Особенности развития мелкой моторики у детей с ОНР и приемы ее коррекции
статья по логопедии

Мелкая моторика играет большую роль в развитии речи ребенка. Особенно важно ее развитие при обучении рпебенка с общим недоразвитием речи, так как движение и речь тесно связаны между собой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

моторика пальцев рук тесно взаимосвязана со всеми психическими процессами, в том числе и с речью. Так А.В. Сухомлинский отмечал: «...чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». И действительно, хорошо развитая мелкая моторика благотворно влияет на развитие всех психических сторон. Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая направлена на выполнение мелких движений кистями и пальцами рук и ног.

Такие учёные как М.М. Кольцова, Л.В. Антакова-Фомина, Е.И. Исенина считают, что развитие речи детей напрямую зависит от того, как сформированны тонкие движения пальцев рук.

Чтобы понять, как именно связаны речь и движение рассмотрим на три мозговых центра человека, которые отвечают за речь. «Центр Брока» или двигательный центр производит речь; в этом принимают участие органы речи. «Центр Вернике» или слуховой центр отвечает за восприятие речи, способность распознавать на слух. И благодаря третьим «ассоциативным» центрам человек продумывает, анализирует речевое высказывание. Это и есть процесс речи человека. При недостаточной двигательной активности происходит замедление развития функций речи.

Тесная взаимосвязь движений рук и речи прослеживалась в исследованиях М.И. Звонарёвой и Т.П. Хризман. В ходе исследования было обнаружено, что когда ребёнок выполняет ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Это означает, что от импульсов, поступающих от пальцев рук, формируются речевые области мозга.

При выполнении каких-либо движений принимают участие все анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный и так далее). При этом не маловажную роль играет окружающая середа, её воздействие на ребёнка. Начиная с самого раннего возраста необходимо уделять внимание развитию как общей моторики, так и мелкой. Осуществление движений пальцами рук происходит с самого раннего возраста ребёнка и совершенствуются к шести годам жизни ребёнка. К этому возрасту он самостоятельно выполняет различные манипуляции с предметами.

Т.Б. Филичева отмечает, что несовершенства в развитии мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи оказывают влияние на точность движений, их быстроту и переключаемость. Такой ребёнок не способен выполнять движения плавно и быстро, переключаться с одного действия на другое. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются при дифференцировании движений рук; они не распознают некоторые предметы на ощупь (пальцевой гнозис).

При неврологическом обследовании у детей с общим недоразвитием речи выявляются следующие особенности: движения неловкие, недифференцированные; при переутомлении отмечаются синкенезии (содружественные движения); ошибаются в пространственной организации; движения скованные, не синхронные; отмечается тремор (быстрые движения пальцев рук); нарушен контроль собственных действий.

Так, дети с нарушениями речевого развития позднее детей с нормой развития речи начинают хватать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах. Недоразвитие мелкой моторики обуславливает трудности при шнуровке, застёгивании и расстёгивании пуговиц, удерживании в правильном положении ложки и вилки.

У детей с общим недоразвитием речи вместе с плохой координацией движений отмечается чрезмерная двигательная активность, которая характеризуется размашистыми, сильными движениями. У детей с нарушением всех сторон речи есть сложности при взаимодействии анализаторов, то есть нарушена координация зрительно-моторная и слухо-моторная. Например, при срисовывании ребёнок с общим недоразвитием речи допускает много ошибок, искажает рисунок. Или при письме ребёнок пишет буквы неправильно.

При исследовании слухо-моторной координации движений дети с ОНР допускают много ошибок. Так, ребёнку даётся образец выполнения задания на слух – необходимо запомнить ритм отстукивания при отсутствии зрительного контроля и затем воспроизвести. В большинстве случаев дети или плохо справляются с подобным заданием или вовсе не прибегают к выполнению.

Движения рук детей с ОНР не согласованы, им может быть трудно выполнять движения сразу обеими руками. К примеру, во время собирания пирамидки ребёнок не может держать одной рукой основание, а другой рукой нанизывать на стержень кольца.

Так называемую пробу «кулак, ребро, ладонь» Н.И. Озерецкого дети выполняют с трудом. Смысл задания таков: ребёнку поочерёдно демонстрируют три разных положения рук на столе, которые последовательно меняются. Это ладонь на плоскости стола, кулак, ладонь ребром на поверхности. Ребёнку необходимо выполнить это задание совместно с педагогом, а затем воспроизвести то же самое самостоятельно. Как правило, дети с общим недоразвитием речи выполняют эту пробу медленнее, чем их сверстники, у которых речевое развитие в норме. К тому же они путаются в последовательности при выполнении задания, выполняют его неловко.

Детям с ОНР наиболее трудно выполнять задания в которых положение обоих рук изменяется одновременно. Они часто ошибаются, совершают лишние движения или сокращают их, могут воспроизводить одно и то же движение не меняя положения.

Особенности моторного развития хорошо заметны в изобразительном творчестве детей. Дети с общим недоразвитием речи плохо ориентируются на листе бумаги. Им трудно провести прямую линию, нарисовать мелкие детали, и это, в свою очередь, в дальнейшем сказывается на письме. Это заметно, когда ребёнок неверно пишет букву, искажает её; «съезжает» со строки при написании предложений.

Развитие мелкой моторики имеет огромное значение при обучении ребёнка с ОНР. При этом важно помнить о развитии всех компонентов, которые влияют на речевое развитие ребёнка. Так, необходимо тренировать координацию движений, пространственную координацию, двигательную память, произвольную моторику пальцев рук; нужно развивать динамический праксис, согласование движений рук и глаз.

Таким образом, мелкая моторика играет большую роль в развитии речи ребёнка. Особенно важно её развитие при обучении ребёнка с общим недоразвитием речи, ведь движение речь неразрывно связанны между собой.

 

Для развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи на индивидуальных логопедических занятиях используются разнообразные упражнения с нетрадиционными материалами.

Упражнения для детей с нарушением речи по развитию мелкой моторики рук с применением нетрадиционных материалов:

 Массаж (самомассаж) – это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук. Он выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3 – 5 минут, проводится ежедневно.

 Массаж (самомассаж) оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей.

Массаж (самомассаж) включает в себя следующие типы движений: Поглаживание: совершается в разных направлениях. Растирание: отличается от поглаживаний большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает еѐ). Вибрация: нанесение частых ударов кончиком полусогнутых пальцев.

Массаж рекомендуется начинать с лѐгкого поглаживания, затем растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. После этого необходимо проводить растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой. Освоив приѐмы массажа (самомассажа) следует приступать к выполнению комплекса движений. Самомассаж пульками Берѐм пульки для детского пистолета и катаем между большим и другими пальцами. На каждую строчку один пальчик, сена рук – после четверостишия. Круглую рожицу, а не косую! 1-й – 2-й Каждому пальчику я нарисую. 1-й – 3-й Пальчики, как озорные мальчишки,- 1-й – 4-й Целых четыре весѐлых братишки. 1 –й – 5-й Смена рук Пятый братишка - на голову ниже, 1-й – 2-й Только умишком и он не обижен. 1-й – 3-й Даже такое порою бывает: 1-й – 4-й Маленьким всем четвѐртым помогает! 1-й – 5-й Упражнение с пороговым ковриком травка «Полянка» Берѐм квадратный фрагмент порогового коврика «травка». Кладѐм его на колени, и обе руки делают на нѐм движения соответственно тексту. На полянке, на лужайке Прыгаем всеми пальцами по Целый день скакали зайки коврику. И катались по траве, Прокатываем ладони от основания От хвоста и к голове, к кончикам пальцев Долго зайцы так скакали, «Допрыгать» и лечь ладонями на Но напрыгались, устали, коврик. Мимо змеи проползали,Ладони по очереди ползут как змеи. «С добрым утром! - им сказали. Стала гладить и ласкать Ладони поочерёдно гладят Всех зайчат зайчиха – мать. коврик. Упражнение с пальцеходом Нашиваем на плотный материал (ковролин, драп) 16 пуговиц – по8 в два ряда. Ребѐнок «ходит» по ним указательными и средними пальцами обеих рук, наступая на пуговицы на каждый ударный слог стиха. Дойдя до конца двустишия, снова переходим к двум первым пуговицам. Ходит цапля по болоту На прогулку, на работу – Очень нужно цапле там Взять еду своим птенцам! Использование тренажѐров и массажѐров Положительно влияет на развитие мелкой моторики рук. Для этой цели следует использовать упражнения и игры с кистевым эспандером (резиновое кольцо или любой другой эспандер, который ребѐнок сможет сжать),мячом – ѐжиком, китайскими шарами. Упражнение с кистевым эспандером Кистевой эспандер сжимаем на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук. Я в друзьях души не чаю, Я друзей своих встречаю. Каждый руку мне пожмѐт, Каждый мне привет пошлѐт! Упражнение с мячом - ѐжиком Необходимо проводить разминочные упражнения с мячом – ѐжиком. Движения соответствуют тексту. Я мячом круги катаю, между ладоней Взад – вперѐд его гоняю. смена рук Им поглажу я ладошку, соответственно Будто я сметаю крошку. смена рук И сожму его немножко, соответственно Как сжимает лапку кошка. смена рук Каждым пальцем мяч прижму соответственно И другой рукой начну. смена рук А теперь последний трюк:переброс мяча из руки в руку Мяч летает между рук. Упражнение с китайскими шарами Берѐм пару каучуковых мячиков, кладѐм их в одну руку и без помощи второй руки стараемся обвести один мяч вокруг другого. (Внимание! Мячи должны быть по размеру руки ребѐнка. А не родителя!) После двустишия - смена рук. Вы видали циркача? Мяч идѐт вокруг мяча! смена рук Кружит с видом знатока, Будто шмель вокруг цветка. Эффективным тренажерами является стопор, пластмассовые крышки. Упражнение со стопором. Нажимаем пальцем (кроме большого) на стопор (фурнитура) или любую другую кнопку. Нажим на каждый ударный слог стиха. После двустишия – смена рук. 2 3 4 5 Шѐл мишутка – топ да топ – 5 4 3 2 Вдоль звериных тайных троп, смена рук 2 3 4 5 Но устал и сел на пень 5 4 3 2 И ему подняться лень. Упражнение с пробками Берѐм пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идѐм» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола «шаркая». После каждого двустишия – смена рук. Крышки пальчики обули, Смело в них вперѐд шагнули. смена рук И пошли по переулку На весѐлую прогулку. смена рук Пальцы - словно балеринки, Но одетые в ботинки. смена рук Каждый пальчик – будто ножка, Только шаркает немножко. Упражнение с прищепками Берѐм бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог. (Внимание! Следует предварительно проверить силу «кусания» на себе!) Левая рука 5 4 3 2 Вот проснулся, встал гусѐнок, 2 3 4 5 Пальцы щиплет он спросонок Правая рука 5 4 3 2 - Дай, хозяйка, корма мне 2 3 4 5 Раньше, чем моей родне! Упражнение с бусами Понадобятся бусы, вытянутые в нитку из 17 бусин. Центральная бусина большего размера или другого цвета. Ребѐнок берѐт за края и, одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, двигается к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, также перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны. Бусины перебираются на ударные слоги. Заяц и ѐжик навстречу друг другу Шли по дорожке, по полю, по лугу. Центральная бусина Встретились – и разбежались они. Быстро бежали – поди догони! Не догонишь! Упражнение с чѐтками Покупаем чѐтки или делаем их сами из крупных бусин. Ребѐнок проговаривает строчку и откладывает бусину (но ен как на счѐтах, а держа чѐтки этой же рукой). Работают 1-й,2-й и 3-й пальцы, а 4-й и 5-й держат чѐтки. Чѐтки мы перебираем, Всѐ на свете мы считаем. За день всходит только раз В синем небе солнца глаз. И гордится голова: У неѐ – то глаза два! Мы пускаем пузыри: Раз пузырь и два, и три. Мы считаем дырки в сыре: Раз и два, и три, четыре. Будем пальчики считать: Раз, два, три, четыре, пять. Эта ручка посчитала, Смена рук А другая – всѐ сначала: И заходит только раз Целый вечер солнца глаз, И гордится голова – У неѐ и уха два. И на ветках – снегири: Раз снегирь и два, и три. И изюминке в пломбире: Раз и два, и три, четыре. И утят считает мать: Раз, два, три, четыре, пять. Упражнение с узловкой Берѐм верѐвку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4 – 8 узлов. Подвешиваем еѐ вертикально. Ребѐнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье по канату )и так двигается дальше. Лезет, лезет альпинист – В этом деле он артист. По скале и по верѐвке Он наверх залезет ловко! Упражнение с клубочками из ниток Дети катают клубочки, соревнуясь, кто быстрее перемотает клубок и передают друг другу. Упражнение сопровождается стихами: Я верѐвочку катаю Всю в один большой клубок, Чтоб котѐнок мой играя, В нѐм запутаться не смог. Упражнение со счѐтными палочками Берѐм 4 счѐтные палочки. Они раскладываются на столе перед ребѐнком, который берѐт их одноимѐнными пальцами, от указательных к мизинцам. Пара пальцев берѐт одну палочку. На каждую строчку по одной палочке. Очень длинный клюв у цапли, 2-й – 2-й Вы длинней найдѐте вряд ли. 3-й – 3-й Клювом меряться пришли 4-й – 4-й Аисты и журавли. 5-й – 5-й Упражнение с горошинами, (жѐлтыми, зелѐными пульками для детского пистолета) Насыпаем горох на блюдце. Ребѐнок большим и указательным (при необходимости и средним) пальцами берѐт горошину одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод). И так набирает целую горсть. После двустишия - смена рук. Каждая горошинка берѐтся на ударный слог (всего, таким образом, их нужно 16 штук). Можно заменить горох жѐлтыми и зелѐными пульками для детских пистолетов. С блюдца я беру горошки, Словно птица клювом крошки. И полны мои ладошки – Руки держат все горошки. Упражнение «Комканье платка» Берѐм небольшой носовой платок за уголок и показываем ребѐнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Потом предлагаем тоже самое сделать ребѐнку. Сначала одной рукой, потом другой. Можно одновременно комкать и 2 платка руками. (Внимание! Платки должны быть детскими, маленькими!) У меня живѐт проглот – Весь платок он скушал, вот! Сразу стало у проглота Брюхо, как у бегемота! Упражнение со спичками Ребѐнок складывает спички в форме колодца. На каждую строчку выкладываем по одной спичке, (а если ребѐнок успевает, то и по две). А из нашего колодца Никогда вода не льѐтся. Нет ни кранов и ни труб – Мы кладѐм из спичек сруб! Очень – очень аккуратно Мы кладѐм и, вероятно, - Со стараньем возведѐн – В мире лучшим будет он! Ровно – ровно, спичку к спичке, Пусть совсем не для водички, Понимаем я и ты: Строим мы для красоты! Упражнение с горохом и фасолью Делаем «сухой бассейн» с горохом или фасолью. В пластмассовые вѐдра (обрезанную канистру, 5-литровую бутылку) насыпаем горох или фасоль и, соответственно материалу, подбираем стихотворение. На дно «сухого бассейна» прячем игрушки из киндерсюрпризов. Данное упражнение хорошо проводить в конце занятия как релаксацию, поощрение за старание ребѐнка. Горох В ведро насыпали горох И пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили. Фасоль В ведре не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль. На дне – игрушки для детей, Мы их достанем без затей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности развития мелкой моторики у детей"

"Особенности развития мелкой моторики у детей"...

"Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Данный материал предназначен для работноков дошкольных учреждений....

Особенности развития мелкой моторики у детей с синдромом Дауна.

Когда мы говорим "мелкая моторика", мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук.Мелкая моторика задействована, когда мы застёгиваем пуговицы, едим ложкой, отщипываем кусочек хлеба, пише...

Особенности развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта

особенности развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта...

Особенности развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения.

Презентация об особенностях развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения....