. Заниматься мелкой моторикой с помощью этих камешков становится увлекательным процессом, способствующим сенсорному развитию. Они предоставляют так много возможностей для игр, творчества и развития моторики.

Камешки "Марблс" полностью отвечают требованиям ФГОС и могут быть успешно использованы в работе с детьми разных возрастных групп и со специальными образовательными потребностями.

"Марблс", сферические игрушки, изготовленные из стекла, глины, стали или агата, предоставляют замечательную возможность развития мышления, речи, общения и воображения у детей разного возраста. Они являются настоящим сокровищем в работе с детьми, имеющими проблемы с речью, так как позволяют решить множество задач.

Основная цель использования "Марблс" — это развитие общей и мелкой моторики рук. Они помогают:

1. Формировать правильный захват камешков рукой.

2. Развивать сложные координированные движения пальцев и кисти.

3. Стимулировать мышление.

4. Улучшать ориентировку в пространстве.

5. Предотвращать оптико-пространственные нарушения.

6. Развивать память и умение запоминать цвета.

7. Обогащать словарный запас.

8. Развивать внимание и память.

9. Раскрывать творческие возможности ребенка.

У камешков "Марблс" приятная на ощупь поверхность, эстетическая привлекательность и способность расслаблять детей. Дети с удовольствием работают с этим материалом и испытывают наслаждение от этого творческого процесса.

Игры на постановку и автоматизацию поставленных звуков

1. Выложи звуковую дорожку, повторяя поставленный звук.

2. Найди букву в сухом бассейне, которую ты учишь.

3. Найди все игрушки на изучаемый звук в сухом бассейне.

4. Заполни слоговую дорожку с поставленным звуком.

5. Выложи букву, которую ты учишься говорить. Выложи слог.

6. Выложи слово из букв с автоматизированным звуком.

7. Собери из разрезанных картинок слово с автоматизированным звуком и сделай звукобуквенных разбор слова.

8. Заполни дорожку камешками, проговаривая картинки на поставленный звук.

9. Пройди лабиринт и проговори слова на закрепляемый звук. Ребенок, наклоняя коробку перемещает шарик по лабиринту.

10. Выложи рисунок и проговори чистоговорку, стихотворение на поставленный звук.

11. Укрась картинку к тексту. Перескажи текст на поставленный звук.

Использование камушков Марблс при изучении лексических тем

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.

• «Выложи по контуру».

• «Собери по образцу».  Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.

• «Заполни картинку камушками»

 

Звукобуквенный анализ слов.

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза (фишки-камушки выкладывать под буквами).

• «Волшебный мешочек».

 Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

• Звуковой анализ по схеме слова.

Составление предложений.

Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций. Сосчитать сколько слов в предложении выложить камешками схему.

Развитие сенсорных представлений  

• «Соотнеси по цвету»

Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

• «Длинный-короткий»

Предложить ребёнку выложить из камушков длинную дорожку и короткую.

• «Высокий-низкий»

Предложить детям выложить из камушков высокую башенку и низкую.

•        «Разложи по размеру»

•        «Разложи по цвету»

•        «Разложи по форме»

Развитие пространственных представлений и предложно-падежных конструкций.

• «Положи правильно» Педагог дает устные задания типа: положите красный камушек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

• «Продолжи ряд» (педагог предлагает образец разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок).

• «Лабиринты»

• «Графический диктант»

• «Вокруг да около» (работа с предложно-падежными конструкциями)

Педагог даёт задание: «Положи красный камушек на божью коровку (где находится божья коровка? (в середине); синий - над божьей коровкой (уточнить, кто находится над божьей коровкой? (жук); положи зелёный под божью коровку (уточнить, кто находится под божьей коровкой) и т.д.

 

Развитие грамматического строя речи (словоизменение и словообразование, согласование)

• «Помоги Дюймовочке»

Помоги Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д.

• «Волшебный мешочек» Ребёнок достает камушек из мешочка определенного цвета и говорит: Зелёный камушек- зелёный огурец, красный камушек-красное платье и т.д.

Работа по коррекции дисграфии.

• Игра «Зеркало». Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

• Игра «Техники». Восстанавливаем сломанные слоги (АП, КИ, УХ).

• Игра «Разгляди буквы».

• «Знакомство с буквой».

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук. Оборудование: камушки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы

 

В нашем дошкольном образовательном учреждении мы активно работаем по данному направлению, сделав особый акцент на систематичности и целенаправленности. Важная составляющая этой работы - взаимодействие между учителями-логопедами и воспитателями, особенно в группах с компенсирующей направленностью. Благодаря этому плотному партнерству, мы достигаем высоких результатов в развитии речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»

Консультация для родителей на тему:«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:...

Эмоционально-волевое развитие детей с речевыми нарушениями

В данном материале обобщён опыт работы по развитию эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями. Предложенная система работы является комплексной, так как охватывает всех участников пр...

Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа­хе, вкусе и т. п....

Консультация для родителей о роли художественных произведений в речевом развитии детей с речевыми нарушениями

Полезная информация для консультационной работы воспитателя с родителями....

Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями.

Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, присущую только человеку. Важность речи определяется ее ролью в общении и познании. В тех случаях, когда у ребенка сохранен...

Игры с камушками «Марблс» как средство всестороннего развития и преодоления речевых нарушений.

Из опыта работы о применении нетрадиционных методов и приемов, позволяющих сделать процесс коррекционно – развивающего обучения наиболее эффективным....