Использование визуально-ритмических рядов в процессе автоматизации поставленных звуков в условиях логопункта
статья по логопедии

Светлакова Ольга Николаевна

Выступление на ММО логопедов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ММО.

Семинар-практикум на тему:  «Формирование просодических компонентов речи у детей с ТНР как средство развития коммуникативной функции»..

                                                                     

                                                           МБОУ СОШ №29 д/о «Морозко» г.Химки

                                                                       Учитель-логопед Светлакова О. Н.

                                                                                         городской округ Химки

                                                                                                                  16.11.2022

Тема выступления: «Использование визуально-ритмических рядов в процессе автоматизации поставленных звуков в условиях логопункта».

Цель:

Оптимизировать процесс автоматизации звукопроизношения у дошкольников, повысить интерес и  мотивацию к занятиям.

 Задачи :

- Автоматизировать в речи детей заданный звук  изолировано, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;

- развивать фонематический слух;

- развивать механизм упреждающего синтеза;

- развивать чувство ритма;

- развивать слухоречевое  внимание и память;

- развивать мышление;

- формировать предпосылки развития слоговой структуры слова;

- развивать лексико-грамматический строй речи;

- обогащать сенсорный опыт детей;

- развивать межполушарное взаимодействие;

- развивать зрительно-моторную ориентацию в пространстве;

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- сохранять ресурс ЦНС ребенка (1 ФБМ);

- стимулировать мотивацию к занятиям у детей;

- формировать навык самоконтроля за собственной речью и деятельностью в целом (3 ФБМ).

Содержание:

Ежегодно увеличивается число детей с нарушениями речи, большинство из которых имеют системный характер, и отягощается все нестабильностью эмоциональной сферы, снижение когнитивных функций, проблемами в поведении ребенка. У детей при общем недоразвитии речи нарушаются все ее компоненты: звукопроизношение, фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.

В своей коррекционной работе я использую визуально ритмические ряды, что позволяет мне повышать эффективность моих занятий. Визуально ритмический ряд- многофункциональный логопедический тренажёр, который можно использовать на занятиях с детьми разного возраста. Ритм и тактильные ощущения- это то, что позволяет «разбудить» и активизировать речевые зоны мозга.

Совершенно точно учёными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев, тактильных ощущений и ритма.

С помощью тактильных ощущений  происходит стимуляция нервных окончаний и развитие речевого центра в головном мозге. Поэтому так полезно с раннего детства знакомить ребёнка с предметами разных фактур, форм, размеров.

 А ритм – первоначальная форма связи человека с жизнью, временем, его здоровьем. Ритмические действия способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга. Моторный ритм влияет на становление речевых механизмов. Ритмические реакции доминируют на ранних этапах развития речи, а затем и в слоговой структуре.

Ритмические способности ребенка обеспечиваются деятельностью зрительного, моторного и кожно-кинестетического анализаторов. Совершенствование межаналитических связей создает основу для сенсомоторных механизмов слогового ритма речи.

Визуально-ритмический ряд- это, в первую очередь, развитие механизма упреждающего синтеза. Этот механизм описывала еще Бабина  Галина Васильевна. Для того чтобы сказать слово, нужно правильно подстроить артикуляцию под звук, а дальше переключиться с одного звука на другой, с одного слога на другой, то есть спрогнозировать, переключиться и выполнить. В речи все взаимосвязано, последующий звук влияет на предыдущий, предыдущий на последующий (так называемая коартикуляция), и именно в этом заключается механизм упреждающего синтеза.

Для каких же детей это важно:

Дети с нарушением праксиса испытывают сложности в планировании своей деятельности. Увидеть закономерность и продолжить ее - основа дальнейшего прогнозирования. Переключение со слога на слог также требует планирования движений, но на уровне артикуляционного праксиса.

Дети со снижением когнитивных функций по разным причинам (нарушение памяти, внимания, мышления) не могут не только переключиться, но и понять принцип операции

Дети с нарушением 1 ФБМ (первого функционального блока мозга). Напомню, что он является энергетическим и отвечает за ресурс ЦНС ребёнка. Он быстро устаёт.  Такому ребёнку важно понимать «сколько ещё», «как долго». Ряд, в этом случае, - отличная визуальная опора

Дети, которые испытывают трудности в  регуляции поведения, самоконтроля, произвольного внимания. Ему важно понимать,  сколько раз ещё надо повторить, сколько заданий выполнить, ему легче удержать внимание. Можно использовать визуальное расписание, а можно визуально-ритмический ряд.

Именно поэтому я использую в своей коррекционной работе с детьми в условиях логопункта визуально ритмические ряды.

Визуально - ритмический ряд способствует:

- развитию чувства ритма;

-автоматизации и дифференциация нарушенных звуков;

- развитию артикуляционного праксиса;

- развитию фонематического слуха;

- коррекции слоговой структуры слова;

- развитию механизма упреждающего синтеза;

- развитию слухового, зрительного и пространственного восприятия;

- развитию мелкой моторики, тактильных ощущений;

-развитию межполушарного взаимодействия;

- развитию связной речи,

-запуску речи;

-развитию просодики;

-развитию когнитивных функций;

- обучению грамоте;

- обучению чтению;

- формированию знаний и представлений об окружающем мире;

- развитию мотивации, самоконтроля;

- поддерживанию интереса к занятиям;

-корректированию психоэмоционального состояния.

Повторение ритмического ряда любой модальности выполняется на основе повторения составляющих элементов: выкладывание дорожек из мозаики (разноцветной фасоли, морских камушек, ракушек, шишек, листиков, палочек, стаканчиков, разноцветного сахара и т.п.), «заборчиков» из счетных палочек (зубочисток, трубочек для коктейля, ватных палочек), рисование линий различной длины и направленности, выкладывание цветных ленточек (шнурков) различной длины.

Можно использовать символические изображения, которые используются для игр. Картинки и предметы можно подбирать с учётом изучаемой в настоящий момент лексической темы. Необходимо развивать понимание, что каждый элемент в ряду зависит от другого так же, как слоги в слове и артикуляция каждого звука.

Разнообразие материала позволяет каждый раз модифицировать игру и поддерживать мотивацию к однотипной деятельности у ребенка.

Необходимо выкладывать определенную последовательность, в зависимости от этапа работы и уровня развития ребенка, она может быть простая (1:1) и сложная (1:2, 2-1,1:3,3-1, 1:2:3 и др.).

Ряд можно выкладывать вертикально (сверху вниз), горизонтально(слева направо) и более сложный вариант по кругу.

Я начинаю выкладывать визуально ритмический ряд, т.е. даю образец выполнения и прошу продолжить: «А что идет дальше?»

Сложную последовательность даем только после усвоения простой.

Мы рассмотрим примеры использования визуально-ритмического ряда в автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Автоматизации и дифференциация нарушенных звуков

-Автоматизация звука Р изолировано и в слогах (как пример):

Когда шишку кладем, произносим «Рррр», когда камень- «РА»

РА -РЫ , РАБОТА-РЫБА= МОТОРНАЯ ПРОГРАММА, ДВУРУЧНЫЕ

ВРА-ГРА,  +РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК ВРА-ГРА ГРА+ ШЕПОТ/ ГРОМКОСТЬ

ВРАЧ-ГРАЧ, ДОБРЫЙ ВРАЧ- СЕРЫЙ ГРАЧ,

ДОБРЫЙ ВРАЧ ПРОЛЕЧИЛ БРАТА

СЕРЫЙ ГРАЧ ПРЫГНУЛ НА ТРАВУ

Или в стечении согласных Бра/ Дра

В словах:

Когда шишку кладем, говорим: «Рак», камень - «Рад» (Брат/Драп)

И тд.

-Дифференциация звуков Р и Л в слогах (как пример):

Когда шишку кладем, произносим «Ра», когда камень- «Ла» (Пру/Плу)

В словах:

Когда шишку кладем, говорим: «Рак», камень - «Лак» (Прут/Плуг)

В словосочетаниях:

Когда шишку кладем, говорим: «Красный рак», камень - «Светлый лак»

И тд.

-Усложнение!

Здесь же можно наложить любую моторную программу, тем самым развиваем моторное планирование, мелкую моторику, кистевой или пальцевой праксис. Можно подключить межполушарное взаимодействие и выполнять одновременно двумя руками, добавить ритмический рисунок.

Ладонь кладем на шишку, произносим «Рак», а на камень ставим кулак- «Лак» (на шишку ставим большой палец, на камень указательный).

Ритмический рисунок (отхлопать, отстучать палочкой):

Когда кладем шишку, произносим «Рак», берем камень стучим 2 раза «Лак, Лак». Для закрепления, можно отхлопать еще раз или простучать палочкой по столу).

Шишку кати к себе, проговаривай «У Ромы красный рак», камень отодвигай от себя- «У Лады светлый лак»

Также попросить говорить то громко слог/слово/словосочетание, то шепотом, так тренируем силу голоса.

Те одновременно мы развиваем логическое мышление (когнитивная сфера), моторное планирование и речь(слоговая структура, звукопроизношение), кистевой и пальцевой праксис.

Усложнить можно использованием предлогов.  Например, класть предметы на коробку и в лоток- ориентировка в пространстве.

Развитие фонематического слуха:

Если услышишь в слове звук Р, клади шишку, а если Л-камень.

И здесь тоже можно усложнять задание, по мере отработки материала и с учетом индивидуальных особенностей детей.

Это далеко не полный перечень упражнений, которые можно использовать в работе с визуально- ритмическими рядами, которые позволяют одновременно воздействовать на когнитивную сферу, на речевое развитие, на моторное развитие, при этом у детей сохраняется интерес и желание заниматься, повышается мотивация к правильной и красивой речи, выравнивается эмоциональный фон, манипулируя различными предметами разной фактуры, формы, размера обогащаем тактильный опыт.

Таким образом, визуально- ритмический ряд позволяет оптимизировать процесс автоматизации звукопроизношения у дошкольников, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и положительно влияет на здоровье детей.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Необходимость автоматизации поставленных звуков в условиях семьи."

 Памятка для родителей.                                              ...

Использование зашумленных картинок в процессе автоматизации поставленных звуков.

Статья рассказывает об играх с использованием зашумленных картинок, для автоматизации звуков....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста на тему "Необходимость автоматизации поставленных звуков в условиях семьи"

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста о необходимости выполнения домашнего задания логопеда в семье....

Методический круиз для родителей детей старшей группы компенсирующей направленности на тему "Автоматизация поставленных звуков в условиях семьи"

Встреча учителя-логопеда с родителями с целью поиска ответа на вопросы родителей: нужны ли домашние задания логопеда, зачем они нужны, когда и как их выполнять....

Родительское собрание "Необходимость автоматизации поставленных звуков в условиях семьи"

Формирование психологической готовности родителей к систематической работе с детьми в домашних условиях....