Развитие слухового внимания у старших дошкольников Мастер-класс для педагогов и родителей
учебно-методический материал по логопедии
В мастер-классе по развитию слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста представлен авторский подход логопеда и психолога к обучению педагогов и родителей созданию художественно- звуковых образов методом сенсорной интеграции.
Участники мастер-класса под руководством ведущего создают новую планету Солнечной системы Млечный путь, ландшафт, живую природу, солнце, жителей новой планеты, выражают свои эмоции в Храме звуков, танцуют. В ходе мастер-класса они учатся прислушиваться к звукам, различать неречевые звуки по степени громкости, местоположению, источнику звука, тональности, темпу, резонансу, создают художественно-звуковые образы в процессе творческой деятельности, получают информацию от органов чувств (осязание, ощущение тела, зрение, слух).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_2.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие слухового внимания у старших дошкольников
Мастер-класс для педагогов и родителей
Михайлова Екатерина Павловна
Тверской области, Нелидовского района
Детский сад №3
Михайлова Екатерина Павловна, учитель-логопед
Детский сад №3
Развитие слухового внимания у старших дошкольников
Мастер-класс для педагогов и родителей
Аннотация
В мастер-классе по развитию слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста представлен авторский подход логопеда и психолога к обучению педагогов и родителей созданию художественно- звуковых образов методом сенсорной интеграции.
Участники мастер-класса под руководством ведущего создают новую планету Солнечной системы Млечный путь, ландшафт, живую природу, солнце, жителей новой планеты, выражают свои эмоции в Храме звуков, танцуют. В ходе мастер-класса они учатся прислушиваться к звукам, различать неречевые звуки по степени громкости, местоположению, источнику звука, тональности, темпу, резонансу, создают художественно-звуковые образы в процессе творческой деятельности, получают информацию от органов чувств (осязание, ощущение тела, зрение, слух).
Ключевые слова.
Мастер-класс, слуховое внимание, художественно-звуковые образы, сенсорная интеграция
Цель: ознакомление педагогов с основными приёмами работы по развитию слухового внимания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- обучить педагогов основным приёмам работы по развитию слухового внимания, направленным на умение прислушиваться к звукам, различать их по степени громкости, местоположению, источнику, тональности, темпу, резонансу через творческую деятельность;
Развивать аудиальный, кинестетический и визуальный каналы восприятия при помощи игр и упражнений методом сенсорной итеграции;
- навыки сотрудничества через взаимодействие в совместной творческой деятельности.
Принципы организации:
Научная и методическая обоснованность идеи, цели, задач;
- демонстрация авторских методов;
- соблюдение этапности в проведении мастер-класса;
- разнообразие способов передачи информации;
- использование интерактивных и дидактических средств для полного освоения слушателями представленного материала;
- вовлечённость всех учатников в процесс продуктивной деятельности, взаимодействие с широкой аудиторией;
- соответствие принципам и подходам ФГОС ДО;
- организация обратной связи;
- рефлексивность всех участников.
Оборудование: 4 конусовидных листа, цветные мелки, карандаши, камни, пластилин, цветной песок, листья из трёх различных материалов (гофрированная бумага, фольга, альбомная бумага), картинки с изображением животных, птиц, насекомых, цветное тесто, краски, пинцеты, лотки, аудиозаписи неречевых звуков, клей, голуби, ширма, пианино, музыкальные инструменты.
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые коллеги, умение ребёнка сосредотачиваться на звуке, или слуховое внимание – очень важная особенность в развитии, без неё невозможно красиво говорить и грамотно писать. К сожалению, в последнее время педагоги отмечают, что современные дети разучились слушать и слышать, им просто это неинтересно. Но я убеждена, что при правильном педагогическом подходе работа по развитию слухового внимания может превратиться в увлекательный творческий процесс, в ходе которого дети сами будут создавать художественно-звуковые образы, проявляя устойчивый интерес к миру звуков. И я надеюсь, что вы сегодня убедитесь сами.
Цель: ознакомление педагогов с основными приёмами работы по развитию слухового внимания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- обучить педагогов основным приёмам работы по развитию слухового внимания, направленным на умение прислушиваться к звукам, различать их по степени громкости, местоположению, источнику, тональности, темпу, резонансу через творческую деятельность;
Предложенные приёмы работы могут успешно применяться учителями-логопедами, воспитателями и другими специалистами.
Итак, начнём…. Наш мир соткан из звуков. Шелест листвы, шум дождя, голоса людей, даже ДНК человека тоже имеет свой звук. Звуки идут отовсюду, от далёких и близких предметов, от живых и неживых. Несмотря на то, что 80% информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению, слух гораздо сильнее, чем зрение действует на эмоции, а эмоционально окрашенная информация легче проникает на уровень подсознания и лучше усваивается. В древности люди знали силу и могущество звука, с помощью которого они могли укрощать диких зверей, двигать камни, вызывать дождь, словом, творить чудеса.
Гармонично развитый человек умеет тонко чувствовать и слышать окружающий мир, воплощая всю его красоту в великом процессе творения. Таких людей называют творцами. Итак, именно этим сегодня мы и будем заниматься.
Сегодня, на практической части нашей встречи мастер-класса мы попробуем создать новую планету в нашей солнечной системы, состоящую из звуков.
Внимание! На совете галактической федерации Млечный путь было принято решение о создании новой планеты в нашей Солнечной системе, которая бы несла энергию света, добра и любви. Я – руководитель данного проекта.
Понимаете, что все вы здесь оказались не случайно? Каждый из вас достиг такого уровня мастерства, который позволяет создавать новые пространства и миры в нашей Вселенной. А сейчас давайте посмотрим, кто же сегодня удостоился чести участвовать в этом проекте как творец? Посмотрите на спинки стульев, те, у кого есть медаль участника с изображением звезды, приглашаются в космическую лабораторию. Поздравляю, вы удостоились чести стать творцами! Главное условие проекта – сотворчество в парах. Выберите свою пару и присаживайтесь за столы. А поддерживать и вдохновлять наших участников будут зрители. Вы – сотворцы нашего проекта. Поприветствуем друг друга.
Перед началом процесса, я хочу высказать предположение, которое нам предстоит сегодня подтвердить: развитие умения прислушиваться к звукам, различать неречевые звуки по степени громкости, местоположению, источнику, тональности, темпу, резонансу через создание художественно – звукового образа в процессе творческой деятельности способствует развитию произвольности слухового внимания и формирует стойкий интерес к образовательной деятельности.
Внимание! Первый этап проекта – создание ландшафта.
Для питания всего живого нужна вода. Давайте посмотрим и послушаем, в какой форме она будет представлена. (запись звуков)
Слышен шум воды.
Это звуки ручья, а это шум моря, капли дождя. Давайте внимательно послушаем ещё раз звуки воды. Звуки чего вы слышите? Нарисуйте.
У каждого участника конусовидный лист. Участники мелками рисуют на листе море, ручей, дождь.
На нашей земле будут горы, в горах всегда есть камнепад (послушайте), у нас будет почва, когда её копают лопатой. А теперь послушайте и изобразите то, звук чего вы услышали. Выберите, где у нас будет находиться почва, намажьте это место клеем и аккуратненько сверху насыпьте её. Звук чего вы слышите сейчас? (камнепада). Найдите место для вашей горы, приклейте к камешку кусочек пластилина и прикрепите его на листе.
Участники отгадывают звуки стихии земли. Камни на лист приклеивают пластилином, землю посыпают на клей.
Наша планета освещается солнцем. Его лучи тоже имеют звуки. Слушайте внимательно, как звучит короткий звук, а так звучит длинный (воспроизводит на пианино).
Если вы услышите короткий звук, поставьте палец на кусочек цветного теста, расположенный на солнышке, и нарисуете короткий лучик, а если длинный звук – длинный лучик.
Участники слушают короткие и длинные звуки, рисуют лучи.
Благодарю! Вы успешно справились с созданием ландшафта. Поделитесь, какие чувства вы испытываете, глядя на свои творения. Пройдите со мной в Храм звуков, выберите любой звучащий предмет, который, как вам кажется, в полной мере может выразить ваше эмоциональное состояние. Давайте «позвучим» все вместе.
Участники звучат музыкальными инструментами, выражают своё эмоциональное состояние.
Второй этап проекта предусматривает создание живой природы. Мы будем создавать дерево радости. Вы можете сделать каждый своё дерево, либо одно дерево на двоих, это ваше право. Послушайте, какие будут расти листочки на этих деревьях. (Демонстрирует.) Они все разные и звучат по-разному. Послушайте, как звучит фольга, бумажный лист, листочек из гофрированной бумаги. (Демонстрирует.) Нарисуйте ствол и ветки дерева мелками. Сейчас я за ширмой буду издавать звуки листочком, а вы находить у себя такой же и приклеивать к веткам дерева.
Участники выполняют задание.
Замечательные деревья у нас получились!
Отгадайте, кто будет жить на нашей планете? (записи звукоподражаний)
Участники отгадывают по звукоподражаниям живых существ: собака, волк, корова, кошка, корова, муха. Достают их изображения из конверта.
Значит, здесь будет жить кто?
Участники. Животные, насекомые, птицы.
Ведущий. Что мы можем сказать о звуке, если слышим его близко, он громкий или тихий?
Участники. Громкий.
Ведущий. А если далеко?
Участники. Тихий.
Ведущий. Самыми любопытными из всех оказались домашние животные. Послушайте, кто из них первым пошёл исследовать планету, и определите по громкости звука, далеко он находится или близко?
Участники. Корова – близко, кошка и собака – далеко.
Ведущий. Возьмите животное, покажите, если далеко – рука вытянута. Если близко – прижата к себе.
Участники по степени громкости звукоподражания определяют, далеко или близко находится животное.
А теперь настало время всех живых существ разместить на нашей планете. Это мы снова будем делать при помощи звука. Давайте внимательно послушаем звуки разной высоты: звуки бывают низкие, средние и высокие. (Демонстрируют.) итак, если вы услышите низкий звук – выберите и разместите на участке своей планеты живое существо, которое передвигается только по земле. Если услышите средний звук по высоте, выберите живое существо, которое может летать не очень высоко, не подниматься до самых небес. А если высокий звук – разместите живое существо в небе. Это будет означать, что оно летает очень высоко. Количество звуков соответствует количеству живых существ. А теперь ещё раз рассмотрите представителей животного мира, и приступим к работе.
Ведущий играет звуки низкие, средние и высокие, участники располагают животных на макете (приклеивают).
У наших животных острый слух, тонкий нюх, они даже понимают человеческую речь. Но, к сожалению, они не знают, как выглядят. Как им можно помочь?
Уважаемые творцы, я ещё раз хочу обратить ваше внимание на то, что наши животные очень хорошо понимают человеческую речь. Итак, внимание. Послушайте, о каком животном будет рассказывать первая пара, вторая, третья, четвёртая. А поможет составить рассказ эта схема: «кто это? – домашнее или дикое животное – величина – окрас – строение». А в конце своего рассказа подарите животному комплимент.
Участники выполняют.
Какие вы молодцы! Когда я смотрю на созданный вами мир, моё сердце переполняет радость. Мне очень хочется ею с вами поделиться. Послушайте, как оно звучит.
Включается аудиозапись биения сердца.
Кто запомнил этот звук и может передать его с помощью хлопков в ладоши? Давайте постараемся послушать его ещё раз повнимательнее. Сколько вы услышали ударов сердца?
Участники отвечают.
Правильно. Предлагаю эту волну позитива передать в зал. Уважаемые сотворцы, поддержите нас. Давайте ещё раз все вместе прохлопаем в ладоши ритмический рисунок радости. Нам очень важна была ваша поддержка, потому что сейчас мы переходим к самому важному, третьему, этапу нашего проекта – созданию жителей новой планеты.
Создавать жителей будем в парах, в специальных коробочках для творчества. Выбирайте их. Открывайте коробочки. Над созданием кого вы будете работать?
В коробках находятся силуэты мужчины и женщины.
Возьмите краски и наполните будущих жителей добром и любовью.
Участники окрашивают силуэты людей – капельками, хаотичными линиями и т. д.
Какими бы вы ещё хотели видеть ваших жителей? А теперь, чтобы у них всегда было хорошее настроение, добавим шарики радости.
Участники кладут в коробочку шарики.
Закрываем коробочки крышечками. И продолжим создавать жителей новой планеты в танце. Внимательно вслушивайтесь в звуки музыки, двигайтесь, как вам нравится. И помните, что именно в эти минуты зарождается новая жизнь!
Участники исполняют танец-импровизацию.
Ну а теперь давайте посмотрим на наши творения.
Под звуки музыки участники открывают коробочки. Достают пинцетами жителей новой планеты.
Выберите место, где вашим жителям больше всего нравится, и заселяйте их.
Участники размещают жителей на планете.
Замечательно! Ну вот, и на новой планете появилась разумная жизнь!
Включается музыка.
А теперь аккуратно соединяем все части наших работ.
Участники соединяют четыре части макета в один.
Посмотрите, вы настоящие творцы! В нашей галактике появилась новая планета Солнечной системы.
Какая она большая и необычная! Давайте придумаем название ей и её жителям.
Участники и зрители придумывают планете и её жителям название.
Эта планета действительно несёт энергию света, добра и любви, потому что вы, как творцы, с большой любовью и добром, миром в душе и вдохновением творили, вы использовали самую важную способность – творить звуком.
Давайте пожелаем нашей планете процветания и с самым светлым чувством в этом мире – любовью, отправим её в космическое пространство! Если вы считаете, что наша гипотеза подтвердилась, запустите цветных птиц, голубей мира в зал, это будет знак вашего согласия.
Благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности "Развитие произвольного внимания у старших дошкольников"
В данной консультации раскрываются причины нарушения внирмания у детей; описываются приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников....
Игры на развитие слухового внимания детей старшего дошкольного возраста
Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука....
Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников».
Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников». Причины нарушений ...
Инновационная технология «Синквейн» как средство развития речи старших дошкольников (мастер-класс для педагогов)
Целью мастер-класса является обучение педагогов ДОУ составлению дидактического синквейна, с целью применения данной технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей "Приемы развития произвольного внимания у старших дошкольников"
Консультация для родителей "Приемы развития произвольного внимания у старших дошкольников"...
“Игры на развитие слухового внимания детей старшего дошкольного возраста”
В консультации представлена картотека игр, направленных на развитие слухового внимания старших дошкольников....
Психолого-педагогические методы как средство развития навыков общения у старших дошкольников практические рекомендации для педагогов и родителей
Практические рекомендации для педагогов и родителей...