Картотека
картотека по логопедии

Логопедические игры и упражнения для развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskie_igry.doc378 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ

И УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Подготовила: учитель-дефектолог Шарапова А.С.

Рубцовск

Артикуляционные игры

  1. Игра «Кто в домике живёт?»

Цель. Уточнить, где живут разные животные и человек; где находится Язычок. Познакомить детей с органами артикуляции.

Оборудование. Предметные картинки, изображающие животных (рыба, белка, медведь, пчела, мышь, птица, паук, муравей, собака) и человека; их жилища (река, дупло, берлога, улей, норка, гнездо, паутина, муравейник, конура, дом); сказочный Язычок, Ротик.

Проведение игры. Педагог выставляет картинки, изображающие разные жилища, на наборном полотне. Последней выставляется картинка, изображающая Ротик. Картинки, изображающие животных и человека, раздают детям. Затем по порядку называют «домик» и спрашивают: «Кто в домике живёт?» Ребенок, у которого находится нужная картинка, встает и называет хозяина домика. Последним показывается Ротик: «Кто в домике живёт?» Педагог показывает картинку, изображающую Язычок. Затем уточняет с детьми, что ещё находится в «домике» (нёбо, щёки, зубы, губы).

  1. Игра «Необыкновенный дом»

Цель. Уточнить названия органов артикуляции.

Оборудование. Картинки, изображающие органы артикуляции; зеркала.

Проведение игры. Педагог показывает картинки и зачитывает стихи к каждой из них:

Ротик — дом у Язычка.

Открывается слегка.

А потом открылся шире.

Язычок в своей квартире.

Стены домика видны.

Щёки — с каждой стороны

Могут стены раздуваться,

Будет больше дом казаться.

Потолок вверху, внутри.

Это нёбо, посмотри.

Открываем шире дом,

Видно сразу нёбо в нём.

Двери в доме — это губы,

А вторые-двери — зубы.

Губы любят улыбаться,

Зубы могут показаться.

Затем педагог спрашивает детей:

—  Как называется домик Язычка?

— Как называются стены в его домике?

—  Как называется потолок в домике?

—  Как называются двери в домике?

Дети отвечают на вопросы и смотрят в зеркало на Домик, Стены, Потолок, Двери.

  1. Игра «Чудесные картинки»

Цель. Укрепить мышцы артикуляционного аппарата.

Оборудование. Предметные картинки: горка, лопата, иголка, чашка, лошадка, грибок, гармошка, индюк, качели, часы с маятником, банка с вареньем, катушка; зеркала,

Проведение игры

1-й вариант. Педагог показывает картинку, рассказывает стишок и выполняет артикуляционное упражнение. Дети повторят стишок и упражнение перед зеркалом 5-6 раз.

2-й вариант. Педагог кладет карточки картинками вниз. Дети по очереди берут карточки и называют упражнение; выполняют упражнение все вместе.

3-й вариант. Педагог раздает карточки детям. Дети по очереди встают и называют упражнение; выполняют упражнение все вместе.

«Горка»

Эту горку во дворе

Смастерили детворе.

Рот открыть, кончик языка спрятать за нижние передние зубы, выгнуть спинку языка, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, удерживать 10 сек.

«Иголка»

Осторожно, у иголки

Кончик очень-очень колкий.

Рот открыть, максимально высунуть тонкий язык вперёд, язык напрячь, удерживать 10 сек.

 «Лопата»

А лопата широка.

Растопырила бока.

Рот приоткрыть, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, удерживать 10 сек.

 «Чашка»

Наливаю в чашку чай,

Подержи, не проливай.

Рот открыть, сделать язык широким, поднять края языка к верхним зубам, но не касаться их, удерживать 10 сек.

 «Лошадка»

Скачет лошадь, грива вьётся,

Стук подковок раздаётся.

Рот открыть и не закрывать, щелкать языком, присасывая его к нёбу.

 «Грибок»

Возле узенькой дорожки

Вырос гриб на длинной ножке.

Широко открыть рот и улыбнуться, присосать язык к нёбу и не отрывать его, тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

 «Гармошка»

Растянулась вся гармошка,

Поплясали мы немножко.

Раскрыть рот и улыбнуться, присосать язык к нёбу, как в упражнении «грибок», язык от нёба не отрывать, опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивать подъязычную связку.

«Индюк»

Во дворе индюк гуляет,

И сердито он болтает.

Рот открыть. Поднять широкий язык на верхнюю губу. Быстро проводить языком по губе вперёд-назад, произнося: «бл-бл-бл-бл».

«Качели»

На качели посмотрели,

Покататься захотели.

Рот открыть, попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю.

 «Часы»

На стене часы висят

И идти вперёд спешат.

Рот открыть, высунуть язык, максимально отводить язык вправо-влево.

 «Варенье»

Мы сварили в день рожденья

Очень вкусное варенье.

Рот открыть и улыбнуться, облизать языком верхнюю губу, при этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать её, втягивая язык вглубь рта.

 «Катушка»

Эта круглая катушка

 Ниткам верная подружка.

Рот открыть, кончик языка упереть в нижние передние зубы, бока языка зажать коренными зубами, закрученный язык выдвигать вперёд и убирать в рот.

  1. Игра «Считалочки»

Цель. Укрепить мышцы артикуляционного аппарата.

Оборудование. Зеркала.

Проведение игры. Педагог рассказывает считалки детям (по одной в каждой игре) и показывает артикуляционные упражнения. Дети повторяют считалку и выполняют упражнения перед зеркалом.

1-я считалка

Раз — окрыли мы окошко.

(Открывать широко рот и закрывать его. 5 раз)

Два — лакает сливки кошка.

(Высунуть широкий язык, имитировать лакательные движения. 10 раз.)

Три — кот спину выгибает.

(Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние передние зубы. Выгнуть спинку языка. 6 раз.)

На четыре — отдыхает.

(Рот открыть. Положить язык на нижнюю губу, расслабить язык. 5 сек.)

Пять — качели: вниз и вверх.

(Рот открыть. Попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю. 10 раз.)

Шесть — «болтаем» лучше всех.

(Рот открыть. Поднять широкий язык на верхнюю губу. Быстро проводить языком по губе вперёд-назад, произнося «бл-бл-бл-бл». 10 раз.)

Семь — катушку закрутили.

(Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Бока языка зажать коренными зубами. Закрученный язык выдвигать вперёд и убирать в рот. 10 раз.)

Восемь — нёбо «побелили».

(Рот открыть. Поднять широкий язык к нёбу. Проводить языком вперёд-назад по нёбу. 10 раз).

Девять — лошадь в поле мчится.

(Рот открыть и не закрывать. Щелкать языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)                                    

Десять — спать пора ложиться.

(Рот закрыть. Язык спрятать.)

2-я считалка

Раз — открыли шире дверь.

(Открывать широко рот и закрывать его. 5 раз.)

Два — гуляем мы теперь.

(Открыть рот, высунуть язык изо рта, выполнять круговые движения языком вокруг рта в одну и в другую стороны. По 3 раза в каждую сторону.)

Три — смеются наши губки.

(Растягивать губы в улыбку. 5 раз.)

На четыре — чистим зубки.

(Рот открыть. Высунуть язык. «Чистить» языком верхние и нижние зубы с внешней и внутренней стороны. По 3-4 движения с каждой стороны.)

Пять — качаются качели.

(Рот открыть. Попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю. 10 раз.)

Шесть — на лошадь смело сели.

(Рот открыть и не закрывать. Щелкать языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)

Семь — болтает так индюк.

(Рот открыть. Поднять широкий язык на верхнюю губу. Быстро проводить языком по губе вперёд-назад, произнося «бл-бл-бл-бл». 10 раз.)

Восемь — в доме сделай круг.

(Выполнять круговые движения языком внутри рта, захватывая внутреннюю поверхность щек, внутреннюю сторону верхней и нижней губы. 3-4 движения по часовой и против часовой стрелки.)

Девять — трубочка у нас.

(Свернуть язык в «трубочку». 5 раз.)

Десять — спать пора сейчас.

(Рот закрыть. Язык спрятать.)

3 считалка

Раз — мы домик открываем.

(Открывать широко рот и закрывать его. 5 раз.)

Два — по улице гуляем.

(Открыть рот, высунуть язык изо рта, выполнять круговые движения языком вокруг рта в одну и в другую стороны. По 3 раза в каждую сторону.)

Три — часы идут: тик-так.

(Рот открыть. Высунуть язык. Максимально отводить язык вправо-влево. 10 раз).

На четыре — быстрыйшаг.

(Выполнить предыдущее упражнение в быстром темпе. 10 раз.)

Пять — зацокал жеребёнок.

(Рот открыть и не закрывать. Щелкать языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)

Шесть — грибочек у сосёнок.

(Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку. 5 раз.)

Семь — гармошка: дили-дили.

(Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в упражнении «грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивать подъязычную связку. 10 раз.)

Восемь — стенки в доме мыли.

(Выполнять круговые движения языком по внутренней стороне щёк. По 5 раз с каждой стороны.)

Девять — мыли потолок.

(Рот открыть. Поднять широкий язык к нёбу. Проводить языком вперёд-назад по небу. 10 раз).

Десять — ротик на замок.

(Рот закрыть. Язык спрятать.)

  1. Игра «Забавный язычок»

Цель. Укрепить мышцы артикуляционного аппарата.

Оборудование. Варежки в форме язычка.

Проведение игры. Педагог и дети надевают варежки на ведущую руку. Педагог рассказывает стишки детям, показывает артикуляционные упражнения, сопровождая их движением рукой в варежке (язык наверх — рука наверх и т. д.). Дети повторяют стишки, артикуляционные упражнения и движения рукой в варежке.

Язычок гулять пошёл,

Вокруг дома обошёл.

(Открыть рот, высунуть язык изо рта, выполнять круговые движения языком вокруг рта в одну и другую стороны. По 3 раза в каждую сторону.)

Посмотрел по сторонам,

Никого не встретил там.

(Рот открыть. Высунуть язык. Максимально отводить язык вправо-влево. 10 раз.)

На качелях покатался

И ничуть не испугался.

(Рот открыть. Попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю. 10 раз.)

На лошадке поскакал,

Быстрый ветер обогнал.

(Рот открыть и не закрывать. Щелкать языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)

Стал похож на гриб немножко,

Гриб на очень тонкой ножке.

(Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к небу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку. 5 раз.)

На гармошке поиграл

И нисколько не устал.

(Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к небу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку. 5 раз.)

Молоко лакал, как кот,

В молоке испачкал рот.

(Высунуть широкий язык, имитировать лакательные движения. 10 раз.)

Индюков он повстречал,

С ними вместе поболтал.

(Рот открыть. Поднять широкий язык на верхнюю губу. Быстро проводить языком по губе вперёд-назад, произнося «бл-бл-бл-бл». 10 раз.)

Маляром решил стать он,

Красил дом со всех сторон.

(Рот открыть. Поднять язык к нёбу. Проводить языком вперёд-назад по небу. 10 раз).

Ночь пришла.

Пора всем спать.

Язычок лёг отдыхать.

(Рот закрыть. Язык спрятать.)

  1. Игра «Смотри на стрелки»

Цель. Укрепить мышцы артикуляционного аппарата, научить детей ориентироваться в пространстве.

Оборудование. Карточки со стрелками, зеркала.

Проведение игры. Педагог показывает карточки со стрелками, просит отвести в ту же сторону язык. Затем читает стишок, уточняя, в какую сторону надо отводить язык.

Язычок поднялся вверх.

У кого он выше всех?

(Рот открыть. Положить широкий язык на верхнюю губу, тянуться им к носу. 5 раз).

Посмотрел вниз Язычок,

Наклониться низко смог.

(Рот открыть. Положить широкий язык на нижнюю губу, тянуться им к подбородку 5 раз.)

Вверх и вниз, Язык, тянись,

На качелях прокатись.

(Рот открыть. Попеременно поднимать широкий язык на верхнюю

губу и опускать на нижнюю. 10 раз.)

Он направо повернулся,

Очень сильно потянулся.

(Рот открыть. Высунуть язык. Тянуться к правому уху. 5 раз.)

Он тянуться влево стал,

Чуть до уха не достал.

(Рот открыть. Высунуть язык. Тянуться к левому уху. 5 раз.)

Вправо — влево зашагал,

На часы похож он стал.

(Рот открыть. Высунуть язык. Максимально отводить язык вправо-влево. 10 раз)

Язычок любил гулять,

Стал по кругу он шагать.

(Открыть рот, высунуть язык изо рта, выполнять круговые движения языком вокруг рта. 10 раз.)

А потом мы увидали:

Язычок шел по спирали.

(Открыть рот, высунуть язык изо рта, выполнять круговые движения языком по спирали. 5 раз.)

Язычок шагает «змейкой»,

Повторить за ним сумей-ка.

(Открыть рот, высунуть язык изо рта, выполнять движения языком «змейкой». 5 раз.)

Игры со звуками и слогами

  1. Игра «Поем гласные звуки»

Цель. Познакомить с понятием «гласный звук», познакомить с артикуляцией гласных звуков.

Оборудование. Карточки с изображением схем артикуляции гласных звуков.

Проведение игры. Педагог рассказывает детям стихи про гласные звуки:

Гласному легко живётся:

Голосок свободно льётся.

Звуки гласные мы знаем,

Гласных — 6, запоминаем.

Нет во рту у них преграды.

Дети их пропеть все рады.

Затем педагог показывает карточки со схемами артикуляции, произносит звуки и просит детей повторить:

А — открыт рот широко,

         гласный звук пропеть легко.

    У — мы гласный не забыли,

            губы в трубочку сложили.

        О — овалом ротик сделай,

                 гласный звук поём мы смело.

            И — скорее улыбнись;

                     звук, как ниточка, тянись.

                 Ы — ты гласный звук пропой,

                           улыбнись и рот открой.

                     Э — пошире рот открой,

                              улыбнись и звук пропой.

  1. Игра «Ротики»

Цель. Закрепить понятие «гласный звук», научить соотносить гласные звуки с их схематическими изображениями (»ротиками»).

Оборудование. Карточки с изображением схем артикуляции гласных звуков (по количеству детей).

Проведение игры.

1-й вариант. Педагог повторяет с детьми стихи про гласные звуки из предыдущей игры. Дети повторяют стихи и показывают соответствующую схему (»ротик>>). Затем педагог произносит гласный звук, дети слушают и показывают соответствующую карточку.

2-й вариант. Педагог произносит 2 или 3 гласных звука. Дети выкладывают на столе соответствующие схемы. Затем анализируют, сколько гласных звуков было названо, какой из них первый, второй, третий.

  1. Игра «Узнай букву»

Цель. Закрепить понятие «гласный звук», научить соотносить гласные звуки с буквами и с определенными движениями.

Оборудование. Карточки с буквами А, У, О, И, Ы, Э.

Проведение игры:

1-й вариант. Педагог показывает букву, произносит стишок и одновременно показывает движение; дети повторяют за педагогом.

А-А-А-А

— закачалась голова.

(Качать головой вправо-влево.)

0-0-0-0

— закрутилось колесо.

(Сложить руки кольцом перед собой, слегка вращать вправо-влево.)

У—У—У—У

— у машины руль держу.

(Вытянуть  руки  вперёд,   «держать руль».)

и — и — и — и

— руки выше потяни.

(Тянуть руки вверх.)

ы — ы — ы — ы

— моем в доме мы полы.

(Опустить руки вниз, отводить вправо-влево.)

э-э-э-э

— две руки на голове.

(Поднять руки за голову.)

2-й вариант. Когда дети запомнят буквы, педагог может показывать только буквы, а дети будут произносить стишок и выполнять соответствующие движения.

  1. Игра «Сказочные герои»

Цель. Научить выделять гласный звук в начале слова.

Оборудование. Картинки со сказочными героями (Незнайка, Буратино, Винни-Пух, Карлсон, Чиполли-но), картинки: арка, абрикос, аист, улитка, ухо, утюг, ослик, облако, окунь, иголка, игрушки, инструменты, экран, электричка, экскаватор.

Проведение игры. Педагог расставляет картинки на наборном полотне.

Затем говорит детям, что к ним в гости пришли сказочные герои. Они знают очень много слов, которые начинаются с гласных звуков А, У, О, И, Э.

Только эти слова все перепутались, и нужно помочь героям разобрать слова так, как они просят:

Незнайка: Назовите мне слова —

В начале слова гласный — А.

Буратино: Слов придумать не могу

В начале слова гласный — У.

Винни-Пух: Вспомнить слово не легко —

В начале слова гласный — О.

Карлсон: Слово быстро назови,

В начале слова гласный — И.

Чиполлино: Не в середине, не в конце,

В начале слова гласный — Э.

Дети по очереди выбирают нужные картинки и «отдают» их сказочным героям.

  1. Игра «Вагончики»

Цель. Научить выделять гласный звук в середине слова.

Оборудование. Картинка-поезд с двумя вагончиками, в каждом вагончике по 3 кармашка. На кармашках написаны буквы А, У, О, И, Ы, Э. Картинки: мак, рак, лук, дуб, сом, дом, кит, рис, бык, сыр, мэр, сэр.

Проведение игры: Педагог показывает детям картинку с поездом и говорит, что в этом поезде едут слова, в середине которых есть гласные звуки А, У, О, И, Ы, Э. У каждого гласного есть своё окошко в вагончике.

Гласных звуков шесть всего.

Три вначале: А, У, О.

И еще есть три в конце.

Называем: И, Ы, Э.

Дети по очереди должны брать картинку и помещать её в нужное окошко.    

                             

  1. Игра «Последнее окошко»

Цель. Научить выделять гласный звук в конце слова.

Оборудование. Картинка-автобус с нарисованными окошками. Вместо последнего окошка — кармашек. Буквы: А, О, У, И, Ы. Картинки: сова, трава, колесо, пальто, сидящий ребенок, пишущий ребенок, очки, туфли, цветы, конфеты.

Проведение игры. Педагог показывает детям картинку с автобусом и говорит, что в конце автобуса находится последняя буква слова. Показывает картинку с совой. Произносит это слово, выделяя звук А в конце слова. Одновременно проводит пальцем по окошкам, останавливается в конце автобуса.

Педагог говорит:

Вот последнее окошко,

Мы подумаем немножко,

Что за буква здесь стоит,

Из окошечка глядит.

Педагог вместе с детьми определяют, что последняя буква в слове «сова» — А. Вставляют эту букву в последнее окошко.

Педагог показывает и называет слова: «трава», «колесо», «пальто», «сижу», «пишу», «очки», «туфли», «цветы», «конфеты».

Дети поочерёдно ставят нужную букву в последнее окошко.

  1. Игра «Сколько гласных в слове»

Цель. Научить выделять все гласные звуки в слове.

Оборудование. Картинки: вазы, ручка, роза, лиса, козы, ананас, капуста, лампа, лимон.

Проведение игры: Педагог говорит детям, что в слове может быть один гласный звук, например: «бок», «сам», «дым»; а может быть два гласных звука, например: «вазы». Педагог протяжно произносит это слово, выделяя гласные А, Ы. Затем спрашивает детей, какие гласные звуки они услышали.

Сколько гласных звуков в слове?

Вы назвать мне их готовы?

Аналогично проводится работа с другими словами.

  1. Игра «Скажем слово по слогам»

Цель. Научить выделять все гласные звуки в слове и делить слова на слоги.

Оборудование. Картинки: рука, зубы, забор, стол, кирпич, картина, рубашка, вагоны.

Проведение игры: Педагог говорит детям, что слова можно разделить на части, или слоги; слогов в слове столько же, сколько гласных звуков. Затем показывает на примере слова «рука», как можно разделить это слово на слоги. При этом педагог хлопает руками на каждый слог.

Хлопай тут

(Хлопать руками с левой стороны на каждый слог.)

и хлопай там,

 (Хлопать руками с правой стороны на каждый слог.)

Скажем слово по слогам.

 (Хлопать руками попеременно с правой

и с левой стороны на каждый слог.)

Рука

 (Хлопать попеременно с правой и с левой стороны на каждый слог.)

Аналогично проводится работа с другими словами.

  1. Игра «Три домика»

Цель. Научить выделять слово на слоги и определять количество слогов в слове.

Оборудование. Изображения трёх домиков (в первом домике 1 окошко, во втором — 2 окошка, в третьем — 3 окошка), маленькие картинки: волк, бык, слон, кошка, лиса, лошадь, собака, корова, бурундук.

Проведение игры: Педагог объясняет детям, что в этих домиках поселились разные животные. Они живут так:

если в названии животного 1 слог, он живет в первом домике; если в названии животного 2 слога, он живет во втором домике; если в названии животного 3 слога, он живет в третьем домике.

Вот три домика у нас,

Мы подумаем сейчас:

Поселился кто же там?

Называем по слогам.

Дети по очереди называют животных и «селят» в разные домики.

  1. Игра «Мяч лови»

Цель. Научить делить слова на слоги и определять последовательность слогов в слове.

Оборудование. Мяч.

Проведение игры: Педагог просит послушать слово и определить, какой слог в слове первый, второй или третий.

Слушай слово, мяч лови,

Первый слог нам назови,

Слушай слово, мяч лови,

Слог второй нам назови.

Слушай слово, мяч лови,

Третий слог нам назови.

Педагог произносит разные слова и говорит одно из заданий. Дети поочередно выполняют задания.

  1.  Игра «Собери корзинки»

Цель. Познакомить с понятием «согласный звук». Научить различать гласные и согласные звуки.

Оборудование. Две корзинки с кармашками. Картинки грибочков.

Проведение игры. Педагог объясняет детям, что кроме гласных звуков в русском языке есть согласные звуки. Называет некоторые из них. Затем добавляет, что при произнесении гласных звуков выдыхаемый воздух проходит свободно, а при произнесении согласных звуков выдыхаемый воздух встречает на своём пути различные препятствия: язык, губы, зубы.                    

Гласному легко живётся:

Голосок свободно льётся.

У согласного в пути

Много кочек впереди:

Губы, зубы и язык.

Он к препятствиям привык.

Затем предлагает детям брать по очереди грибочек и слушать звук. Если педагог произнесёт гласный звук, ребенок повторяет звук и кладет грибочек в первую корзинку, если согласный — во вторую.

  1. Игра «Веселые звуки»

Цель. Закрепить понятие «согласный звук», научить соотносить согласные звуки с буквами и с определёнными движениями.

Оборудование. Карточки с буквами.

Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки.

Затем показывает букву, читает стих и одновременно выполняет соответствующее движение. Дети повторяют. Буквы и движения показываются постепенно (по одной новой букве за игру), пока дети не запомнят.

Б — Барабан звучит не зря,

Марширую бодро я.

Б — Б — Б — Б — Б.

(Маршировать   и   имитировать игру на барабане.)

В — Вьюга воет, вьюга злится,

Белый снег летит, кружится,

В —В — В — В — В.

(Вращать двумя поднятыми руками пред собой.)

Г — Гусь гогочет, гусь гогочет,

Искупаться в речке хочет.

Г — Г — Г — Г— Г

(«Хлопать крыльями» по бокам.)

Д — Домик чинят мастера,

 Целый день стучат с утра.

Д-Д-Д-Д-Д.

(Стучать кулаком одной руки по ладошке другой руки.)

Ж — Жук летает и жужжит.

Он на месте не сидит.

Ж  - Ж- Ж- Ж- Ж- Ж

(Махать руками, как крыльями.)

3 — Зазвонил с утра звонок,

Начинается урок.

3 — 3 — 3 — 3 — 3.

(«Звонить» воображаемым звонком.)

Й — Йог наклоны выполняет,

Очень громко выдыхает.

Й —Й —Й —Й —Й.

(Наклоняться в стороны.)

К — Капли падают, летят,

По окошечку стучат.

К-К-К-К-К.

(Хлопать в ладоши).

Л — Лайнер по небу летит,

У него мотор гудит.

Л — Л — Л — Л —Л.

(Поднять руки в стороны, выполнять повороты туловища вправо-влево.)

М — Машка, рыжая корова,

Целый день мычать готова.

М —М —М —М —М.

(Сжимать ладошки перед грудью. Руки согнуты в локтях.)

Н — Надя ноет и хандрит:

У неё нога болит.

Н —Н —Н —Н —Н.

(Тереть поочерёдно правое и левое колено.)

П — Паровоз пускает пар.

Рядом с топкой — кочегар.

П — П — П-П —П.

(Руки вытянуть вперёд. Резко опускать руки вниз.)

Р — Рысь мяукает, урчит,

А рассердится — рычит.

 Р — Р — Р — Р — Р.

(Наклоняться вперёд, выгибать спину.)

С — Сурок в степи свистит — свистит,

По сторонам сурок глядит.

С-С-С-С-С-С-С

(Руки согнуть в локтях, прижать к туловищу, кисти опустить вниз, кружиться вправо и влево.)

Т — Таракан топочет тихо,

Громко топает слониха.

Т-Т-Т-Т-Т-Т-Т

(Топать тихо и сильно.)

Ф — Филин фыркал в вышине,

Задремал он на сосне.

Ф-Ф-Ф-Ф-Ф-Ф-Ф

(Соединять большие и указательные пальцы обеих рук, согнутых в локтях.)

X — Холод нам зимой нестрашен:

Мы согреем руки наши.  

X — X — X — X — X.

(Поднимать скрещенные ладошки к губам.)

Ц— Цапля просит:

«Не шумите, Лягушат в тиши ловите».

Ц-Ц-Ц-Ц-Ц.

(Прикладывать поочерёдно указательные пальцы правой и левой руки к губам.)

Ч — Чайка к морю прилетела,

Успокоить шторм хотела.

Ч —Ч —Ч —Ч —Ч.

(Поднимать и опускать руки перед собой.)

Ш — Шепчут шёпотом подружки

Что-то важное друг дружке.

Ш —Ш —Ш —Ш —Ш.

(Поворачивать голову вправо-влево.)

Щ — Щетка чистит вещи наши:

Шубы, шляпы и гамаши.

Щ-Щ-Щ — Щ —Щ.

(Тереть одной ладошкой другую перед собой.)

  1. Игра «Червяк»

Цель. Научить выделять согласный звук в конце слова.

Оборудование. Картинка с изображением червячка у педагога, маленькие «червячки» у детей, картинки: мох, паук, кот, дым, лес и т. п.

Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки.

А затем показывает картинку с червячком, читает стишок:

В гости к нам червяк ползет,

Слово нам червяк несет,

Это слово повторите,

Звук последний назовите.

Показывает картинку паука. Медленно произносит слово «мох», ведя пальцем по червячку. Последний звук выделяет голосом и говорит детям, что в конце слова «мох» стоит согласный звук X.

Затем просит детей произнести это слово и провести пальчиками по червячкам. После этого педагог показывает другую картинку, читает стишок и просит детей выделить последний звук в слове.

  1. Игра «Гости»

Цель. Научить выделять согласный звук в начале слова.

Оборудование. Картинки с изображениями сороконожки, слона, пса, кита, жеребенка, крокодила, мотылька, ишака, хамелеона, жирафа; маленькие картинки: мошка, змей, шапка, волны, жаба, цапля, ласточка, рак, спящий ребенок, шкаф.

Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки.

Говорит, что к ним придут гости и будут называть слова, нужно внимательно послушать слово и сказать, какой согласный звук стоит в начале слова.

Сороконожка

Приползла сороконожка,

Принесла нам слово «мошка».

Слон

Приходил огромный слон,

Слово «змей» оставил он.

Пёс

Прибежал лохматый пес,

Слово «шапка» он принес.

Кит

Полосатый кит приплыл,

Он со словом «волны» был.

Жеребёнок

Жеребёнок прискакал,

Слово «жаба» он назвал.

Крокодил

Появился крокодил,

Слово «цапля» сообщил.

Мотылёк

Мотылёк к нам прилетал,

Слово «ласточка» сказал.

Ишак

Побывал у нас ишак,

Предоставил слово «рак».

Хамелеон

Навестил хамелеон.

Подсказал нам слово «сон».

Жираф

Вдруг пожаловал жираф,

Произнес он слово «шкаф».

  1. Игра «Две страны»

Цель: Научить различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

Оборудование. Две картинки с изображением двух стран: одна синего цвета, другая — зелёного цвета. Квадратики синего и зелёного цвета.

Проведение игры. Педагог показывает две картинки и читает стихи:

Снежные горы, синие льды, Айсберги острые всюду видны. Твёрдые согласные звуки здесь живут, Твёрдые согласные дети назовут.

Дети должны вспомнить и назвать твёрдые согласные звуки.

Добрая, мягкая, нежная страна,

Травка зелёная всюду здесь видна.

Мягкие согласные звуки здесь живут.

Мягкие согласные дети назовут.

Дети должны вспомнить и назвать мягкие согласные звуки.

Затем педагог раздает детям по два квадратика зелёного и синего цвета.

Дети по очереди называют твёрдые и мягкие согласные и ставят квадратики к картинкам со странами.

  1. Игра «Переезд»

Цель. Научить различать твёрдые и мягкие согласные звуки, научить называть парный по твёрдости-мягкости согласный звук.

Оборудование. Две картинки с изображением двух стран: одна синего цвета, другая — зелёного цвета, Картинка: машинки.

Проведение игры. Сначала дети вспоминают, какие звуки живут в Синей'стране, какие — в Зелёной.

Потом педагог показывает картинку с машинками и говорит, что иногда звук переезжает из одной страны в другую, но тогда он звучит иначе, например: «В Синей стране живет звук Б. Потом он переезжает в Зелёную страну; теперь он уже не Б, а БЬ.

Затем педагог говорит:

Любит звук переезжать.

Как теперь его сказать?

Называет разные звуки и «перевозит» их в другую страну. Дети говорят, как будут звучать эти звуки в другой стране.

  1. Игра «Назови парный слог»

Цель. Научить различать твёрдые и мягкие согласные звуки, в подбирать парный слог к заданному.

Оборудование: мяч.

Проведение игры. Педагог и дети стоят в кругу. Педагог говорит детям, что мягкие и твёрдые согласные входят в состав слогов. «Слог с твердым согласным звуком Б звучит — БА. Если поменять Б на мягкий согласный БЬ, получится БЯ; БА и БЯ — это пара». Затем педагог называет ещё несколько пар.

Потом бросает мячик ребёнку и говорит:

Слушай слог и не зевай,

Парный слог нам называй.

Педагог называет слог, ребенок должен произнести парный слог и бросить мяч обратно педагогу.

  1.  Игра «Чистоговорки»

Цель. Научи находить определённый согласный звук в словах.

Оборудование. Буквы: С, 3, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р.

Проведение игры. Педагог рассказывает чистоговорку, показывает букву и просит назвать только те слова, в которых есть такой звук:

С — Связал паук суркам носки.

Спокойно спят зимой сурки.

Не мёрзнут лапки у сурков,

Связал паук сто пар носков.

3 — Зубр к бизону заходил:

У бизона праздник был.

Зазывал бизон гостей

На салат из овощей.

Ц — Уронила под крыльцо

Цапля ценное кольцо.

Как кольцо теперь достать?

Нелегко крыльцо поднять.

Ш — Шили мышки малышам

И большим уже мышам

Шапки, шарфики, штанишки

И мышиные пальтишки.

Ж — Дождь в пустыне не идёт.

Верблюжонок дождик ждёт: —

Дождик, дождик, жду тебя,

Жарко жить мне без дождя!

Ч — Прячут, как в мешочки,

Хомячки за щёчки

Семечки, пшеничку,

Гречку, чечевичку.

Щ — Утащил у нас щенок

Щётку в дальний уголок.

Чтобы щётку потрепать

И щетинки пощипать.

Л — Белка ловко поскакала,

Спелый желудь отыскала.

Положила на зубок,

Спелый жёлудь щёлкнул: щёлк!

Р — У кого растут рога?

У коровы и быка,

У архара и джейрана,

У жирафа и барана.

  1. Игра «Загадки»

Цель. Научить определять место согласного звука в слове.

Оборудование. Гимнастические палки, картинки: белка, лопата, лиса, лейка, ковёр, гриб, нос, беседка, заяц, корзина, зубы, душ, ёжик, щенок, мяч.

Проведение игры. Педагог загадывает загадки. Дети называют отгадку. Педагог показывает букву, обозначающую заданный звук (если звук мягкий, буква на зелёном фоне, если твердый — на синем), и объясняет детям, что нужно встать на левый край палки, если звук стоит в начале слова, на середину палки, если звук стоит в середине слова, на правый край палки, если звук стоит в конце слова.

Л —   Средь ветвей мелькал зверёк

И орешки — щелк да щелк.

(Белка)

Л —   Если дерево сажаю,

Ею землю я копаю.

(Лопата)

ЛЬ — Нет в лесу её хитрей,

Ловит зайцев и мышей.

 (Лиса)

ЛЬ — Лучше всякого дождя

Поливаю ею я.

 (Лейка)

Р —   Мы на пол его кладём,

По нему потом идём.

(Ковер)

РЬ — Он под ёлкой притаился,

 Сверху шапочкой накрылся.

(Гриб)

С —   Отгадаешь сразу ты:

Им мы нюхаем цветы.

(Нос)

СЬ — Жарким летом чай в ней пьём

И беседуем потом,

(Беседка)

Ц —   От лисы он убегает,

Между ёлок след виляет.

(Заяц)

Зь — Если в лес с тобой пойдём,

Мы грибы в неё кладем.

(Корзина)

3 —   Можно ими хлеб жевать,

Можно яблоки кусать.

(Зубы)

Ш — Этот дождик не простой,

В ванной он у нас с тобой.

 (Душ)

Ж —  Он в колючках неспроста:

 Сила в них и красота.

(Ёжик)

Щ — У собаки есть сыночек,

Он пушистый, как комочек.

(Щенок)

Ч —   Любит прыгать и скакать,

Можно им в футбол играть.

(Мяч)

  1. Игра «Кто на чем летит?»

Цель. Научить различать согласные звуки С и Ш в словах.

Оборудование. Картинки — самолёт и воздушный шар — с кармашками.

Маленькие картинки: мышка, слон, барсук, сорока, кошка, сова, лошадь.

Проведение игры. Педагог показывает две картинки. Уточняет названия «шар» и «самолет». Спрашивает, с какого звука начинается слово «шар» и с какого звука — «самолёт». Затем говорит, что на самолёте летят только те животные, в названии которых есть звук С, а на шаре только те, в названии которых есть звук Ш.

Шар воздушный полетел,

В самолётик кто-то сел.

Все расселись по местам.

Кто куда, скажите нам.

Дети по очереди называют животных, выделяют звуки С или Ш и кладут картинку в кармашек.

  1. Игра «Подарки»

Цель. Научить различить согласные звуки 3 и Ж в словах.

Оборудование. Картинки девочки и мальчика с кармашками. Маленькие картинки: журнал, флажок, ножик, лыжи, заколка, зонт, ваза, роза.

Проведение игры. Педагог показывает нарисованных мальчика и девочку. Говорит, что девочку зовут Зоя, а мальчика Женя. Спрашивает, с какого звука начинается имя «Зоя» и с какого звука — «Женя». Затем говорит, что у детей сегодня день рождения, Зоя любит подарки, в названии которых есть звук 3, а Женя любит подарки, в названии которых есть звук Ж.

День рождения у Жени,

И у Зои день рожденья.

Мы подарки им подарим,

Что кому, мы сами знаем.

Дети поочерёдно выбирают подарки для Зои и Жени, выделяя звуки 3 и Ж.

Аналогично можно провести игру на различение звуков С и СЬ с именами Сеня и Саня.

  1. Игра «Ранец и лукошко»

Цель. Научить различать согласные звуки Р и Л в словах.

Оборудование. Картинки — ранец и лукошко — с кармашками. Маленькие картинки: рубашка, картинка, карандаш, ручка, расчёска, булка, ложка, лук, яблоко, жёлудь.

Проведение игры. Педагог показывает ранец и лукошко. Говорит, что сейчас нужно уложить вещи в ранец и в лукошко. Спрашивает, с какого звука начинается слово «ранец» и с какого звука — «лукошко». Затем говорит, что в ранец нужно положить вещи, в названии которых есть звук Р, а в лукошко — вещи, в названии которых есть звук Л.

Эти ранец и лукошко

Собираем мы в дорожку.

Быстро вещи выбираем,

Р и Л мы различаем.

Дети поочередно выбирают вещи для ранца и лукошка, выделяя звуки Р и Л.

Игры со словами

  1. Игра «Составляем слова»

Цель. Научись составлять слова из трёх букв.

Оборудование. Гимнастические обручи, два набора цифр 1, 2, 3.

Наборы букв (первый набор: К, О, Т, Д, Ы, М, из которого составляются слова «кот», «дым»; второй набор букв: С, О, К, Д, О, М, из которого составляются слова «сок», «дом»; третий набор букв: Ш, А, Р, Л, У, Ч, из которого составляются слова «шар», «луч»).

Проведение игры. Педагог говорит детям, что сегодня они будут играть в слова, каждый ребенок будет буквой, а у букв есть свои места в обручах: там, где цифра «один», будет стоять первая буква, где «два» — вторая, где «три» — третья. Затем дети делятся на две команды. Перед ними кладутся два набора из трех обручей. В каждый набор педагог кладёт цифры 1, 2, 3. Педагог раздаёт детям буквы и говорит, какие слова составляет каждая команда.

Дети говорят стишок:

Раз-два, раз-два,

Составляем мы слова.

Затем каждый ребёнок должен встать на своё место и поднять свою букву.

Выигрывает та команда, которая раньше составит слово.

Аналогично можно провести игру с более сложными словами.

  1. Игра «Раз, два, три, четыре, пять»

Цель. Расширить активный словарь детей, научить употреблять обобщающие понятия; укрепить мелкие мышцы кистей рук.

Проведение игры. Проговаривая первую строчку стишка, педагог вместе с детьми загибают по очереди пальцы ведущей руки в кулачок. На второй строчке — сжимают и разжимают все пальцы. Проговаривая третью и четвертую строчки, загибают пальцы в кулачок (пять предметов — пять пальчиков).

После того как дети назвали пять предметов, можно предложить им продолжить ряд слов, загибая пальчики другой руки: «Пальцы дальше загибай и предметы называй». Можно спросить детей: «Что у нас в кулачке?» (фрукты...)

Фрукты

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем фрукты называть:

Груша, яблоко, гранат,

Апельсин и виноград.

Овощи

Раз, два, три, четыре, пять.

Нужно овощи назвать:

Лук, капуста, кабачок,

Сладкий перец и чеснок.

Мебель

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мебель вспоминать:

Полка, тумбочка, буфет,

Книжный шкаф и табурет.

Посуда

Раз, два, три, четыре, пять.

Нам посуду надо знать:

Чашка, сахарница, ложка,

Сковородка, поварёшка.

Птицы

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем птиц мы называть:

Утка, галка, соловей.

Попугай и воробей.

Домашние животные

Раз, два, три, четыре, пять.

Домашних животных начнём называть:

Лошадь, кошка и осёл,

Поросёнок и козёл.

Дикие животные

Раз, два, три, четыре, пять.

Диких животных нам надо назвать:

Волк, лисица, лось, барсук,

Полосатый бурундук.

Насекомые

Раз, два, три, четыре, пять.

Насекомых надо знать:

Муха, бабочка, паук,

Стрекоза и майский жук.

Цветы

Раз, два, три, четыре, пять.

Нужно нам цветы назвать:

Мак, ромашка, василёк,

Колокольчик и вьюнок.

Деревья

Раз, два, три, четыре, пять.

Надо нам деревья знать:

Дуб, береза, клен, осина

И кудрявая рябина.

Инструменты

Раз, два, три, четыре, пять.

Инструменты надо знать:

Молоток, пила, топор,

Плоскогубцы, гвоздодёр.

Обувь

Раз, два, три, четыре; пять.

Будем обувь называть:

Туфли, тапочки, сапожки,

Башмаки и босоножки.

Одежда

Раз, два, три, четыре, пять.

Нам одежду надо знать:

Шарф, футболка, галстук,

Полушубок, фартук.

  1. Игра «Скажи словечко»

Цель. Научить употреблять обобщающие слова, расширить активный словарь детей.

Оборудование. Мяч.

Проведение игры:

1-й вариант. Педагог и дети стоят в кругу. Педагог бросает мяч ребёнку и называет любое обобщающее слово, например: «овощ». Ребёнок должен бросить мяч обратно педагогу и назвать любой овощ, например: «капуста».

2-й вариант. Педагог бросает мяч ребёнку и называет любой предмет, например: «чашка». Ребёнок должен бросить мяч педагогу и назвать обобщающее слово «посуда».

3-й вариант. Педагог бросает мяч ребёнку и называет обобщающее слово. Ребенок должен назвать предмет из этой группы, затем назвать своё обобщающее слово и бросить мяч другому ребёнку. Игра продолжается.

  1. Игра «Какой пальчик лишний?»

Цель. Расширить активный словарь детей, укрепить мелкие мышцы кистей рук, развить логическое мышление.

Проведение игры. Педагог загибает четыре пальца ведущей руки и называет четыре предмета (три из одной группы и один из другой), например: собака, корова, волк, овца.

Дети повторяют за педагогом.

Затем он спрашивает: «Какой пальчик лишний?» Дети должны назвать лишний предмет и показать лишний пальчик.

  1. Игра «Шаг, шажище и шажок»

Цель. Расширить активный словарь детей, научить употреблять слова с уменьшительно-ласкательными и увеличительно-пренебрежительным суффиксами.

Проведение игры. Дети выстраиваются в одну линию лицом к педагогу. Педагог говорит детям, что они будут играть в слова: нужно послушать слово, повторить его и сделать обычный шаг; затем нужно представить, что этот предмет стал огромным, надо назвать его и сделать очень большой шаг (шажище); потом надо представить, что предмет стал малюсеньким, назвать его и сделать очень маленький шаг (шажок).

Шаг, шажище и шажок

Прошагай скорей, дружок.

Педагог называет слова, дети поочерёдно делают шаги и подбирают слова с нужными суффиксами:

рука — ручища — ручка;

голова — головища — головка,

стол — столище — столик и т. п.

  1. Игра «Сложные слова»

Цель. Расширить активный словарь детей, научить употреблять сложные слова. Оборудование:

Большие карточки:

ПАД, ПАД, ПАД,

САМО, САМО, САМО,

ЛОВ, ЛОВ, ЛОВ,

ЛАЗ, ЛАЗ, ЛАЗ,

ХОД, ХОД, ХОД,

ВОЗ, ВОЗ, ВОЗ,

ВАР, ВАР, ВАР,

 ЕД, ЕД, ЕД.

маленькие карточки:

КАМНЕ, ЗВЕЗДО, СНЕГО,

ЛЕТ, СВАЛ, КАТ,

БЫБО, ЗМЕЕ, ПТИЦЕ,

СКАЛО, ВЕРХО, ВОДО,

ВЕЗДЕ, БОЛОТО, ЛУНО,

БЕНЗО, МОЛОКО, МУСОРО,

КАШЕ, СЫРО, МЫЛО,

КОРО, ЛИСТО, ЦВЕТО.

Проведение игры. Педагог и дети читают стихи, находят сложные слова, обсуждают, как они образованы:

1. Что может падать?

Камни падают — камнепад.

Что такое камнепад?

Камни падают, летят,

По горе стучат, гремят,

Друг за дружкою спешат.

Звёзды падают — звездопад.

Звёзды падают на небе.

Загадать желанье мне бы:

Чтоб под этим звездопадом

Мирно жили люди рядом.

Снег падает — снегопад.

Падал снег на зимний сад —

Начинался снегопад.

На деревья и тропинки

С неба сыпались снежинки,

2.  Что умеет делать сам?

Сам летает — самолёт.

Сам летает самолёт.

Управляет им пилот.

В самолёте мы сидим.

Рядом облако, как дым.

Сам сваливает груз — самосвал.

Самосвал привёз песок,

После — несколько досок.

Сам привёз и сам свалил.

И на всё хватило сил.

Сам катится — самокат.

Самокат сам катится,

Ребятишкам нравится,

Посильнее оттолкнись

 И катись, катись, катись....

3.  Кто что ловит?

Рыб ловит — рыболов.

Рыбу ловит рыболов.

У него прекрасный клёв:

Щука, лещ и два ерша.

Да, рыбалка хороша!

Змей ловит — змеелов.

Средь песка и средь камней

Змееловы ловят змей.

Яд змеиный нужен им:

Для лекарств необходим.

Птиц ловит — птицелов.

Птичек ловит птицелов,

Канареек и щеглов.

Чтобы в зимние метели

Птицы нам про лето пели.

4. Кто где лазит?

По скалам лазит — скалолаз.

Скалолаз по скалам лазит.

Иногда на землю слазит.

На скале, на горной круче

Скалолазу всё же лучше.

В воде лазит — водолаз.

В океане, в речке, в море

Водолазы на просторе.

Любят лазить под водой.

Мир подводный — дом родной.

Вверху лазит — верхолаз.

Настоящий верхолаз

Лазил вверх уже не раз.

В вышине работа есть —

Верхолазу нужно лезть.

5. Что где ходит?

Везде ходит — вездеход.

Везде ходит вездеход.

Вездеход везде пройдёт.

И по лесу, и по луже.

Этот транспорт очень нужен.

По болоту ходит — болотоход.

По болоту что идёт?

Ходит там болотоход.

Лягушонка из болота

Прокатил до поворота.

По Луне ходит — луноход.

Лунной ночью луноход

По Луне идёт вперёд.

Захотелось тоже мне

Походить так по Луне.

6. Что возят машины?

Бензин возит — бензовоз.

Бензовоз везёт бензин

Для заправки всех машин.

Самосвалы, лимузины

Заправляются бензином.

Молоко возит — молоковоз.

Молоко везёт машина

В городские магазины.

Молоко молоковоз

В детский сад с утра привёз.

Мусор возит — мусоровоз.

Гору мусора увёз.

На себе мусоровоз.

Чтобы город чистым был,

Мусор он весь день возил.

7. Кто что варит?

Кашу варит — кашевар.

Кашу я варю братишке

По рецепту в старой книжке.

Каша пышет, в каше — пар.

Я — хороший кашевар.

Сыр варит — сыровар.

Сварит сыр из молока

Сыровар наверняка.

Сыр получится душистый,

Ноздреватый, золотистый.

Мыло варит — мыловар.

Мыло варит мыловар.

Мыло — лучший санитар.

Чтоб всегда здоровым быть,

Надо руки с мылом мыть.

8. Кто что ест?

Кору едят — короеды (короед).

Ест кору жук-короед.

Целый день идёт обед.

Короедные обеды —

Для лесов большие беды.

Листья едят — листоеды (листоед).

Если в листьях дырки есть,

Их, конечно, кто-то ест.

Ест листочки листоед.

Где же листья? Листьев нет.

Цветы едят — цветоеды (цветоед).

Натворит немало бед

Жук опасный — цветоед.

Если съест жучок цветы,

Не появятся плоды.

Затем следует разделить большие карточки между игроками. Маленькие карточки положить на середину стола.

Участники игры должны по очереди выбирать маленькие карточки и, подкладывая их к большим, составлять сложные слова. Выигрывает тот, кто составит больше слов.

  1. Игра «Взрослые и малыши»

Цель. Расширить активный словарь детей, научить правильно употреблять названия взрослых животных и их детенышей.

Проведение игры

1-й вариант.

Педагог и дети стоят в кругу. Если педагог называет взрослого животного, дети тянутся руками вверх, если детеныша, дети приседают, руками обхватывают колени. Дети повторяют слова за педагогом.

Если «взрослый» — потянись,

А «детёныш» — опустись.

Думай быстро, кто какой,

 Кто малыш, а кто большой.

2-й вариант.

Педагог называет взрослое животное или детёныша, дети повторят название, выполняют движение, а затем называют его пару (детёныша или взрослое животное).

  1. Игра «Скажи правильно»

Цель. Научить детей согласовывать существительные с количественными числительными.

Оборудование. Два набора с карточками.

1-й набор. Цифры от 1 до 10.

2-й набор. Картинки: дом, котята, стул, глаз, окно, стол, карандаш, ручка, книга, полотенце.

Проведение игры. Два набора карточек лежат стопками (картинками вниз).

По команде «Раз, два, три! Бери!» дети по очереди берут по две карточки из разных стопок и называют словосочетания, например: «два окна».

  1. Игра «Кто как кричит»

Цель. Научить употреблять глаголы, характеризующие голоса различных животных и птиц; Научить согласовывать существительные с количественными числительными.

Оборудование. Картинки с животными: петух, кукушка, коза, корова, кошка, баран, ишак, лошадь, свинья, щенок. Пять карточек с кружочками: 1 кружочек, 2 кружочка, 3 кружочка, 4 кружочка, 5 кружочков.

Проведение игры. Педагог показывает картинки и спрашивает, кто как кричит, например:

«Петух кукарекает: «Ку-ка-ре-ку!»

Затем вызывает ребёнка и просит его взять какую-нибудь картинку с животным и карточку с кружочками. Остальные дети не видят, какие карточки он выбрал. Ребенок должен прокричать, как это животное, столько раз, сколько кружочков на карточке.

Остальные дети угадывают, кто это кричит, и сколько было животных. Например: «Кукарекали 3 петушка».

  1. Игра «Найди пару»

Цель. Научить детей употреблять глагол «шить» с разными приставками.

Оборудование. Пары картинок (первая карточка розовая, вторая — голубая).

Глагол «пришить»

1.  Халат с оторванной пуговицей — халат с пришитой пуговицей.

2.  Фартук без карманов — фартук с карманами.

Глагол «зашить»

3.  Майка с дырой — майка зашитая.

4.  Пальто с надорванным рукавом — пальто с зашитым рукавом.

Глагол «вышить»

5.  Носки без вышивки — носки с вышивкой.

6.  Платок без вышивки — платок с вышивкой.

Глагол «вшить»

7.  Куртка без молнии — куртка с замком.

8.  Шуба без рукавов — шуба с рукавами.

Глагол «перешить»

9.  Большая рубашка — маленькая рубашка.

10.  Большие колготки — маленькие колготки.

Глагол «подшить»

11.  Длинные брюки — короткие брюки.

12.  Длинное платье — короткое платье.

Глагол «ушить»

13.  Широкий сарафан — узкий сарафан.

14.  Широкая юбка — узкая юбка.

Глагол «сшить»                                

15.  Кусок ткани — шорты.

16.  Кусок ткани — комбинезон.

Проведение игры

1-й вариант. Разложить в столбик розовые карточки. Рядом разместить кучкой голубые карточки и перемешать их. Педагог просит детей подобрать пары к розовым карточкам. Дети по очереди берут голубые карточки. Педагог просит рассказать, что произошло с одеждой. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки.

2-й вариант. Разделить поровну розовые карточки. Голубые карточки положить картинками вниз. Дети по очереди переворачивают голубые карточки. Если у игрока есть такая пара, то он берет карточку себе. Если нет, кладет карточку обратно. Выигрывает тот, кто быстрее подберет пары к своим карточкам и скажет, что портной сделал с одеждой.

3-й вариант. Положить все карточки картинками вниз. Разделить карточки поровну. Теперь игроки должны перевернуть карточки и найти пары. Непарные карточки передаются по очереди соседнему игроку. Карточки передаются по кругу по одной. Игроки подбирают себе пары. Выигрывает тот, кто больше подберёт себе пар и составит по каждой паре картинок предложение.

  1. Игра «Противоположности»

Цель. Расширить активный словарь детей, научить подбирать слова-антонимы к прилагательным.

Оборудование.

                     Большие карточки:          Маленькие карточки:

большой                         маленький

высокий                         низкий

добрый                           злой

смелый                           трусливый

горячий                          холодный

больной                          здоровый

колючий                         гладкий

широкий                        узкий

пустой                            полный

глубокий                         мелкий

длинный                         короткий

черный                           белый

Проведение игры

Педагог вместе с детьми читают стихи, находят слова с противоположным значением.

Большой — маленький

В море кит большой живёт,

Будто остров, он плывёт.

Кит — огромный великан,

На его спине — фонтан.

В речке маленький малёк

Припустился наутек.

Схоронился средь камней: —

Мне бы вырасти скорей!

Высокий — низкий

Дом высокий во дворе, Наверху, как на горе.

— Этажи считай скорей!

— Восемнадцать этажей.

Рядом низкий есть домок,

Из трубы идёт дымок.

В нём один этаж всего

Сад растёт вокруг него.

Добрый — злой

Добрый дедушка Мороз

На спине мешок принес

И подарки раздаёт.

Настоящий Новый год!

Злой колдун в болоте злится,

Он решил там поселиться.

Гонят всюду колуна:

От него — беда одна!

Смелый — трусливый

Жил в лесу волчонок серый,

Был волчонок очень смелый.

Никого он не боялся

И за слабых заступался.

А зайчонок был трусливый,

Очень робкий, боязливый.

Под кустами, на опушке,

Он дрожал, прижавши ушки.

Горячий — холодный

На столе горячий чай

И румяный каравай.

В вазе чудное варенье.

У бабули день рожденья.

Лёд холодный принесём,

В холодильник уберем,

Чтобы в холоде ледок

Не растаял, не потёк.

Больной — здоровый

Мальчик лёд зимою ел,

Он, конечно, заболел.

И теперь больной лежит,

Не играет, не шалит.

Кто здоровый круглый год?

Тот, кто очень любит спорт.

Летом плавает в реке,

А зимой — он на катке.

Колючий гладкий

На колючку ёж похож.

Почему колючий ёж?

Он в иголках потому,

Что лиса бежит к нему.

А дельфин на ощупь гладкий,

У него свои повадки.

Любит плавать и нырять,

Приглашает поиграть.

Широкий — узкий

Мост широкий над рекой.

Едет транспорт грузовой.

Фуры и грузовики

Мчатся к берегу реки.

Узкий мостик через речку,

Вёл пастух домой овечку. —

Будь, овечка, осторожна,

Намочить кудряшки можно.

Пустой — полный.

Винни-Пух нашёл горшок,

Заглянул в него разок.

Был в горшке медок густой,

А теперь горшок пустой.

Я корову подою,

Молочка тебе налью,

Полный ковшик молока...

Подожди чуть-чуть пока.

Глубокий — мелкий

Вот колодец у дороги.

Загляните: он глубокий.

Опущу ведро до дна,

Наберу воды сполна.

Пруд в деревне по колено,

Слишком мелкий он, наверно.

Ребятишки через пруд

Босиком пешком идут.

Длинный — короткий

Славный нос у Буратино.

Для чего такой он длинный?

Этот мальчик может смело

Сунуть нос в любое дело.

У свиньи короткий нос,

И обидно ей до слёз.

Плачет свинка: «Как же так?

Вместо носика — пятак»

Чёрный — белый

В огороде, возле дач,

Ходит важно чёрный грач.

Червячка в земле найдёт

И грачонку отнесёт.

Белый голубь в вышине

Машет крылышками мне.

Вот бы мне так полететь,

Край далёкий поглядеть.

Затем большие карточки делятся между игроками. Маленькие карточки нужно положить на середину стола.

Участники игры должны по очереди выбирать маленькие карточки и, подкладывая их к большим, составлять пары. Выигрывает тот, кто составит больше пар.

  1. Игра «Из чего это»

Цель. Расширить активный словарь детей, научить употреблять относительные прилагательные, в согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Оборудование. Мяч.

Проведение игры: Педагог читает с детьми стихи.

Рассказал барашек весть,

Что тепла овечья шерсть.

Гусь надел на лапки

Шерстяные тапки.

Из пластмассы трость была

И стояла у стола.

Пёс пластмассовую трость

Грыз, как будто то кость.

Дали мы пингвину

Боты из резины:

— Вот резиновые боты,

Не скользил по льдине чтоб ты.

Зацепился за коряги

Мой кораблик из бумаги.

Был корабль бумажный

Быстрый и отважный.

Кот из крынки молока

Сделал горстку творога.

Знает котик точно, Ч

то творог молочный.

Эта лампа из стекла

Удивительно мала.

Но стеклянная малышка

Освещает дом и книжку.

А игрушечная хрюша

Вся из розового плюша.

Плюшевая хрюшка —

Мягкая игрушка.

Сделал ослику сосед

Деревянный табурет.

Из дерева изделие:

Ножки и сидение.

Говорит мышонок-кроха: —

Суп хочу я из гороха.

Суп гороховый люблю,

Миску полную налью.

Из железа самосвал.

Мишку я на нём катал.

Самосвал железный

Мне в игре полезный.

По ходу чтения педагог с детьми обсуждают, из чего сделаны предметы и как про них можно сказать («Какой это предмет?»). Педагог спрашивает детей, что еще может быть «шерстяное», «пластмассовое» и т.д.

Затем дети встают в круг. Педагог бросает ребёнку мяч и говорит: «Шарф из шерсти какой?» Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно педагогу. Педагог должен стараться употреблять существительные разного рода и числа (шарф, кофта, одеяло, носки...) и следить, чтобы дети правильно согласовывали прилагательные с существительными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...