Пальчиковые и жестовые игры
консультация по логопедии

БУЛИНА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, список интересных пальчиковых и жестовых игр, по возрастам здесь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._palchikovye_i_zhestovye_igry.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

 

Учитель-логопед

Булина Татьяна Ивановна

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, список интересных пальчиковых и жестовых игр, по возрастам здесь:

От 1 года

Игры на развитие крупной моторики (жестовые игры)

Тася, ручки покажи (протягиваем ручки вперед)

И ладошкой помаши. (машем рукой)

Пальцы спрячем в кулачок. (пальцы сжимаем в кулачки)

Кулачок упрем в бочок (ставим руки со сжатыми кулачками в бока)

Ножками потопаем, (топаем)

Ручками похлопаем. (хлопаем в ладоши)

Топнем правою ногой, (топаем правой ногой)

Покачаем головой. (качаем головой влево-вправо)

Мы танцуем весело (делаем «фонарики»)

Мы танцуем дружно.

Музыка и песенка –

Вот что Тасе нужно.

***

Так мы топаем ногами, (топаем ножками)

Топ-топ, топ-топ.

Так мы хлопаем руками, (хлопаем в ладоши)

Хлоп-хлоп.

Так качаем головой. (качаем головой вправо-влево)

Ой-ой, ой-ой!

Так мы ручки поднимаем, (поднимаем руки)

Выше, выше, выше.

Так мы руки опускаем, (опускаем руки)

Ниже, ниже, ниже.

Так мы ручки подаем, (протягиваем ручки малышу)

Так, так, так.

Так мы кружимся кругом. (кружимся на месте)

Так, так, так.

***

Идет бычок, качается, (ходим на четвереньках)

Вздыхает на ходу: (вздыхаем несколько раз)

«Ох, доска кончается

Сейчас я упаду». (ложимся на пол)

Пальчиковые игры для малышей на развитие мелкой моторики

В возрасте 1 года ребенок еще очень мал, чтобы самостоятельно делать движения каждым пальчиком по отдельности, но, если мы хотим развивать мелкую моторику, то без этих игр просто никуда. Поэтому все движения из стишков в этом разделе необходимо выполнять маме пальчиками ребенка. Как правило, в этом возрасте малыши с большим удовольствием наблюдают за интересными событиями, разворачивающимися у них на ладошке:) Нам с Таисией эти игры здорово помогали скоротать время в автомобильных поездках.

Сорока-ворона (водим пальцем по ладошке малыша)

Кашу варила,

Деток кормила

Этому дала, (загибаем большой пальчик)

Этому дала, (загибаем указательный пальчик)

Этому дала, (загибаем средний пальчик)

Этому дала, (загибаем безымянный пальчик)

А этому не дала: (указываем на мизинчик)

«Мал, мал, не хорош! (постукиваем по мизинчику)

Ты водички не принес.

Кыш, пошел!»

***

Этот пальчик – дедушка, (загибаем большой пальчик)

Этот пальчик – бабушка, (загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик – папочка, (загибаем средний пальчик)

Этот пальчик – мамочка, (загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик – я, (загибаем мизинчик)

Вот и вся моя семья. (трясем получившимся кулачком)

***

Где ладошка? – Тут! (открываем ладошку)

На ладошке – пруд. (чертим на ладошке круг)

Палец большой – гусь молодой, (загибаем большой палец)

Указательный – поймал, (загибаем указательный палец)

Средний – гуся ощипал, (загибаем средний палец)

Безымянный – печь топил, (загибаем безымянный палец)

А мизинчик – суп варил. (загибаем мизинец)

***

Пальчик, пальчик, где ты был? (показываем большой пальчик)

С этим братцем в лес ходил, (массаж каждого пальца по очереди)

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел,

Песни пел, да играл, (хлопаем в ладоши)

Да всех братцев забавлял.

Помимо стишков-игр будет интересно разучить вместе с малышом несколько простых жестов:

На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;

Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;

Показываем «да», «нет» движением головы;

Показываем «спасибо» кивком головы;

Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);

Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);

Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);

Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);

Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);

Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате).

От 1 года 3 месяцев

Кап-кап, кап-кап! (стучим указательным пальцем одной руки по ладошке другой руки)

Капает водичка.

Мы намылим ручки, (трем руки, как будто намыливаем их мылом)

Мы умоем личико. («умываем» ручками лицо)

Ну-ка в зеркальце смотри! (показываем на настоящее зеркало или смотрим в раскрытую перед собой ладошку, как в зеркало)

Кто у нас чистюля? Ты! (указываем на малыша)

***

Мы капусту рубим, рубим, (рубим ребрами ладоней вверх-вниз)

Мы морковку трем, трем, (трем кулаком одной руки по ладошке другой)

Мы капусту солим, солим, (сжимаем пальцы щепотью, «солим»)

Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем пальцы)

Сок капустный пьем, пьем. (подносим руки ко рту, изображаем звук, как будто пьем)

***

Умываться мы умеем,

Мы мочалкой моем шею. Вот так! Вот так! (трем шею руками)

Чтобы чисто вымыть ножки,

Мы помылим их немножко. Вот так! Вот так! (трем ноги руками)

А потом над тазом ловко

Мы помоем и головку. Вот так! Вот так! (трем голову руками)

Мы помылись, как большие, (руки в боки)

Вот мы чистые какие!

***

Ветер дует мне в лицо, (кистями рук делаем движения по направлению к лицу)

Закачалось деревцо. (руки вверх, качаемся, переминаясь с ноги на ногу)

Ветер тише, тише, тише, (приседаем, руки вниз)

Деревцо все выше, выше! (подпрыгиваем, руки вверх)

От 1,5 лет

***

Для чего нужны нам ножки? (хлопаем обеими руками по ногам)

К маме бегать по дорожке.

Для чего нужны нам ручки? («рисуем» пальчиками кружочки перед собой)

Рисовать кружки и тучки.

Ушки – чтобы песни слушать, (показываем на ушки)

Ротик – чтоб конфетки кушать, (показываем на ротик, причмокиваем губами)

Глазки, чтоб на все смотреть, (прикладываем раскрытую ладонь ребром ко лбу и смотрим по сторонам)

Голос, чтобы песни петь. (пропеваем какой-нибудь звук)

***

Утро начинается, начинается. (руки снизу полукругом постепенно поднимаем вверх)

Дети просыпаются, просыпаются. (трем глаза, потягиваемся)

Вот открылись все окошки, (глаза закрыли ладошками, затем открыли)

Мы похлопаем в ладошки. (хлопаем в ладоши)

И попрыгаем немножко. (прыгаем на месте)

Утро начинается, начинается. (руки снизу полукругом постепенно поднимаем вверх)

Солнце просыпается, просыпается. (трем глаза, потягиваемся)

На носочки поднимайся, (встаем на носочки)

Приседай и выпрямляйся. (приседаем и встаем)

И пониже наклоняйся. (делаем наклон)

***

Спит медведь в своей берлоге, (кладем прижатые друг к другу ладошки под голову – «спим»)

Не найти ему дороги. (прикладываем ладошки к щекам и мотаем головой)

Снег засыпал все вокруг (пальцами постукиваем перед собой по столу или полу)

Спи скорей и ты, мой друг («спим»)

От 1 года 9 месяцев

***

Побежали вдоль реки (ладошками хлопаем по коленям или по столу)

Гномы наперегонки.

Видит гном – какой-то дом. (руки складываем домиком над головой)

Тук-тук-тук – живет кто в нем? (стучим кулачком по столу или полу)

В нем живет такой же гном! (показываем большой палец)

Стали гномы вместе жить, (показываем оба больших пальца)

В горы лазать, в лес ходить, (кулачками с выпрямленными большими пальцами «ходим»  по коленям)

Дрова рубить, (ребром одной ладони ударяем по другой)

Кашу варить, деток кормить. (указательным пальцем водим по ладони другой руки)

***

Котик выпил молока, (высовываем язык и изображаем, как котик лакает молоко)

Откусил он пирога, (подносим руки ко рту, как будто держим что-то, и «кушаем»)

Лапки вытер, (обтираем руки)

Нос помыл, (моем нос)

«Мяу! Мяу!» — говорил. (говорим «мяу, мяу»)

***

Ладушки-хлопушки, (хлопаем руками)

Где вы бывали? (показываем ладошки)

Много работали? – Да! (ударяем по коленкам)

Рылись в песочке. (гребем пальцами рук по полу)

Пекли пирожки. (имитируем лепку пирожков)

 Что еще делали? (показываем ладошки)

 Кубики сложили, (ставим два кулачка рядом друг с другом)

Домик смастерили. (соединяем две ладошки в форме крыши)

Тук-тук, тук-тук (стучим кулачком о кулачок)

Вот какой большой, (поднимаем руки вверх)

С крышей и трубой (опускаем руки вниз)

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;

Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;

Показываем «да», «нет» движением головы;

Показываем «спасибо» кивком головы;

На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);

Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);

Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);

Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);

Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);

Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);

Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пальчиковые и жестовые игры в стихах

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальц...

Конспект открытого просмотра Мастер-класс по теме: «Пальчиковые и жестовые игры с детьми среднего дошкольного возраста»

Конспект открытого просмотраМастер-класс по теме:«Пальчиковые и жестовые игры с детьми среднего дошкольного возраста»...

Пальчиковые и жестовые игры в детском саду

Пальчиковая гимнастика пришла к нам из народных потешек для самых маленьких. Цель пальчиковой гимнастики состоит в том, что она помогает бороться с умственной усталостью, снимает напряжение артикуляци...

Консультация для родителей " Пальчиковые и жестовые игры".

Важность пальчиковых и жестовых игр в развитии речи ребенка....

Пальчиковые и жестовые игры для малышей.

Ритмические, пальчиковые, жестовые игры влияют  на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание....