семинар-практикум "Автоматизация звуков и их введение в спонтанную речь"
методическая разработка по логопедии

Семинар-практикум для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley.docx616.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 городского округа Перевозский Нижегородской области

«Детский сад «Малышок»

http://dutsadok.com.ua/clipart/ljudi/Poyushie_devochki.png

Составил:

учитель – логопед

Ключникова О.Е

Цель:

-Расширить представление о необходимости сотрудничества ребенка, родителя и логопеда по автоматизации звуков.

- Оказать практическую помощь по автоматизации поставленных звуков у детей.

- Познакомить родителей с нетрадиционными приемам автоматизации звуков.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада, что вы пришли на мастер- класс. Тема сегодняшнего мастер- класса «Непокорные звуки. Автоматизируем правильно».

У всех деток, занимающихся с логопедом, есть положительная динамика. Звуки изолированно поставлены, но в речи «теряются». Многие думают, почему же… Изолированно ребенок говорит, а в словах не всегда получается. А получается только тогда, когда просим ребенка правильно произнести, т. е. под контролем.

«Кабинетная речь» - явление, с которым часто сталкиваются многие логопеды.

Когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. И от контроля произношения данных звуков в "домашней речи". В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 10-15 минут в день.

Для того, чтобы правильно закрепить поставленный логопедом звук, родители должны понимать, как и по каким принципам ведется работа по введению звука в речь ребенка.

Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа:

• подготовительный этап,

• этап постановки звука,

• автоматизация звука.

Что же такое «автоматизация звука»?

Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если Ваш ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя – логопеда.

Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения.

Автоматизация любого звука включает в себя:

• автоматизацию изолированного звука;

• автоматизацию звука в слогах;

• автоматизацию звука в словах;

• автоматизацию звука в словосочетаниях;

• автоматизацию звука в предложениях;

• автоматизацию звука в связной речи;

  Для того чтобы звук автоматизировать его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков. Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка или взрослого произносящего тот или иной звук неправильно сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный.  

Ошибки при автоматизации звуков часто допускают родители при автоматизации звуков дома.

1 Ошибка: Звук начинают автоматизировать, когда ребенок его изолировано его произносит не четко.

Правило 1: Звук можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолировано, четко, при много кратном повторении.

2 Ошибка: Звук автоматизируют без подготовительных упражнений.

Правило 2: Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику. Эти упражнения укрепляют и разогревают речевые мышцы, формируют правильный артикуляционный уклад, делают движения мышц языка, щек и губ точными.

3 Ошибка: Автоматизируют несколько звуков, которые ребенок путает в речи.

Правило 3: Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребенок путает в речи, а так же звуки принадлежащие к одной группе. Так, как у таких детей нарушен фонематический (речевой) слух. Работу по автоматизации звука у ребенка с нарушенным фонематическим слухом необходимо разделить иначе ребенок постоянно будет пытаться произнести один звук вместо другого.

Нельзя у ребенка с нарушенным фонематическим слухом автоматизировать одновременно:

 звуки из групп шипящих и свистящих (С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч);  губно-зубные звуки (В, Ф);  сонорные звуки (Р, Л);  заднеязычные звуки (К, Г, Х).

4 Ошибка: Звук автоматизируют в словах, скороговорках и предложениях, а так же используются сложные слова (например: трансформатор, эквилибрист).

Правило 4: В работе над автоматизацией звука необходимо придерживаться строгой последовательности, сначала звук автоматизируется в более легких артикуляционных позициях, затем в более сложных.

Последовательность автоматизации звуков:

Автоматизация звука в слогах:

 открытых слогах (ША, ШО, ШУ);  закрытых слогах (АШ, ОШ, УШ);  в интервокальной позиции (АША, ОШО, УШУ).

Автоматизация звука в словах:

 в начале слова (шапка, шея);  в конце слова (камыш, финиш);  с средине слова (ошибка, машина);  в словах со стечением согласных (бабушка, матрешка). Автоматизация звука в предложениях (Малыши шагают в школу). Автоматизация звука в стихотворениях. Автоматизация звука в скороговорках. Автоматизация звука в самостоятельной речи.

5 Ошибка: Ребенка просят повторять слова, слоги и предложения без показа артикуляции.

Правило 5: Автоматизировать звук по подражанию. В работе над автоматизацией звука, а особенно в самом начале необходимо чтобы ребенок повторял следом за взрослым, и смотрел, как ему показывают правильную артикуляцию. Для того чтобы ребенок научился сам контролировать свое произношение автоматизируйте звук перед зеркалом.  А так же, на начальных порах необходимо  утрированно выделять звук (например: Ш-Ш-Ш-Ша, Ш-Ш-Ш-Шапка).

6 Ошибка: Звук автоматизируется на одном и том же материале.

Правило 6: Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому более  сложному. Особенно никогда не следует долго засиживаться на переходе от изолированного произношения к автоматизации звука. Работа над изолированным произношением не должна превышать 4 занятий.

7 Ошибка: Звук автоматизируют без показа наглядного материала.

Правило 8: Для автоматизации звука использовать наглядность. Чтобы процесс автоматизации звука не был скучной, рутинной работой, показывайте ребенку картинки, используйте разные игровые ситуации, придумывайте сказки, используйте сюжетные картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком.

8 Ошибка: Звук автоматизируется от времени к времени, периодически.

Правило 9: Как и в любых занятиях для того, чтобы добиться положительного результата, необходима систематичность. Занимайтесь систематично по 15-20 минут ежедневно. Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.

Этап автоматизации – длительный и продолжительный процесс. Поэтому нужно уделить родителям время на занятия с детьми. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Учитывая это, нужно сложнейший процесс автоматизации звука превратить в игру, используя наглядность и специально подобранный речевой материал. Не у всех дома есть специальные пособия и картинки, поэтому нужно включить в работу по автоматизации звуков свою фантазию. Можно придумать различные игры.

Я предлагаю вам вернуться в детство и немного поиграть.

Автоматизация изолированного звука

 «Насос»

Представим, что мы насосом накачиваем шину. Произнося Ш Ш Ш….

«Поющие линии»

Ребенку даются цветные карандаши. Берем красный карандаш и рисуем длинную линию, произнося заданный звук, тем сам автоматизируя. Разные цвета - разные звуки. 

«Комарики»

Предложить ребенку превратиться в комариков и полетать ЗЗЗЗЗЗЗЗ.

 «Заведем машину»

На листе бумаги рисуем дорогу, с заправками, посадками, остановками. В начале дороги рисуем машину и просим ребенка завести машину дррррррр. А когда мотор заведется, то можно поехать дальше РРРРРРРРР.

 Повтори звук, одновременно раздвигая пальцами тугую или слабую резинку.

Потяни звук, одновременно пропуская между подушечками пальцев шнур, проволоку, ниточку.

 Веди глазами по прямой, волнистой или ломаной линии и тяни чистый звук.

Автоматизация в слогах

 «Звуковой парад» Маршируй, повторяя на каждый шаг слог ша-ша-шу.

 «Звуковая зарядка. Ша - руки в стороны, ши – вверх прямые руки, шо – вверх круглые руки, шэ – руки на пояс.

 «Поезд» – ребенок читает сам или произносит за взрослым слоги.

«Эхо» – ребенок повторяет за взрослым слова, слоги или предложения громко или тихо.

«Волшебная веревочка» – ребенок наматывает веревочку на пальчик и одновременно без остановки произносит слоги и слова.

«Кнопочки» – проговаривая слоги или слова с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает на нарисованные кнопочки, нарисованные на листе бумаги, сколько нарисовано кнопочек, столько раз нужно повторить.

«Шарик» – произнося слоги или слова, ребенок перекладывает из одной руки в другую теннисный мячик.

«Веселый мяч» – произносить слоги и слова под ритм, отбивая мяч об пол, или бросать его друг другу.

«Часы» – ребенок проговаривает слог или слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах.

«Пирамидка» – нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит слоговые ряды или слова.

«Бусы» – нанизывая бусы на веревочку, ребенок проговаривает слог, слово или предложение. Каждая бусина обозначает отдельный слог или слово.

«Палочки или счеты» – ребенок проговаривает заданный слог или слово столько раз, сколько отложено палочек или косточек на счетах.

 «Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог, слово. Можно выбрать знакомую мелодию, например: «Маленькой елочке холодно зимой»

«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1- 4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

 «Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог.

Автоматизация в словах

 «Волшебный мешок»

Ребенку предлагается из мешка достать предмет и произнести слово, четко проговаривая автоматизированный звук.

«Веселый мячик»

Дети стоят в кругу, придумывают слова на заданный звук, бросают следующему.

 «Магазин»

На прилавке разложены игрушки. Покупатель приходит в магазин и покупает только те игрушки, в которых есть заданный звук.

 «Клубок ниток»

Берем клубок ниток и разматываем немного. Придумываем слова на заданный звук, одновременно наматываем.

«Подбери слово»

В предложении потерялись слова. Я буду начинать предложение, а ты закончи, только твое слово должно быть со звуком [с].

Например: Мама купила ... (самовар, санки, сосну и т.д.)

Грузовик привез ... (посуду, постели, косынки и т.д.)

Свистляндия»

Сегодня мы с тобой отправляемся в необычную страну — «Свистляндию». Чтобы чувствовать себя там комфортно, мы должны выучить её язык. Он очень похож на наш, только в нем в начале (или конце) слова добавляется «свист». Смотри: слово стекло у них звучит как «свистстекло». Давай поучимся их языку.

После можно закрыть глаза, произнести волшебное слово «Сусапус», и произойдет чудо: мы окажемся в «Свистляндии». Можно назвать то, что мы увидим в их стране.

 «Большой маленький» – ребенок выкладывает поочередно дорожку из больших и маленьких фигурок, одновременно проговаривая слоги или слова. Выкладывая большую фигурку – ребенок говорить громко, выкладывая маленькую – говорит тихо.  

Игры для развития лексико-грамматического строя речи на этапе автоматизации звуков.

(на примере звука [р])

Игра «Один – много»

Цель: развитие умения образовывать и. существительные множественного числа.

Рак- раки, мухомор-…., тигр-, рука-…., трактор-, корзина-, озеро-…

Игра «Сосчитай до пяти»

Цель: развитие умения согласовывать количественные числительные с существительными и прилагательными.

Красный шар, красивая корзина, крупный мухомор, красный помидор, чёрная ворона.

Игра «Жадина»

Цель: развитие умения согласовывать местоимения мой, моя, моё, мои с существительными

Груша, шарф, шорты, кроссовки, помидор, краска, рыба, гора.

Игра «Назови ласково»

Цель: развитие умения образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Корзина, зеркало, морковь, топор, комар, кровать, рука, трава, корова.

Игра «Измени по образцу»

Цель: развитие умения образовывать существительные родительного падежа множественного числа.

Шар- много шаров, помидор-…., воробей-, ворона-…., корзина-…., черника-…., рак-…., ракета-…

 Игра «Из чего – какой?»

Цель: развитие умения образовывать относительные прилагательные от существительных.

Суп из рыбы (какой)- рыбный; пюре из картофеля-….; варенье из брусники-…; платье из шерсти-….; сок из моркови-…; дом из кирпича -….

 Игра «Чей? Чья? Чьё?»

Цель: развитие умения образовывать притяжательные прилагательные.

Шерсть верблюда, голова рыси, рога барана, шея жирафа, чешуя рыбы, шкура бобра, кожа крокодила, перья страуса.

Игра «Наоборот»

Цель: развитие умения образовывать антонимы.

Белая- чёрная, ясный - пасмурный, поздняя - ранняя, храбрость-трусость, жадность –щедрость, грусть-радость, нежность – грубость, мелкий - крупный, медленно- быстро, мир- ссора.

Игра «Кто что делает?»

Цель: развитие умения спрягать глаголы в настоящем времени.

Рубить дрова топором.

Я рублю дрова топором, ты, он, она…., мы…., вы…., они….

 Игра «Измени по образцу»

Цель: развитие умения образовывать глаголы с помощью приставок. (по-, с-, вы-, пере-, до-)

Рубить, прыгать, работать, играть, красить, крутить. «Слова друзья»

Автоматизация в словосочетаниях:

«Что с чем»

 Назвать по картинке, что с чем, при этом второе слово в словосочетании тоже должно содержать звук [с].

Например: стул со спинкой, стол со скатертью, сосна со стволом и т.д. «Назови, кто это или что это?»

Сейчас мы с тобой будем дружить слова. Но не просто так. Если они подружатся, то мы получаем приз (фишка). Я буду называть одно слово (признак), а ты другое (слово, отвечающее на вопрос кто? или что?). Но учти, при этом должно соблюдаться следующее условие, в твоём слове должен быть звук [с]. После ты повторишь мое и свое слово-проверим, подружились ли слова.

Например: Высокая — скала, быстроногий — страус, стильная — сумка.

«Подбери друга»

Игра аналогична предыдущей, но теперь я называю существительное, а ребенок-прилагательное.

Например: Носок — полосатый, сосиски — вкусные и т.д.

Автоматизация в предложениях:

«Что рисуют дети»

Смотри, вот две юные художницы — Света и Соня. Они нарисовали много красивых картин, давай назовем, что нарисовала Соня, а что нарисовала Света.

Например: Света нарисовала сварщика, а Соня нарисовала садовника.

«Скороговорки»

Перед ребенком несколько картинок, изображающие различные скороговорки на звук [с].

Необходимо, постепенно увеличивая темп произнесения, проговорить все скороговорки, не ошибившись в звуках.

 «Составление рассказа по опорным картинкам» на заданный звук. Например, белка, волк, лапа, дупло.

«Нарисуй картину» на тему. Например, «Огород»: изобрази все, что видишь на звук [p] в огороде (помидор, картофель, огурцы, горох, морковь, забор),

Игры, в которые мы поиграли, вырабатывают у ребенка умение правильно употреблять в речи поставленные звуки, контролировать свою речь, формирует фонематические процессы, развивает психические процессы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочно-информационный материал для родителей Как помочь ребёнку научиться правильному звукопроизношению в спонтанной речи, грамотно писать и говорить.,

Рекомендации для родителей при появлении запинок в речи детей. Несколько рекомендаций по адаптации ребёнка в детском саду.        Как помочь ребёнку овладеть правильным звукоп...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Лексический материал для автоматизации звуков и введении их в речь.

Содержит речевой материал по автоматизации (чистоговорки, стихи, скороговорки, рассказы) свистящих, шипящих, соноров и других групп звуков....

Семинар-практикум в форме деловой игры для родителей «Автоматизация звуков и их введение в спонтанную речь»

Семинар-практикум в форме деловой игры для родителей «Автоматизация звуков и их введение в спонтанную речь»...

Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.

Дифференциация звуков Л и ЛЬ;Совершенствование навыка деления слов на слоги;Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;Развитие памяти, мышления, воображения, связ...

Конспект занятия по речевому развитию "Автоматизация и введение в самостоятельную речь звука [Ш]"

Тема: Путешествие в дальние страны. (Автоматизация и введение в самостоятельную речь звука [Ш]).Цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, обучение использованию звука [ш] в са...