Игры с камушками «Марблс» как средство всестороннего развития и преодоления речевых нарушений.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Ульянова Ирина Владимировна

Из опыта работы о применении нетрадиционных методов и приемов, позволяющих сделать процесс коррекционно – развивающего обучения наиболее эффективным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marbls_tnr.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с камушками «Марблс» как средство всестороннего развития и преодоления речевых нарушений.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности». И передо мной возникла проблема, как сформировать данные целевые ориентиры у детей с тяжелыми нарушениями речи, как поддержать интерес детей к деятельности.

В поиске нетрадиционных методов и приемов, позволяющих сделать процесс коррекционно – развивающего обучения наиболее эффективным я опиралась на интерес детей к разного рода секретикам.

Все дети любят создавать свои сокровищницы.   Основную их часть составляют мелкие предметы: бусины, сломанные брошки, красивые пуговицы. Дети воспринимают их чувственно. Именно этот внутренний интерес детей к предметам подобного типа подсказал мне ввести в практику работу с блестящими камушками Марблс с помощью игры.

 Стеклянный шарик Марлбс - далёкий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей.

Камушки использую в развивающих играх, продуктивной деятельности, и конечно же, для релаксации.  

 Вначале в совместной деятельности рассматривали шарики, держали в руках, прокатывали в ладонях, закрепляли цвета, экспериментировали: определяли какие из них тяжелые, а какие легкие. Даже простое перебирание камушков, рассматривание, поиск самого красивого делает ребенка спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. А специальные игры с использованием камушков Марблс позволяют решать задачи всестороннего развития детей и преодоления речевых нарушений.

Это развитие мелкой моторики, ориентировка на плоскости, обогащение словаря, развитие грамматического строя и связной речи, образного мышления, памяти, творческих способностей.

Камушки Марблс позволяют оптимизировать педагогический процесс, расширяют образовательное пространство, обогащают развивающую предметно-пространственную среду, способствуют развитию детского экспериментирования.  С камешками можно играть, не боясь порезаться, а убрать поделки можно легко и быстро.

При использовании камушков Марблс у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции и изображения вне зависимости от имеющихся у него навыков, таким образом создается ситуация успеха для каждого ребенка.

Камушки можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, то есть ребенку нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно трудно для детей с ограниченными возможности здоровья.

Камешки привлекательны для детей и вся коррекционно – развивающая работа воспринимается ими как игра.

Я использую разнообразные игры и упражнения с камешками Марблс.

С целью развития мелкой моторики провожу упражнения типа «Выложи узор», «Раскрась картинку камушками», где дети выкладывают камешки на образец-карточку, на который нанесено изображение. В играх «Найди свой цвет», «Продолжи цепочку» - вместе с развитием мелкой моторики упражняю детей в согласовании прилагательных с существительными.

Для профилактики и коррекции зрительно – пространственных нарушений провожу графические диктанты, где дети располагают камушки определенного цвета игры «Собери фигуру», «Найди место камешку», «Где спрятались игрушки?».

В играх «Жираф», «Божья коровка» дети выкладывают камешки-пятнышки жирафу и божьей коровке, правильно называя первый или последний звук в словах.

В игре «Улитка» провожу закрепление поставленного звука в словах.

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза осуществляю в играх «Гусеница-модница», «Гласный-согласный», «Напиши слово» дети выполняют звуковой анализ слова и записывают звуки с помощью камешков Марблс.

 Игру «Четвёртый лишний» провожу в парах индивидуально с учётом автоматизируемых звуков. Ребенок называет все картинки, выбирает лишнюю, обосновывает свой выбор и отмечает лишнюю картинку камешком. В данной игре я не только автоматизирую звуки, но и развиваю мышление, упражняю детей в классификации и употреблении обобщающих понятий.  

Познакомить детей с буквами мне помогают такие игры как: «Веселые буквы» (уточняем название букв и закрепляем ее образ путем наложения камушков на их контур и соотнесения данных букв с картинкой предметов, названия которых начинаются на эту букву).

В игре «Зеркало» предлагаю детям помочь буквам, убрать их неправильные отражения, выложить камешки правильно. 

В играх «Техники»,  «Разгляди буквы», «Секреты букв» дети восстанавливают «сломанные» буквы и слоги, тем самым готовлю детей к обучению грамоте, закрепляю образы букв.

В игре «Гроздь винограда» упражняю детей в делении слов на слоги. Показываю картинку и называю слова, а ребенок делит слово на части (слоги) и на веточке винограда ищет маленькую веточку из нужного количества слогов. Одна маленькая веточка – слово из одного слога, один камешек, две веточки – слово из двух слогов, два камешка и т.д 

Широкие возможности для закрепления словаря, формирования грамматического строя речи и автоматизации звуков открывают игры из серии «Помоги друзьям встретиться». Дети помогают зайчику добраться до морковки выкладывая камешки на картинки на определенный звук, проговаривая из названия. Или помогают Золушке успеть на бал, по дороге называя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, или помогают Крошу встретиться с Ежиком, меняя названия одного предмета на их множество (одно колесо-много колес, один лимон-много лимонов).

Закрепляем словарь по лексическим темам в играх-ходилках-бродилках, в которые дети с удовольствием играют подгруппами. У каждого ребенка камешек определенного цвета. Чтобы добраться до финиша, нужно назвать слова на определенную тему. Например, ребенку выпадает кубик с 5 точками, он выбирает карточку с темой, и называет 5 слов на эту тему. На каждое слово выкладывает камешек, если затрудняется, ход переходит к другому игроку.

  Это лишь небольшая часть игр с камешками Марблс, которые я использую в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Комбинирую задания, интегрирую содержание для достижения наибольшей эффективности.

Дети добавили в эту технологию свое творчество и фантазию: рисовали шариками Марблс в коробке, создавая с детьми необычные картины и придумывая необычные истории.

Интересным и увлекательным занятием стало создание картин на световых планшетах. Сочетание песка и камушков Марблс дает детям пространство для творчества и исследования.

Камушки Марблс помогают мне в игровой форме обогащать речь детей, развивать внимание, мышление, память, и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее задание - как средство преодоления речевых нарушений

          Логопедическое домашнее задание - это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руко...

Статья "Нетрадиционные техники изображения - средство коррекции развития детей с речевыми нарушениями."

Технология коррекции развития детей с речевыми нарушениями, основанная на совместной деятельности взрослого и ребенка, выявление видов детской деятельности, оптимизирующих развитие ребенка....

Дидактическая игра, как средство преодоления речевых нарушений у детей ОНР

Игра – естественное состояние ребёнка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. В ней много весёлых неожиданностей, ...

Использование камешков Марблс в преодолении речевых нарушений.

В материале представлены игры для развития мелкой моторики, игры для звукобуквенного анализа слов, игры по коррекции дисграфии, для развития пространственных представлений, игры-лабиринты, массаж каме...

ИГРЫ С КАМУШКАМИ МАРБЛС и ПРОСТО КАМУШКАМИ ЛЕТОМ

Летом мы все стараемся провести время на природе, на свежем воздухе: на море, на озере, на даче или во дворе. Чтобы весело провести время - не обязательно брать с собой игры из магазина. ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАМЕШКОВ «МАРБЛС» В ПРЕОДОЛЕНИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ...