Консультация для родителей по применению игр в семейно-игровом центре в детском саду.
консультация по логопедии

Консультации по применению игр и постановка дыхания для правильного выполнения артикуляционных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sits_-_novyy_konspekt.docx152.31 КБ
PDF icon logoped-2.pdf812.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 244» г. Ульяновска

Семейная логопедическая гостиная

по развитию речи детей раннего дошкольного возраста

«ИГРАЕМ КАК ДЕТИ,

ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ. СЕМЕЙНЫЙ ТАЛИСМАН»

C:\Users\1\Downloads\

Подготовила:

учитель-логопед

Хайрутдинова Юлия шамилеьвна

МБДОУ «Детский сад № 244»

Ульяновск, 2023

Цель:

  • раскрыть возможности переноса полученных знаний в условия семейного воспитания.

Задачи:

  • обучение способам взаимодействия с ребенком, с целью стимуляции речевого развития детей 2-3 лет;
  • изменение неадекватных родительских позиций по отношению к речевым недостаткам своего ребенка;
  • оказание помощи в правильной организации занятий в домашних условиях;
  • формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности.

Форма проведения: семейная гостиная

Место проведения: МБДОУ «Детский сад №244»

Количество родителей: 10-15 человек.

Время проведения: 20 мин.

Подготовка: анкетирование (приложение 1), приглашение (приложение 2)

Оборудование: листы бумаги А4, карандаши, маленькие игрушечные машинки, «чудесный мешочек»; музыкальные инструменты: пианино, бубен, погремушка, дудочка;

План:

  1. Приветствие.
  2. Разминка.
  3. Игры и упражнения, направленные на профилактику и преодоление речевых нарушений.
  4. Домашнее задание.
  5. Ритуал прощания

ХОД ВСТРЕЧИ

Организационный момент

  1. Приветствие.

Логопед: добрый вечер, уважаемые взрослые. Мы рады снова видеть вас на нашей семейной гостиной.

  1. Разминка.

Игра «Помогаем маме»

Логопед: уважаемы родители, сейчас я вам предлагаю почувствовать себя детьми и поиграть в игру.

Задачи: стимуляция подражания действиям взрослого, обучение символическим движениям, развитие слухового внимания и понимания речи. Ход игры. Взрослый (логопед) совместно с ребенком (родители) выполняет символические действия, взрослый сопровождает действия речевым комментарием:

встряхивание воды с кистей рук;

полоскание белья;

стирка белья;

выжимание белья;

глажка утюгом;

натирание на терке;

надевание перчаток;

подметание пола.

Логопед: молодцы, все справились с заданием.

Сегодня гостиная посвящена речевому развитию детей 2-3 лет, под темой: «Играй с детьми». Так как, только в игре мы можем найти «общий язык» с детьми. Наша встреча пройдёт под девизом: «Покажи – и я запомню. Сделай со мной – и я научусь». Вы уже узнаете о нормах речевого развития детей 2-3 лет, какие бывают речевые нарушения, а сегодня познакомитесь с новыми речевыми играми, в которые можно поиграть дома с детьми, какую литературу нужно читать детям.

Я хочу не просто рассказать вам, а показать, как нужно развивать речь детей, чтобы вы запомнили, научились и использовали эти приёмы в развитии своего ребёнка.

Сегодня я вас познакомлю с новыми простыми и интересными упражнениями и играми для пальчиков, дыхательными упражнениями, которые Вы дома можете повторить с детьми.

Упражнение «Кораблик»

Кораблик плывет по речке,

На воде оставляя колечки.

(Соедините ладони вместе и поднимите вверх большие пальцы. Изображая кораблик, двигайте кистями рук в разных направлениях (вперед, в сторону), «прокладывая курс».)

Логопед: для того чтобы малыш начал говорить и впоследствии быстрый темп развития речи не спровоцировал заикание, необходимо делать дыхательные и артикуляционные упражнения. Старайтесь выполнять эти упражнения не реже 3-4 раз в неделю в течение 2-5 минут, повторяя каждое упражнение 2-3 раза. Помните, что в раннем возрасте вашему малышу через каждое 5-7 минут нужна смена деятельности.

Упражнение на дыхание «Слон»

Руки сложены вместе и вытянуты вперёд (изображаем хобот слона).

Несколько раз наклоняемся вперед, а затем выпрямляемся. На каждый наклон говорим поочередно один из слогов: «ха», «хо», «ху», «хи».

Упражнение на дыхание «Шарик»

Ладошки малыша плотно прижаты друг к другу. Говорим: «Ш-Ш-Ш»- и ладошки расходятся, показывая, как «надувается» шарик. Вот какой шарик получился!

Упражнение на дыхание «Волшебник»

Теперь Ваш малыш станет настоящим волшебником. Взмахнете руками и задержите их наверху. Теперь плавно опускайте и повторяйте: «М-М-М-А» продолжайте игру, повторяя: «М-М-М-О», «М-М-М-У», «М-М-М-Ы».

Логопед: артикуляционная гимнастика – это зарядка для органов речи: языка, губ, щёк. С её помощью они становятся сильными, крепкими, подвижными, контролируемыми. Без этого невозможно чёткое звукопроизношение. Дома артикуляционные упражнения желательно выполнять перед зеркалом. Дома вы моежете использовать настольные зеркала.

Упражнение «Дом»

Представьте, что ротик вашего малыша – это дом. Постучите пальчиком по щёчке: «Тук-тук», - и ротик малыша открывается: «Дверки дома открылись». Говорим: «Пока! Пока!»,- и ротик закрывается.

Упражнение «Окошечко»

Открываем ротик, произнося звук [О]. Удерживаем рот в этом положении в течение 3-5 секунд.

Упражнение «Вкуснятина»

Приоткрываем рот, облизываем верхнюю губу, а затем нижнюю.

Упражнение «Лопаточка»

Широкий язык высунут и лежит на нижней губе. Держим язычок в таком положении 5-10 секунд.

Упражнение «Волшебные дверки»

Укажите малышу на его губки. Скажите: «Раз-два-три», - и губки улыбаются. Затем снова повторяем: «Раз-два-три»,- и губки вытягиваются вперёд. Молодцы!

Логопед: фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Это врожденная способность, позволяющая различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем. Например, «кабан-банка, нос-сон» и т.д. Существует масса интересных и развлекательных игр, которые помогут развить фонематический слух у ребенка. Рассмотрим несколько таких упражнений для развития речи.

Упражнение «Узнай по голосу»

Суть этой игры заключается в следующем: поставьте ребенка спиной к играющим. Желательно, чтобы участвовало как можно больше людей, но не менее 3 человек. Ведущий просит произнести кого-то из членов семьи имя ребенка, а тот в свою очередь, должен отгадать, кто его позвал.

Упражнение «Кто говорит?»

Предложите ребенку произнести звуки, свойственные разным животным. Обязательно приготовьте картинки зверей с их детишками. Например, попросите показать, как «говорит» мама-кошка — громко и звонко, и как говорит котенок – тихо и тонко. Затем собака и щенок, корова и теленок и т.д.

Логопед: мы с Вами выполнили упражнения, без которых невозможен процесс формирования речи. Далее я хочу ознакомить Вас с играми, которые позволят ребенку расширить словарный запас и помогут развивать связную речь.

Игра «Повтори»

Рассматривая с ребёнком картинки, задавайте ему вопросы: «Где часики? Покажи. Как часики идут? Давай скажем: «Тик-так». (Картинки: самолет, колокольчик, поезд, дождь, лошадка, барабан, лягушка и т. д.)

Игра «Дай задание игрушкам»

Вам потребуются кукла или мягкая игрушка-зверюшка, например, медвежонок, а также кукольный стульчик, кроватка, посуда.

Показывайте ребенку различные действия с игрушкой. Например, с игрушечной собачкой: учите командам, кормите. При этом говорите фразы из двух слов: «Собачка, сиди!», «Собачка, лежи!», «Собачка, стой!», «Собачка, иди!», «Собачка, ешь!»

Когда собачка всему «научится», попросите ребенка самого дать задание собачке.

Таким же способом можно ввести в речь ребенка и другие глаголы: пой, танцуй, играй, рисуй, лети, пей, прыгай, беги.

Игра стимулирует ребенка произносить двухсловные фразы, состоящие из обращения и глагола в повелительной форме.

И в завершении предлагаю родителям сделать талисман для вашей дружной семьи – собачку!

(Родители под руководством логопеда делают из бумаги мордочку собаки, а затем раскрашивают ее)

Обратная связь.

Логопед: спасибо, уважаемые родители, что пришли на нашу встречу. Теперь Вы знаете, как весело и увлекательно можно играть с ребенком дома.

- Что было наиболее полезным и интересным на встрече (упражнения, игры, информация логопеда)?

- Какие вопросы остались неразрешенными?

- Над какой проблемой хотели бы дополнительно поработать?

  1. Домашнее задание.

Логопед: я предлагаю Вам провести со своими детьми игры и упражнения, используя полученные знания и отработанные на тренинге навыки.

  1. Ритуал прощания.

Логопед: вы хорошо поработали сегодня, и в завершении нашей встречи тренинга хочу предложить Вам выразить благодарность друг другу в игре «Аплодисменты по кругу», в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. (Логопед начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета

Уважаемые родители!

Мы рады видеть Вашего ребенка в нашем Семейно-игровом центре.

Для установления тесного сотрудничества между Вами и учителем – логопедом ДОУ предлагаем Вам ответить на ряд вопросов.

  • Ф.И.О.__________________________________________________________
  • Перечислите основные жалобы и проблемы ребенка в речевом развитии в порядке значимости для Вас:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Какую тему для консультаций Вы хотели бы выбрать (обозначьте проблему/тему, подчеркнув нужный вариант.) Подбор развивающей литературы; развитие общей и мелкой моторики; артикуляционные упражнения; развитие речевого дыхания; обогащение словарного запаса; развитие связной речи; двуязычие в семье; другое._____________

______________________________________________________________

  • В каких формах Вы хотели бы получить помощь:
  1. Онлайн консультирование в группе Контакте;
  2. «Родительский уголок» (стенд с информацией);
  3. Тетрадь для домашних заданий;
  4. Беседы;
  5. Семинары - практикумы, тренинги;
  6. Устные консультации;
  7. Совместные занятия родителей с детьми;
  8. Другое

_______________________________________________________________

Спасибо за ответы!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Памятка для родителей

  • Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности (приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, прогулка и т. д.) Говорите о том, что вы делаете, что делает сын (дочь), что делают другие дети, люди.
  • Говорите спокойно, в нормальном темпе, чётко, с интонацией.
  • Говорите, используя правильно построенные фразы, короткие предложения.
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  • Учите ребёнка понимать и выполнять словесные инструкции сначала простые, затем сложные (Возьми мишку. Возьми мишку и посади на стульчик. Возьми мишку и посади на стульчик рядом с собачкой.)
  • Не переходите на детский язык, не «сюсюкайте» сами и объясните бабушкам.
  • Игра - основная деятельность ребёнка, поэтому больше играйте, превратите занятия в интересные игры (игры с пальчиками, игры с предметами и т. д.)
  • Каждый день читайте стихи, сказки, обсуждайте картинки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Памятка для родителей

Как родителям можно заподозрить

задержку развития речи?

  • Ребенок до 3 месяцев не обращает внимания на звуковые сигналы, он не гулит, у него нет комплекса оживления (энергичные движения ручками и ножками в ответ на ваше обращение);
  • Ребенок 3-8 месяцев не проявляет интереса к игрушкам со звуковыми сигналами, не лепечет, не агукает, единственной голосовой реакцией его является громкий плач;
  • Ребенок 8-12 месяцев не понимает обращенной к нему речи, не показывает где у него носик, ротик, глазки; не реагирует на зов по имени, не может показать члена семь («где мама?», «где папа?»); не повторяет простейших слогов (ма-ма-ма, би-би-би);
  • Ребенок 1-2 лет не может дать односложные ответы на вопрос («как твое имя?», «что ты хочешь?», в речи ребенка нет лепетных слов (би-би, ав-ав, ням и т. п.); ребенок не показывает на картинке знакомые персонажи («где мишка?», «покажи, где зайка?»);
  • Ребенок 2-3 лет плохо идет на речевой контакт даже с близкими людьми, не может показать, где верх-низ, спереди-сзади и т. п. ; не воспроизводит звукоподражания (мяу, гав, ку-ку, путает основные цвета, не может выполнить многоступенчатую инструкцию взрослого (например, «пойди в комнату, и принеси собачку»), если малыш 2,5 лет не может построить фразу из двух слов;
  • Ребенок 3-4 лет искаженно произносит простые фразы («дем ять» — идем гулять, «ачу ока» — хочу молока и др.); путает цвета, не может пересказать простые сказки (например, «Курочка Ряба» и т. п.).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИГР, ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ЛИТЕРАТУРЫ

Настольно-печатные игры: «Домино», «Лото малышам», «Найди лишнее», «Найди такую же картинку», «Парные картинки», «Цветные кубики», «Чудесный мешочек» и др.;

Музыкально-дидактические и музыкально-ритмические игры и упражнения: «Заинька, выходи» (муз. Е. Тиличеевой), «Игра с куклой» (муз. В. Карасевой), «Коза рогатая» (рус.нар.), «Солнышко и дождик» (муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто).

Игры и упражнения для формирования слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти: «Бабочки и цветы», «Где звучит колокольчик?», «Домино» (различные варианты на соотнесение по форме, цвету, величине), «Закрой окошко», «Кто за кем пришел?», «Лото малышам», «Мозаика», «На чем играет Буратино?», «Найди погремушку», «Подбери пару», «Поручение», «Почини коврик», «Принеси и покажи», «Приходите на лужок», «Прятки с игрушками», «Раз, два, три — ищи!», «Расставь по местам», «Тихо — громко», «Угадай, кто в домике живет», «Угадай, кто позвал», «Цвет и форма», «Цветные кубики», «Цветные шары», «Чашки и блюдца», «Чего не стало?», «Что делает кукла?», «Что за чем звучало?», «Что звучит?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Шарики и воротики», «Шесть картинок» и др.

Игры и упражнения на вызывание речевого подражания: «Волшебный сундучок», «Детский сад», «Кормление куклы», «Кто как кричит?», «Кто пришел в гости», «Мамины помощники», «Непослушные игрушки», «Помощники», «Построим дом», «Праздник елки», «Прятки», «Репка», «У бабушки в деревне», «Угощаем куклу», «Узнай игрушку», «Цирк», «Экскурсия» и др.

Игры и упражнения для развития общей, ручной и артикуляторной моторики: «Веселый язычок», «Гнездо», «Кидаем мячики», «Коза», «Мостик», «Мышки», «Мяч», «На одной ножке вдоль дорожки», «Обезьянки», «Очки», «Петушки», Птицы и лиса», «Самолеты», «Улитка», Игры-потешки («Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка») и др.

Конструктивные игры: «Забор из кирпичиков и кубиков», «Играем с плоскостным конструктором», «Игры с кубиками», «Построим башню», «Спрячь матрешку в домик» и др.

Игры и упражнения с бытовыми предметами-орудиями: «Мамин стол», «Накроем кастрюли крышками», «Чашки и ложки» и др.

Игры и упражнения с природными материалами: «Игра с уточками в тазу», «Печем куличи», «Разноцветные колобки» и др.

Предметные и ролевые игры на вызывание речевого подражания детей: «Детский сад», «Кормление куклы», «Кто как кричит», «Мамины помощники», «Непослушные игрушки», «Помощники», «Построим дом», «Праздник елки», «Прятки», «Угощаем куклу» и др.

Игры-пантомимы, этюды: «Ветер, ветер», «Земля в разные времена года», «Кукла заболела», «Кукла идет», «Падающие листья», «Солнечные зайчики», «Солнце и луна» и др.

Малые фольклорные формы: «Ай, лады, лады, лады», «Баю-баю, баю-баю», «Божья коровка», «Буренушка», «Валенки», «Вася, Васенька, усни…», «Водичка-водичка», «Гуси вы, гуси», «Жили у бабуси», «Идет коза рогатая», «Как у нашего кота», «Киска, киска», «Кисонька-Мурысенька», «Ладушки», «Летят гули», «Наша Маша», «Наши уточки», «Петушок», «Пошел кот под мосток», «Птичка, птичка, вот тебе во- дичка…», «Сидит, сидит зайка», «Солнышко-ведрышко!», «Сорока-белобока»

Сказки: «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Курочка Ряба», «Лиса и журавль», «Петушок и бобовое зернышко», «Репка», «Рукавичка», «Теремок», «Три медведя», и др.

Произведения классической и современной литературы для детей: Арефьева И. «Стихи по машины». Барто А. «Бычок», «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Встали девочки в кружок», «Грузовик», «Зайка», «Капитан», «Кто как кричит», «Лошадка», «Машенька», «Мишка», «Мячик», «Слон», «Самолет», «Собака», «Ути-ути» и др. Берестов В. «Агу», «Больная кукла», «Бычок», «Вспомнили матрешку», «Здравствуй, сказка!», «Коровушка», «Котенок», «Котофей», «Петушок»», «Прятки» и др. Бианки В. «Купанье медвежат», Волынский Т. «Кошкин дом», Высотская О. «На санках», «Тихий час». Гурина И. «Глазки», «Карапуз», «Ищем колокольчик», «Ловим комара», Маршак С. «Ванька-встанька», «Два котенка», «Елка», «Мяч», «Кошкин дом», «Кто колечко найдет?», «Песенка друзей», «Песня о елке», «Перчатки» (пер. с англ.), «Пожар», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка», «Усатый-полосатый» и др. Михалков С. «А что у вас?», «Бездельник светофор», «Два котенка», «Дядя Степа», «Елка», «Кошкин дом», «Моя улица», «Мяч» и др. Мориц Ю. «Ручеек», «Ежик резиновый» и др. Мошковская Э. «Приказ», «Жадина», «Капризы», «Я — машина», Чарушин Е. «Кошка», «Курочка», «Лиса», «Собака», «Утка с утятами», «Волк», «Белка», «Заяц», «Воробей», «Медвежонок» и др. Чуковский К. «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Федорино горе», «Цыпленок», «Свинки», «Поросенок», «Елка» и др. Чукавин). и др.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейная игровая программа на участке детского сада "Давайте вместе поиграем"

Игровая программа послужит хорошим подспорьем для проведения Дня семьи. Конкурсы расчитаны на детей разных возрастных групп. роли персонажей могут исполнять и родители. они также могут проводить и отд...

Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Содержание1.Понятие об адаптации2. Основные особенности нормально текущего периода адаптации3. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада3.1.Фазы адаптационного периода3.2.Факторы, от к...

Консультация для родителей будущих воспитанников: «Школа молодой мамы» «Адаптационный период в детском саду»

Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков...

Консультация для родителей на тему : "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в детском саду".

Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в детском саду».Дорогие родители одной из главных задач , которая заложена в «Программе обучения и восп...

Консультация для родителей по теме: "Игры в период адаптации ребенка в детском саду".

Адаптация - это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды, а так же процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению в первое время....

Консультация для родителей в младшей группе." Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада".

В данном материале для родителей предоставленна информация о том какие периоды адаптации происходят с ребенком при поступлении в детский сад. А так же даются советы и рекомендации....

Консультация для родителей инструктора в бассейне Занятия по плаванию в бассейне детского сада. Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм, способствуют росту костной ткани. Усиливается работа легких, что препятствует

Консультация для родителей инструктора в бассейнеЗанятия по плаванию в бассейне детского сада. Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм, способствуют росту к...