Консультация "Использование ЗИМ. Деловые игры".
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Данченко Валентина Ивановна

Использование занимательных игровых материалов в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в системе специально организованных занятий и в свободное время. Деловые игры для педагогов (из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zim._delovye_igry.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 1 г. Химки

 «Использование занимательного и игрового материала в обучении детей грамоте».

Деловые игры из опыта работы

                                                                                              Подготовила:

                                                                                  учитель – логопед

                                                                                   Данченко В.И.

г. Химки

2022 год

Использование занимательного и игрового материала в обучении детей грамоте.

I. Теоретическая часть.

 К семи чудесам света, будь на то моя воля, я непременно бы добавила восьмое - улыбку ребёнка. Не будь её в человеческой жизни, каким ущербным, даже трагическим стало бы наше мироощущение. А смеяться искренне, от души может только здоровый малыш.

 Речь начинает развиваться до рождения, а не в тот момент, когда ребенок произносит первое слово. Задолго до этого идет длительный процесс, который взрослый может ускорить или замедлить. На вопрос «Что проще — формировать или исправлять?» любой ответит: «Конечно, формировать! » Но самопроизвольно речь не формируется. Без целенаправленного воздействия, только в процессе общения, речью ребенок, безусловно, овладеет. Но такая речь часто не соответствует возрастным нормам.

 Дошкольное детство считается стартовым периодом развития интеллекта, речи, нравственности, духовности, и здоровья будущего человека. Язык и речь И. П. Павлов называл «чрезвычайной прибавкой на уровне человека». Без языка нарушаются механизмы и нормы трёх основных видов детской деятельности: общения, познания и игры, которая, как известно, является ведущим видом деятельности для ребёнка дошкольного возраста.

Напомню известное изречение А. С. Макаренко:  «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра».

 Перед нами, педагогами, стоит важная задача: как развивать и обучать дошкольника, чтобы сохранить его здоровье  и умение от души, искренне смеяться и радоваться жизни? Мир, в который приходит ребёнок, разнообразен и богат. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в назначении свойств, качеств предметов, в пространственных и временных отношениях событий и явлений окружающей действительности. В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребёнка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Всеми этими сложными умениями ребёнок овладевает в общении с взрослыми людьми.

 Педагоги – практики, согласятся со мной   что, понятие «речь» очень обширно. Каждый из ее важнейших компонентов - звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь - неотделим от другого. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого.

 Поэтому, не только в коррекционной работе, а в образовательной работе с дошкольниками в целом, большое внимание уделяется речевому развитию. Неговорящий и не понимающий речь, ребёнок не сможет понять предъявляемых  к нему требований, выполнить простейшие инструкции, усвоить морально - этические нормы и правила, что – то изобразить или вылепить,  решить математическую задачу.

 Сегодня мне бы хотелось подробнее остановиться на подготовке детей к обучению грамоте, как одному, достаточно сложному, компоненту речевой деятельности дошкольников. Обучение грамоте – это определённый способ формирования навыка чтения и письма. Качественное обучение дошкольников грамоте, возможно при условии хорошо развитого фонематического слуха и фонематического восприятия. Наиболее благоприятный возраст для формирования фонематических процессов, как начала обучения грамоте – 5 лет, а наиболее оптимальный возраст для обучения чтению – 6 лет. Для успешного овладения грамотой в школе необходимо развитие определённых психофизиологических функций: фонематического анализа и синтеза, зрительно – пространственного восприятия, зрительного анализа и синтеза, тонких дифференцированных движений пальцев и  кистей рук. С чего начинать обучение грамоте?

 Начиная развивать у ребёнка фонематические процессы необходимо научить его услышать слова, в которых сами звуки как бы подтверждают их смысл. Например:

• Какой звук способствует передаче чего-то грохочущего, грозного при прослушивании слов: гром, гроза, греметь, грот, раскаты, грохотать?

Какой звук создает ощущение скорости и в то же время плавности волн? Волна на волну набегала, волна подгоняла волну.

• Какой звук создает образ тишины?

Тише! Тише! Тише! Тише! Спит в лесу семья зайчишек...

Не во сне, а наяву, с  ветки елки стая шишек,  мягко прыгает в траву.

В теплых норах спят мышата, мать качает малыша...

Взрослые легко справляются с такими заданиями. У детей они вызывают определенные трудности. Следует вывод: ребенка нужно учить слушать и слышать.

 Здесь на помощь следует призвать игровую деятельность - чрезвычайно важную сторону в жизни ребенка. Доказано, что игры богаты своими дидактическими возможностями, накопленный материал указывает на то, что игра - основной вид деятельности ребенка-дошкольника, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра, как форма деятельности способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных качеств, интеллекта.

 Кстати, ряд исследований подтверждает, что формирование названных качеств в игре у любого человека реализуется значительно быстрее и прочнее.

 Конечно, игра, проводимая на занятии, не является игрой в строгом смысле этого слова, так как в отличие от классического определения игры, преследует учебные цели, это, скорее всего учебно – игровая ситуация. Каким же требованиям должна отвечать обучающая игра на занятии?  Во-первых, она должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Во-вторых, ее структура и содержание должны постепенно усложняться. В-третьих, в игре должны быть задействованы как можно больше анализаторов: тактильный, вкусовой, обонятельный, зрительный, слуховой, двигательный. Такие игры, как правило, имеют более высокую результативность, запоминаются надолго и вызывают стойкий интерес. Наглядно – игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С их помощью создаётся игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к усвоению новых знаний. Сам процесс такого обучения, активизируя познавательную деятельность, становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребёнку усвоить свой собственный опыт, наглядно представить конкретную ситуацию, необходимую для порождения определённого речевого высказывания.

Серьёзное отношение современной педагогики и психологии к игре – этой, казалось бы, совсем несерьёзной шалости, забаве, развлечению – отразилось в новом понятии – «игровая деятельность дошкольника». Деятельность – значит, правила, образцы, средства. Когда их задаёт взрослый, с учётом возрастных возможностей ребёнка, его вкусов и интересов, игра становится формой сотрудничества, сотворчества ребёнка и взрослого.

II.  Из опыта работы.

Приведу примеры некоторых дидактических упражнений и игр, по подготовке детей  к обучению грамоте.

  1. «Покажи символ». Дидактическая игра для детей старшей группы. Развивает фонематическое, зрительное и слуховое восприятие. Для игры нужны символы 6 гласных звуков: [а, у, и, о, э, ы].
  2. «Какой звук я хочу произнести». Дидактическая игра для детей старшей группы. Развивает фонематическое и зрительное  восприятие. Для игры нужны символы 6 гласных звуков: [а, у, и, о, э, ы].
  3.  «Топни, хлопни, поморгай». Для детей старшей и подготовительной групп. Развивает фонематическое восприятие, слуховое внимание и память, соотнесение звука с определённым движением. Дети на слух выделяют заданный звук: изолированно, в слогах, в начале слова.
  4. «Прикрепи ежу иголку». Для детей старшей и подготовительной групп. Развивает мелкую моторику рук, фонематический анализ, слуховое и зрительное внимание. Для игры нужны красные, синие, зелёные прищепки, изображения ежей такого же цвета на каждого ребёнка.
  5. «Прокати звук на самолётике». Для детей старшей и подготовительной групп.  Развивает мелкую моторику рук, фонематический анализ, слуховое и зрительное внимание. Для игры нужны красные, синие, зелёные самолётики на каждого ребёнка.
  6. «Покажи смайлик». Для детей старшей и подготовительной групп. Развивает  мелкую моторику рук, фонематический анализ, слуховое и зрительное внимание. Для игры нужны красные, синие, зелёные шарики – смайлики на каждого ребёнка.
  7. «Покажи «полоску - слово». Для детей старшей и подготовительной групп. Развивает фонематический анализ и синтез, слуховое и зрительное восприятие. Для игры нужны «полоски слова», на которых заданный звук выделен в начале, в середине, в конце слова.
  8. «Помоги гномикам». Для детей старшей и подготовительной групп. Развивает фонематический анализ, слуховое и зрительное внимание. Для игры нужны игрушки красного, синего, зелёного гномиков, по несколько предметных картинок, начинающихся на гласный, согласный твёрдый  и согласный мягкий звук (например: [а], [з] [з’]).
  9. «Подари картинки Маше и Мише». Для детей старшей и подготовительной групп. Дифференциация парных согласных звуков по твёрдости – мягкости. Развивает фонематический анализ, слуховое и зрительное внимание. Для игры нужны 2 куклы или их плоскостное изображение, по несколько предметных картинок или игрушек, названия которых начинаются на согласный твёрдый звук [м] и согласный мягкий звук [м’].
  10.  «Гимнастика ума». Для детей старшей и подготовительной групп. Развивает фонематическое восприятие, память, мышление, слуховое и зрительное внимание, расширяет активный словарь. Взрослый просит ответить на его вопросы и помнить о том, что все слова – ответы, будут начинаться сегодня, например, со звука [а].
  11.  «Загадки - складки». Для детей старшей и подготовительной групп. Развивает слуховое внимание и память, умение подбирать слова – рифмы. Например: Поскорее наливай мне в стакан горячий …  (чай). Михаил играл в футбол и забил в ворота …  (гол).
  12.  «Соберём цветочки». Для детей старшей и подготовительной групп. Дифференциация парных согласных звуков по звонкости – глухости. Развивает фонематический анализ, слуховое и зрительное внимание, расширяет активный словарь. Для игры нужны лепестки и серединки цветов, на лепестках наклеены изображения предметов, начинающихся на звуки [ж] и [ш].
  13. «Шалунишка ветер». Для детей  подготовительной группы. Развивает зрительное внимание и память, предупреждает дисграфию  и дислексию. В ряду искажённых букв ребёнок должен отыскать одну правильную. Образец правильной буквы дан вверху или внизу.
  14.  «Соедини картинку с буквой». Для детей  подготовительной группы. Развивает зрительное внимание и память, мелкую моторику рук. Ребёнок должен соединить с буквой только те картинки, которые начинаются с этого звука.
  15. «Потерялась буква». Для детей  подготовительной группы. Развивает зрительное внимание и память, мелкую моторику рук. Ребёнок должен допечатать в слово недостающую букву.
  16. «Зеркало». Для детей  подготовительной группы. Развивает зрительный анализ и синтез, зрительно – пространственную ориентировку, мелкую моторику рук, предупреждает оптическую дисграфию и дислексию. Для игры нужны карточки с правильными и зеркально изображёнными буквами.
  17.  «Почемучка». Для детей  подготовительной группы. Развивает фонематические процессы, мышление. Дети определяют, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолет, мясорубка, сороконожка, босоножки, соковыжималка, листопад, снегопад, снегокат, медведь.

          Что требуется от взрослого при использовании этих, и многих других занимательных и дидактических игр во время проведения занятия или вне него?

- Терпение, оно как никакое другое качество необходимо педагогу.

- Желание играть и верить в игру так, как верят в неё дети.

- Умение принимать всех детей такими, какие они есть.

- Умение выслушать любой ответ, любое предложение, решение  ребёнка.

III. Практическая часть.

Проведение с педагогами игр:

1. «Прикрепи ежу иголку». Логопед произносит звуки: изолированно, в слогах, в словах, участвующие прикрепляю иголку – прищепку нужного цвета.

2. «Соберём цветочки». Логопед раздаёт лепестки цветов и просит присутствующих, определив позицию звука в слове, прикрепить лепесток  к нужной серединке.

3. «Гимнастика ума».

Логопед: Отгадайте слово, отвечая на мой вопрос, и помните, что все слова сейчас будут начинаться со звука [В] или [В'].

Назовите число … (восемь).

Кто воспитывает детей в детском саду … (воспитатель).

Назовите время года, следующее за зимой … (весна).

Назовите часть суток … (вечер).

Назовите дни недели … (вторник, воскресенье).

Что мы с вами вдыхаем … (воздух).

Как называется природное явление, кода очень сильно раскачиваются деревья … (ветер).

Назовите человека, который лечит людей … (врач).

Что врач смачивает йодом, чтобы обработать ранку … (вату).

Что у нас с вами растёт на голове … (волосы).

Что прицепляют к паровозу … (вагоны).

Назовите дикое серое хищное животное …(волк).

Назовите птиц … (воробей, ворона).

Назовите предмет посуды … (вилка).

Что плетут  из цветов и надевают на голову девочки … (венок).

Назовите предметы обуви … (валенки).

Назовите предметы зимней одежды … (варежки).

Назовите полевой цветок … (василёк).

Как называется предмет посуды, в который мы ставим цветы … (ваза).

Назовите транспорт … (велосипед, вертолёт).

Назовите ягоды, растущие на лозе гроздью … (виноград).

Как называется предмет, на котором в магазине взвешивают продукты … (весы).

Назовите имена людей … (Валя, Вера, Вика, Вероника, Витя, Вася, Валера, Вова).

          И последнее. Может быть это прописные истины, но как подчас нелегко, следовать в повседневной жизни, а без них контакт с ребёнком невозможен …

Помните:

Памятка педагога.

• Каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим, учитывайте это в общении с ним и всячески подчёркивайте.

• При обучении ребенка помните: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» (М. Монтень).

• Воспитание и обучение лево- и праворуких детей, мальчиков и девочек, необходимо проводить по разным методикам.

• Раннее начало знакового обучения недопустимо. Это приводит к ММД (минимальной мозговой дисфункции).

• Мозг мальчиков может быть подготовлен к школьному обучению только к 8 годам, мозг девочек - не ранее 7.

• Неподвижный ребенок не обучается. Каждая новая информация должна закрепляться движением.

• Девочки могут капризничать от усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационального» полушария).

• Лень ребенка - сигнал неблагополучия педагогической деятельности взрослого, неправильно выбранной им методики работы с ребенком.

• Главная заповедь педагога - не навреди!

          На память о работе сегодняшнего семинара, хочу предложить желающим, памятку мудрого, грамотного, заинтересованного педагога.

Литература:

  1. Логопедическая работа с дошкольниками. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П.,

     Зимина И. А. М. 2003.

  1. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Марцинкевич Г. Ф. Волгоград. 2006.
  2. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. Корнев А. Н. М. 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения  Деловая игра  способствует повышению интереса у педагогов к...

Деловая игра "Основы делового общения"

Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...

Деловая игра "Учите играя"

В ходе деловой игры педагоги уточнят знания  по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Своя игра"

Игра способствует активации знаний педагогами своей профессии....

Деловая игра «Сюжетно – ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»

закрепление с педагогами этапов организации и развития сюжетно - ролевой в соответствии с возрастными особенностями детей....

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»

Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...