Развиваем речь в игре
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Федорова Надежда Николаевна

Речь является основным способом общения. По мере развития ребенка увеличивается его потребность в общении, что в свою очередь стимулирует, накопление и развитие у него речевых умений и навыков. Уже к концу дошкольного возраста ребенок достигает такого уровня совершенствования речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах - в соответствии с замыслом, условиями и целью общения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvivaem_rech_v_igre.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«ДЕТСКИЙ САД № 457 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА

адрес: 630124, г. Новосибирск, 124, ул. Толбухина, 37/1, телефон: 261-03-84

Проект

«Развиваем речь в игре»

на 2021-2022 учебный год

Руководитель проекта:

    Федорова Надежда Николаевна,

учитель-логопед

        

                                                                                             Участники проекта:

дети, родители, воспитатели

2021

У ребенка есть страсть к игре и надо её удовлетворять.

А.С. Макаренко

Актуальность.

Одной из наиболее важных проблем воспитания является развитие речи ребёнка. Правильная, хорошо сформированная речь – важное условие готовности к школьному обучению.

На современном этапе развития дошкольного образования в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Необходимость ее решения определяется тем, что c каждым годом увеличивается число детей c речевыми нарушениями в дошкольном возрасте. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной и профилактической работы по речевому развитию с детьми.

Речь является основным способом общения. По мере развития ребенка увеличивается его потребность в общении, что в свою очередь стимулирует, накопление и развитие у него речевых умений и навыков. Уже к концу дошкольного возраста ребенок достигает такого уровня совершенствования речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах - в соответствии с замыслом, условиями и целью общения.
        У детей с проблемами в развитии вследствие нарушения тех или иных звеньев речевой системы спонтанное поэтапное формирование речевых умений и навыков встречает определенные затруднения, которые усугубляются дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления необходимого речевого опыта. Образовавшиеся таким образом элементарные речевые умения оказываются явно недостаточными для осуществления полноценной деятельности общения и последующего обучения в школе.
        Дети с нарушениями развития речи обычно отстают в своих речевых возможностях от потребностей ведущей деятельности и, тем самым, от собственных потребностей, которые недостаточно стимулируют развитие речи.

        Логопедическое воздействие в этом плане располагает положительными возможностями перевода ведущей игровой деятельности на уровень учебно-игровой деятельности: учебной по цели и игровой по характеру.
        Таким образом, развитие речи посредством игровой деятельности способствует самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата в группе, а также реализации творческого потенциала ребёнка.

Участники проекта:

Данный проект осуществляется на базе МКДОУ детского сада № 206 комбинированного вида. Проект реализуется в совместной деятельности детей, учителя логопеда, воспитателей и родителей группы компенсирующей направленности, педагогов ДОУ.

Вид проекта:

-познавательно-речевой, творческий.

-долгосрочный (с сентября 2021 - по май 2022 г.)

Ожидаемые результаты:

У детей

  • Развитие коммуникативной функции речи.
  • Преодоление речевого негативизма.
  • Успешное овладение грамотной и связной речью.
  • Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;
  • Совершенствование звуковой стороны речи;

У родителей:

  • Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.

У педагогов:

  • Помощь педагогам ДОУ в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой стороны речи.
  • Разработка методического и практического материала по проекту.

Описание проекта

Цель проекта:

Формирование чёткой, грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи через игру.

Задачи проекта:

  • Формировать правильное дыхание (выработка правильной и длительной воздушной струи).
  • Подготовить речевой аппарат детей к правильному звукопроизношению через артикуляционные упражнения.
  • Преодолеть речевой негативизм и пробудить интерес детей к правильному звукопроизношению через игровую деятельность.
  • Развивать мелкую моторику рук, используя различные элементы массажа, игры и упражнения с пальчиками; развивать память ребенка через пальчиковые игры.
  • Развивать лексико-грамматические компоненты речи.
  • Развивать у детей внимание, мышление через речевые игры.
  • Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение.
  • Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
  • Консультирование педагогов в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой стороны речи.

Гипотеза: Организация логопедической работы с дошкольниками посредством игровой деятельности, будет способствовать развитию активной, правильной, насыщенной речи дошкольников.

В соответствии с целью проекта и решаемыми задачами предлагается план реализации проекта, который будет выполняться поэтапно:

Задачи:

  • Выявить уровень развития  речи у детей старшего дошкольного возраста;
  • Подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков.
  • Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству;
  • Создать условия для детей и родителей для реализации проекта.

.        

Для детей:

  • Углубленное обследование уровня развития речи ребенка.
  • Составление плана индивидуального маршрута.
  • Познакомить детей с органами артикуляционного аппарата.
  • Формировать выработку правильной воздушной струи (дыхательная гимнастика).
  • Формировать правильный уклад языка для постановки звуков в виде артикуляционных упражнений («Сказка о Веселом Язычке»).

Для родителей:        

1.Знакомство с причинами речевых нарушений
Задачи:

1. Познакомить родителей с краткой характеристикой основных причин патологии детской речи;

2. Разъяснить необходимость комплексной диагностики и коррекции речевых нарушений;

3. Дать обоснование необходимости специального, направленного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи;

4. Объяснить необходимость активного родительского участия в коррекционно-педагогической работе в содружестве со специалистами детского сада.

2.Семинар-практикум (совместно с детьми): «Сказка о Веселом Язычке»:

Обучить родителей правильному  выполнению упражнений артикуляционной гимнастики. Составление артикуляционной сказки о язычке совместно с ребёнком в домашних условиях.

  1. этап. Основной. (ноябрь 2017 – апрель 2018г)

1.Организация мероприятий, направленных на развитие речевого, интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.

2.Организация непрерывной образовательной деятельности с использованием нетрадиционных методов и технологий в системе работы.

Цель: Повысить эффективность взаимодействия учителя- логопеда и семьи в вопросах коррекции речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Получение родителями необходимых знаний, формирование умений для оказания помощи детям в исправлении речевых недостатков.
  • Формирование правильного отношения к речевому недостатку ребенка, логопедической организованной образовательной деятельности.
  • Оказание помощи в правильной организации логопедической организованной образовательной деятельности дома.

3 этап. Заключительный.

Выставка творческих работ подготовленных воспитанниками и их родителями. Все мероприятия проекта направлены на формирование речевой и познавательной активности детей, развитие творческого потенциала детей через игровую деятельность. На установление доверия, взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений. Вовлечение семей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс.

Подведение итогов проекта в виде мероприятий:

  • «Путешествие в страну красивой речи»
  • Выпуск стенгазеты «Мы красиво говорим»
  • Выставка «Моя любимая буква»

Новизна проекта.

В ходе реализации данного проекта используются новые технологии: мультимедийные презентации, Су-джок терапия, дифференцированный подход.

Достигнутые результаты:

  • Дети успешно овладели грамотной и связной речью.
  • Улучшилось звукопроизношение
  • Правильно употребляют лексико-грамматические категории.
  • Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.
  • Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад».
  • Повысился культурный уровень дошкольников.

        Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие вывод, что подобранные и систематизированные игры могут быть использованы для развития речи детей, повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала.
        Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволило значительно повысить эффективность совместной работы: решена одна из наиболее сложных проблем – проблем различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.

        Родители перестали отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладели необходимыми педагогическими знаниями,   умениями.
        Таким образом, мероприятия, которые были проведены с родителями в течение года, дали свои результаты. В ходе реализации проекта происходит творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на речевое развитие.
        Такая совместная работа создает благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценного личностного развития.

        Мы не останавливаемся на достигнутом, будем искать и разрабатывать  новые инновационные формы коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта:

№ п/п

Наименование этапа

Задачи этапа

Срок реализации

1.

Вводный этап

Создание условий для повышения мотивации детей и родителей к участию в проекте «Игровые технологии в развитии речи»

Сентябрь 2021 год

2.

Основной этап

Организация и проведение мероприятий с детьми и родителями, организованных в нетрадиционной форме с использованием нетрадиционных методов и средств на ряду с оновной деятельностью учителя-логопеда (еженедельные фронтальные и индивидуальные занятия  по формированию лексико –грамматичсеких представлений, развитию фонематических представлений, развития связной речи).

октябрь 2021 - март 2022 года

3.

Заключительный этап

Подведение итогов реализации проекта. Организация праздничного мероприятия с детьми и родителями с выставкой творческих работ.

Апрель – май 2022 года

Список литературы:


1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.

2. Закон РФ «Об образовании». М., 2008.

3. Колесникова Е. В
. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000.

6. Колесникова Е. В.
 Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000.

7.Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.

8.Ткаченко Т. А
. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». Спб: Детство-Пресс, 1998.

9. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте. М.: Гном и Д, 2000.

10. Туманова Г. А.
 Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М.: Просвещение, 1991.


11. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЕНКА, ИГРАЯ В ТЕАТР.

У ребенка находящегося под  впечатлением от услышанной сказки, возникает естественное желание показать, как шел, переваливаясь, медведь, как прыгали  зайчик,  лягушка, как бежала мышка....

Мастер-класс для воспитателей на тему:"Развиваем речь,используя игры и упражнения"

Даются рекомендации педагогам использовать как можно чаще с дошкольниками упражнения для мимической мускулатуры,артикуляционную , пальчиковую гимнастику и речевые игры.Предлагаются варианты упражнений...

"Развиваем речь малыша играя"

Консультация для родителей. Рекомендации по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в творческих словесных играх....

Развиваем речь в играх с мячом

Закрепляем и автоматизируем уменя и навыки детей в играх с мячом...

Мастер-класс для родителей. "Развиваем речь в игре. Играем на кухне"

Формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах гармонизации внутрисемейных отношений. Знакомить с речевыми играми,которые помогут развить речь и воображение ребёнка,активизировать слов...

Мастер-класс для родителей. Тема : «Развиваем речь в игре. Играем на кухне»

Цель. Формировать педагогическую ком­петентность родителей в вопросах гармони­зации внутрисемейных отношений. Знако­мить с речевыми играми. Задачи:- развивать речь и воображение ребён...