Шпаргалка для будущих первоклассников
консультация по логопедии

ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

* Наша речь состоит из предложений.

* Предложение - это законченная мысль.

* Предложения состоят из слов.

* Слова состоят из звуков.

* Звук - это то, что мы слышим и произносим.

* Буква - это то, что мы видим и пишем.

* Звук на письме обозначается буквой.

* Звуки бывают гласные и согласные.

* Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

* В русском языке шесть гласных звуков: [А] [У] [О] [И] [Э] [Ы].

* На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

* Гласных букв - десять: «А» «У» «О» «И» «Э» «Ы» «Я» «Ю» «Е» «Ё».

* Шесть гласных букв - «А» «У» «О» «И» «Э» «Ы» - соответствуют звукам.

* Четыре гласные буквы - «Я» «Ю» «Е» «Ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («Я» - [ЙА], «Ю» - [ЙУ], «Е» - [ЙЭ], «Ё» - [ЙО]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:«Я» - [А], «Ю» - [У], «Е» - [Э], «Ё» - [О] (береза, мяч).

* Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

* Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

* Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [К] [П] [С] [Т] [Ф] [Х] [Ц] [Ч] [Ш] [Щ].

* Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [Й] [Л] [М] [Н] [Р].

* Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

* Согласные звуки [Б] [В] [Г] [Д] [З] [К] [Л] [М] [Н] [П] [Р] [С] [Т] [Ф] [Х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «А» «У» «О» «Э» «Ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «И» «Е» «Ё» «Ю» «Я»).

* Всегда твердые согласные: [Ж] [Ш] [Ц].

* Всегда мягкие согласные: [Й] [Ч] [Щ].

* Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shpargalka_dlya_roditeley.docx13.11 КБ

Предварительный просмотр:

ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

* Наша речь состоит из предложений.

* Предложение - это законченная мысль.

* Предложения состоят из слов.

* Слова состоят из звуков.

* Звук - это то, что мы слышим и произносим.

* Буква - это то, что мы видим и пишем.

* Звук на письме обозначается буквой.

* Звуки бывают гласные и согласные.

* Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

* В русском языке шесть гласных звуков: [А] [У] [О] [И] [Э] [Ы].

* На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

* Гласных букв - десять: «А» «У» «О» «И» «Э» «Ы» «Я» «Ю» «Е» «Ё».

* Шесть гласных букв - «А» «У» «О» «И» «Э» «Ы» - соответствуют звукам.

* Четыре гласные буквы - «Я» «Ю» «Е» «Ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («Я» - [ЙА], «Ю» - [ЙУ], «Е» - [ЙЭ], «Ё» - [ЙО]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:«Я» - [А], «Ю» - [У], «Е» - [Э], «Ё» - [О] (береза, мяч).

* Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

* Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

* Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [К] [П] [С] [Т] [Ф] [Х] [Ц] [Ч] [Ш] [Щ].

* Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [Й] [Л] [М] [Н] [Р].

* Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

* Согласные звуки [Б] [В] [Г] [Д] [З] [К] [Л] [М] [Н] [П] [Р] [С] [Т] [Ф] [Х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «А» «У» «О» «Э» «Ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «И» «Е» «Ё» «Ю» «Я»).

* Всегда твердые согласные: [Ж] [Ш] [Ц].

* Всегда мягкие согласные: [Й] [Ч] [Щ].

* Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Шпаргалка родителям будущих первоклассников

Психологические аспекты подготовки детей к школе...

Интерактивное задание "Шпаргалка для родителей будущих первоклассников"

Пройдя по этой ссылке вы попадете на викторину https://wordwall.net/ru/resource/13122390...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...