Влияние гаджетов на речевое развитие детей раннего дошкольного возраста
статья по логопедии

Сергеева Инна Геннадьевна

Влияние гаджетов на  речевое развитие детей раннего дошкольного возраста.

Развитие современных технологий привело к обширному использованию гаджетов (от англ. gadget - «техническая новинка») в жизни людей.

В метро, поликлинике, дома, дороге мобильные телефоны, планшеты, телевизоры часто выручают родителей. Яркая картинка  на экране всегда может привлечь внимание  ребёнка любого возраста. Современным детям с рождения предлагают пользоваться различными гаджетами. Ведь это так удобно! Захотел малыш внимания, а родителям некогда - ему дают телефон, планшет. К сожалению, получается, что современным родителям почти всегда некогда. Поэтому современные дети очень много времени проводят за гаджетами. Можно сказать, что они вырастают под их воздействием и влиянием. Вследствие чего  в последние годы.  В последние годы отмечается увеличение количества детей с отклонениями в речевом развитии: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Многим приходится прилагать большие усилия, чтобы выразить свою мысль. Значительно увеличилось количество слов-паразитов в речи. Возросло количество детей с темповыми задержками речевого развития. Фразовая речь ребёнка 6–7 лет зачастую состоит из простых распространённых предложений, с неправильным употреблением окончаний, у большинства словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации. Дети не знают обобщающих понятий, родственных слов. Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для многих непосильна задача выложить последовательность из четырёх сюжетных картинок и составить по ним рассказ. Разберём влияние современных гаджетов на развитие речи ребенка с рождения.

В современной логопедии под термином «онтогенез развития речи» понимают закономерности овладения всеми ее компонентами, особенности формирования языковой системы у человека. Начало – это появление первых слов, но некоторые специалисты включают и проявление речевых реакций (гуление, лепет).

В промежуток времени с рождения до года создаются предпосылки для овладения компонентами языковой системы. Даже самые первые голосовые реакции – крик и плач, способствующие развитию дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.

Возраст от 0 до 3 лет — это период интенсивного формирования речи и освоения родного языка, наглядно-действенного мышления,  развития памяти, внимания. Дети обращают особое внимание на артикуляцию окружающих. Ребенок повторяет за взрослыми, пытается произносить все более сложные слова.

До полутора лет мозг ребёнка активно развивается. Согласно концепции Дж. Брунера, наше познание мира носит, прежде всего, чувственный и двигательный характер: ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через наши чувства и, особенно, через двигательную активность. В этот период очень интенсивно происходит формирование нервных связей между клетками головного мозга. Благодаря овладению ходьбой, речью  ребёнок способен исследовать объекты и воздействовать на них, а  их названия он узнает одновременно с их свойствами. Мозг малыша интегрирует сенсорные стимулы – вкус, вид, запах, вес, текстуру, форму, положение в пространстве значимых объектов – окружающих людей, предметы. Цветные мячики, прыгающие на экране телефона, не дают ребёнку адекватного представления о свойствах и функциях круглых предметов, способных прыгать по комнате.

Для полноценного  сенсорного развития малыш должен ползать по реальной комнате, исследуя натыкаться  на настоящие предметы интерьера, играть с настоящими мячиками, игрушками, щупать и испытывать на прочность предметы разных форм, размеров, текстуры, общаться с окружающими людьми.  В последующем нарушение сенсорного развития в раннем возрасте в тяжёлых случаях может  обернуться  задержкой речевого развития. Начиная с 1,5 лет речь приобретает более обобщающую направленность. Он начинает понимать инструкции взрослых. С 2-х до 3-х происходит активное накопление словарного запаса.

Использование гаджетов  в жизни ребенка сформирует  стереотипно закрепленные двигательные и речевые программы, повторяющиеся примитивные музыкальные фрагменты вместо диалоговой коммуникации и ролевой игры. Эмоционально насыщенное познание мира и человеческих отношений  сводится к простым манипуляциям с планшетом, просмотру телевизора. Но, исходящая с экрана речь, которую ребенок не воспринял, не сможет стать «своей», а останется малоосмысленным набором звуков. Поэтому подрастающему поколению становится удобно изъясняться криками, жестами или вовсе молчать.   В дальнейшем такие дети с трудом воспринимают информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу, связывать отдельные предложения, понимать  и схватывать смысл. У них не вызывает ни образов, ни устойчивых впечатлений слышимая речь. 

Для полноценного развития ребёнку требуется живое общение, игры с различными видами игрушек, манипуляции с бытовыми вещами, движение, прогулки, где есть возможность видеть, трогать, слышать, то есть, исследовать окружающий мир. Необходимость оперировать словами, называть предметы, отвечать на вопросы, т. е. использовать речь для общения, появляется только в случае взаимодействия с другим человеком. Всё это помогает накопить опыт, который необходим для дальнейшего развития.

Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослыми. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым (матерью).

1. Захарченко Е.Н.  Новый словарь иностранных слов, 2010, Современный литератор.

2. Федоров А. Оглохнуть от мобильника?/ / Здоровье. - 2013.- No2. С.84

3. Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика – ООО «Эксмо» - 2020г.

4.Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. — М.: Генезис, 2008. — 319 с.

5. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция. — СПб: Речь, 2011. — 432 с.

6.Самыгин С.И.  Психология развития и возрастная психология Феникс, 2022 г.

7. Результаты профилактических осмотров детей в возрасте 0-14 лет (Дети в России. 2009: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. – 121 с.)

8. Эльконин Д.Б. Детская психология: пособие для студентов высш. учеб. заведений. 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 384 с.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние гаджетов на речевое развитие детей раннего дошкольного возраста.

Развитие современных технологий привело к обширному использованию гаджетов (от англ. gadget - «техническая новинка») в жизни людей.

В метро, поликлинике, дома, дороге мобильные телефоны, планшеты, телевизоры часто выручают родителей. Яркая картинка на экране всегда может привлечь внимание ребёнка любого возраста. Современным детям с рождения предлагают пользоваться различными гаджетами. Ведь это так удобно! Захотел малыш внимания, а родителям некогда - ему дают телефон, планшет. К сожалению, получается, что современным родителям почти всегда некогда. Поэтому современные дети очень много времени проводят за гаджетами. Можно сказать, что они вырастают под их воздействием и влиянием. Вследствие чего в последние годы. В последние годы отмечается увеличение количества детей с отклонениями в речевом развитии: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Многим приходится прилагать большие усилия, чтобы выразить свою мысль. Значительно увеличилось количество слов-паразитов в речи. Возросло количество детей с темповыми задержками речевого развития. Фразовая речь ребёнка 6–7 лет зачастую состоит из простых распространённых предложений, с неправильным употреблением окончаний, у большинства словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации. Дети не знают обобщающих понятий, родственных слов. Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для многих непосильна задача выложить последовательность из четырёх сюжетных картинок и составить по ним рассказ. Разберём влияние современных гаджетов на развитие речи ребенка с рождения.

В современной логопедии под термином «онтогенез развития речи» понимают закономерности овладения всеми ее компонентами, особенности формирования языковой системы у человека. Начало – это появление первых слов, но некоторые специалисты включают и проявление речевых реакций (гуление, лепет).

В промежуток времени с рождения до года создаются предпосылки для овладения компонентами языковой системы. Даже самые первые голосовые реакции – крик и плач, способствующие развитию дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.

Возраст от 0 до 3 лет — это период интенсивного формирования речи и освоения родного языка, наглядно-действенного мышления, развития памяти, внимания. Дети обращают особое внимание на артикуляцию окружающих. Ребенок повторяет за взрослыми, пытается произносить все более сложные слова.

До полутора лет мозг ребёнка активно развивается. Согласно концепции Дж. Брунера, наше познание мира носит, прежде всего, чувственный и двигательный характер: ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через наши чувства и, особенно, через двигательную активность. В этот период очень интенсивно происходит формирование нервных связей между клетками головного мозга. Благодаря овладению ходьбой, речью ребёнок способен исследовать объекты и воздействовать на них, а их названия он узнает одновременно с их свойствами. Мозг малыша интегрирует сенсорные стимулы – вкус, вид, запах, вес, текстуру, форму, положение в пространстве значимых объектов – окружающих людей, предметы. Цветные мячики, прыгающие на экране телефона, не дают ребёнку адекватного представления о свойствах и функциях круглых предметов, способных прыгать по комнате.

Для полноценного сенсорного развития малыш должен ползать по реальной комнате, исследуя натыкаться на настоящие предметы интерьера, играть с настоящими мячиками, игрушками, щупать и испытывать на прочность предметы разных форм, размеров, текстуры, общаться с окружающими людьми. В последующем нарушение сенсорного развития в раннем возрасте в тяжёлых случаях может обернуться задержкой речевого развития. Начиная с 1,5 лет речь приобретает более обобщающую направленность. Он начинает понимать инструкции взрослых. С 2-х до 3-х происходит активное накопление словарного запаса.

Использование гаджетов в жизни ребенка сформирует стереотипно закрепленные двигательные и речевые программы, повторяющиеся примитивные музыкальные фрагменты вместо диалоговой коммуникации и ролевой игры. Эмоционально насыщенное познание мира и человеческих отношений сводится к простым манипуляциям с планшетом, просмотру телевизора. Но, исходящая с экрана речь, которую ребенок не воспринял, не сможет стать «своей», а останется малоосмысленным набором звуков. Поэтому подрастающему поколению становится удобно изъясняться криками, жестами или вовсе молчать. В дальнейшем такие дети с трудом воспринимают информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу, связывать отдельные предложения, понимать и схватывать смысл. У них не вызывает ни образов, ни устойчивых впечатлений слышимая речь.

Для полноценного развития ребёнку требуется живое общение, игры с различными видами игрушек, манипуляции с бытовыми вещами, движение, прогулки, где есть возможность видеть, трогать, слышать, то есть, исследовать окружающий мир. Необходимость оперировать словами, называть предметы, отвечать на вопросы, т. е. использовать речь для общения, появляется только в случае взаимодействия с другим человеком. Всё это помогает накопить опыт, который необходим для дальнейшего развития.

Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослыми. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым (матерью).

1. Захарченко Е.Н. Новый словарь иностранных слов, 2010, Современный литератор.

2. Федоров А. Оглохнуть от мобильника?/ / Здоровье. - No2. С.84

3. Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика – ООО «Эксмо» - 2020г.

#1057;еменович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. — М.: Генезис, 2008. — 319 с.

5. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция. — СПб: Речь, 2011. — 432 с.

#1057;амыгин С.И. Психология развития и возрастная психология Феникс, 2022 г.

7. Результаты профилактических осмотров детей в возрасте 0-14 лет (Дети в России. 2009: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. – 121 с.)

8. Эльконин Д.Б. Детская психология: пособие для студентов высш. учеб. заведений. 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 384 с.

учитель-логопед

Сергеева Инна Геннадьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....

Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста с особенностями в развитии.

Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста с особенностями в развитии....

Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста с особенностями в развитии.

Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста с особенностями в развитии....

Влияние игры на развитие детей младшего дошкольного возраста

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Ребенку свойственно стремление к самостоятельности....

Педагогический проект для детей раннего возраста “Художественно – эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки”

Цель проекта:Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей....

Влияние гаджетов на развитие ребенка в дошкольном возрасте

Влияние гаджетов на развитие ребенка в дошкольном возрасте...

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ «Влияние использования пальчиковых игр на речевое развитие детей раннего дошкольного возраста»

С раннего возраста начинается жизнь человека, самый важный период, когда формируются самые фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их формирование требует адекватного в...