Формы и методы обучения грамотности
статья по логопедии (подготовительная группа)

Раскрываются методы обучения грамотности дошкольников; рассматриваются формы практических методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx14.16 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы обучения грамотности

Выделяются три основные группы методов обучения детей, каждая из которых базируется на определённой форме мышления ребёнка.

Наглядные методы. К ним относятся: показ предметов, картинок, иллюстраций; разгадывание изографов (буквы наложены одна на другую, нужно их определить) и ребусов; постановка сценок, просмотр презентаций, мультфильмов, посещение театра.

Практические методы. В эту группу входят: выполнение упражнений, игровые методики, моделирование, конструирование.

Словесные методы. Беседы, чтение, составление рассказов по образцу, рассказы по плану, рассказы — фантазии.

Проводя занятия, воспитатель должен использовать приёмы так, чтобы чередовались различные виды деятельности детей, переключался способ получения информации: зрительный, тактильный, слуховой.

Рассмотрим формы практических методов:

  • Кольца (круги) Луллия — популярное дидактическое средство, развивающее интеллектуально-творческие способности детей. Для обучения дошкольников грамоте можно изготовить кольца Луллия, на одном из которых будут изображены буквы, а на втором — предметы, чьи названия начинаются с них. Задача детей — правильно соединить букву с изображением.
  • Игра «Магазин игрушек». Можно применить для закрепления детьми понятия «слово». Воспитатель: «Мы пришли в волшебный магазин игрушек. Игрушки здесь есть любые. Что же вы будете здесь покупать?». Дети по очереди говорят названия игрушек. За каждое новое слово участник игры получает жетон. После того как будет названо несколько предметов, воспитатель продолжает: «Как много мы сегодня купили красивых игрушек. Как здорово, что вы знаете столько различных слов».
  • Игра «Где живёт зверь?». Воспитатель выразительно говорит название животного. Дети должны определить, сколько слогов в слове и столько фишек отложить в дом (цветной квадрат или круг). Тот, кто сделал задание первым, должен показать, как рычит это животное.
  • При изучении букв для лучшего усвоения материала их вид обыгрывается

в различных творческих заданиях. Нарисовать букву, украсить её разными узорами, вылепить букву, сшить ей платье, выложить букву фасолью или пуговицами, нарисовать песком, сложить из палочек, тесьмы, получить букву в подарок и т. д.

  • Для проверки усвоения материала с детьми старшего возраста можно проводить проверочные работы. Упражнение, которое можно включить в такую работу: раздаточный материал с предметами и изученными гласными звуками. Дети должны соединить предмет и изображение той гласной, которая есть в слове. Для первой картинки нарисовать схему слова: сколько слогов, какой из них ударный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формы и методы обучения дошкольников правилам дорожного движеия

      Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выр...

формы и методы обучения детей дошкольного возраста

методика воспитиания и образования...

Эффективные формы и методы обучения татарскому языку детей дошкольного возраста

Обучение языку — планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, фор...

Формы и методы обучения дошкольников ПДД

Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах.Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры разви...

Активизация обучения как совершенствование форм и методов обучения

Активизация обучения как совершенствование форм и методов обучения Современное становление активного обучения было обусловлено стихийнымразвитием игротехнического движения, возникшего после зарож...