Дидактические игры для развития речи.
методическая разработка по логопедии

Словохотова Лариса Геннадьевна

В помощь педагогам и родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_dlya_razvitiya_rechi.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для развития речи

детей двух–трех лет

Консультация для педагогов и родителей

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека — речи.

В наше время все компьютеризировано, нажимаешь на кнопку и, тебе выдается картинка и вся интересующая информация. Общения - минимум.

Первыми забили тревогу педагоги дошкольников, зная, с какими проблемами им придется столкнуться в обучении детей и подготовке их к школе.

Основная задача речевого развития детей — это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а так же развитие у детей коммуникативных способностей, развитие интеллекта, иными словами, мы должны подготовить почву для  успешного обучения детей в школе.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна.

21 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье.

Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте — одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Можно ли помочь маленькому человеку в становлении правильной, чистой, свободной речи? Вполне! Сензитивный период для развития речи — это возраст от 1 года до 3 лет.

Сегодня мы  рассмотрим дидактические игры и их влияние на развитие речи детей 3 лет.

Игра — универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях

Дидактическая игра « Умелые руки!».

 Дети с помощью прищепок выполняют задания: сделать лучики солнцу, иголочки елочке и др.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» 

Ребенок ощупывает предмет, угадывает и называет.

Дидактическая игра «Выложи картинку». 

Здесь используют обыкновенные пуговицы. Можно выкладывать картинку и по шаблону, и без. Коллекцию из мелких, на первый взгляд, ненужных предметов, можно найти в каждом доме: кусочки фольги, веревочек, тесьмы, замочки, пуговки, бантики, обертки конфет и многое другое. Преимуществ у подобной коллекции много: предметы можно группировать, считать, сравнивать, использовать их в изготовлении аппликаций и в других видах совместного с ребенком творчества. Мелкие детали, перебираемые детскими пальчиками, дадут не только возможность развития моторики пальцев рук, а стимулируют развитие речи детей.

Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Обеспечить малышу сенсорное развитие, столь необходимое в дошкольном детстве это значит, что ребенка надо: знакомить со свойствами предметов, цветами спектра, с геометрическими формами; развивать познавательные умения и речевые — определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; понимать и использовать в речи слова — названия величин и форм.

В дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны — устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

Варианты заданий, которые можно использовать в работе с детьми:

− «Большой — средний — маленький». Попросить ребенка разложить предметы по 3-м стаканчикам или тарелочкам.

− «Мягкий — твердый». Рассказать ребенку о свойствах предметов сохранять форму, об их мягкости и твердости и проверьте, насколько хорошо эти знания усвоены им. Развитие тактильных ощущений, тактильной памяти, моторики (в этих заданиях глаза ребенок может закрыть или завязать).

− «Найди на ощупь». Взрослый называет предмет (или несколько предметов), а ребенок ищет его среди остальных или в миске с крупой (песком).

− «Найди по описанию». Взрослый называет только свойства предмета (маленький, синий, мягкий), не называя сам предмет, а ребенок ищет его среди прочих.

− Игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине, форме.

− Игрушки, состоящие из геометрических фигур — вкладышей, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине.

− Игрушки народные, сборно-разборные (матрёшки, бочонки, яйца). Игры с ними способствуют развитию пространственной ориентации, умению составлять предмет из двух частей.

Дети 3 лет должны уметь застёгивать и расстёгивать обувь, завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на леску по цвету и по величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики, спичек. Чтобы научить малыша говорить, необходимо развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику

Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих играх. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка, развития речи детей.

На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у детей развивается любознательность, пытливость; формируются знания об определённых сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; формируются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Таким образом, эффективность использования дидактических игр значительно повышает развитие речи детей 3 лет.

Автор-составитель:  Словохотова Лариса Геннадьевна, учитель-логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».

Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

дидактические игры по развитию речи "Развиваем речь ирая"

Подборка дидактических игр по развитию речи для старших дошкольников. Предшкольная подготовка....