Артикуляционная гимнастика для родителей детей с речевыми нарушениями
консультация по логопедии (старшая группа)

Музулькова Ирина Викторовна

Аннотация к мастер-классу для родителей на тему "Артикуляционная гимнастика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей детей с речевыми нарушениями на тему «Артикуляционная гимнастика»

Трудно переоценить роль общения учителя-логопеда с родителями своих воспитанников. Тем более, когда это общение является неотъемлемой частью педагогического воздействия в системе коррекционной работы с детьми-логопатами. Успех коррекционного обучения во многом зависит от налаженности этого взаимодействия. Особенно актуальным данный  вопрос становится в настоящее время, когда Федеральный государственный стандарт рассматривает родителей воспитанников как субъектов образовательного процесса, непосредственно участвующих в ходе его проектирования и реализации.

Многие семьи отстранились от процесса воспитания и развития своего ребенка. Став родителями, многие мамы и папы нередко забывают о развитии у собственного ребенка самостоятельности и ответственности. Родителям проще, спокойнее и удобнее сделать за маленького человечка то, с чем он вполне способен справиться сам. Родители занимаются зарабатыванием  денег на покупку квартир, машин, отдых, а на воспитание ребенка совсем не остается времени. Либо родители выступают только в качестве наблюдателей.  А ведь это неправильно, недальновидно и даже эгоистично. Поэтому важной задачей, согласно ФГОС для педагогов является доведение до сознания родителей факта, что и родители могут и должны быть компетентны и авторитетны в вопросах развития, коррекции, образования, охраны и укрепления здоровья детей. Поэтому одной из задач ФГОС является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи. ФГОС является основой для:     оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

        Для достижения поставленных задач  и увеличения эффективности взаимодействия семьи и педагогов, для достижения коррекционных задач я использую мастер-класс. Моя задача, как учителя-логопеда, обозначить основные направления коррекционной работы, привлечь родителей к посильной помощи, которая будет в их компетенции и которая необходима для преодоления речевых нарушений. Более действенного метода, чем проведение мастер-класса трудно представить. Мастер-классы целесообразно проводить периодически, на протяжении всего учебного периода. Первый мастер-класс имеет цель обучить родителей основам и нюансам артикуляционной и дыхательной гимнастики, научить родителей общаться с детьми в игровой форме, тем самым нарабатывая базу дальнейшего развития ребенка. Для достижения этой цели, каждому родителю предоставляется возможность побывать на месте своего ребенка в качестве воспитанника. С первых минут последовательно разъясняются требования к выполнению упражнений. Дополнительно будет актуальным раздать родителям буклеты с методическими рекомендациями к выполнению артикуляционной гимнастики, оформленные доступно, лаконично и красочно. Все упражнения, предлагаемые и представленные учителем-логопедом перед аудиторией, выполняются родителями совместно с ним. Все имеющиеся и возможные ошибки, особенности некоторых упражнений акцентируются логопедом. Необходимо показать трудности, которые могут возникнуть при выполнении упражнений и объяснить значимость систематической работы и последствия неправильного или несистематического выполнения гимнастики.

        В процессе проведения мастер-класса широко используется всевозможный дидактический материал (например, пособия «Грибок»,» Снегопад», «Дятел», «Фокусник», «Лошадка», «Качели». «Парус» и т.д.). При наличии возможности представляется мультимедийная презентация, где подробно описывается анатомия и физиология органов артикуляции, прорисовываются предлагаемые упражнения, показывается профиль звуков. Упражнения проводятся обязательно с использованием индивидуальных зеркал. Важно дать прочувствовать родителям каждое упражнение, используя опору на анализаторы организма. При этом разъясняется как важно использование зеркал, красочных пособий и различных приспособлений для их детей.

Некоторые родители испытывают стеснительность и замкнутость. От климата, который царит на данном мероприятии, зависит, насколько будет достигнута цель мастер-класса. Доброжелательность и чувство юмора помогают мне создать  благоприятный микроклимат.

Мастер-классы эффективны не только для формирования моторных навыков. Интересным и действенным является мастер-класс по совместному изготовлению пособий для артикуляционной гимнастики, автоматизации звуков, по развитию мелкой моторики, грамоты. Дети совместно с родителями поэтапно согласно показу и инструкциям учителя-логопеда собственными руками изготовляют красочные пособия, которые в дальнейшем служат им зрительной опорой при формировании артикуляторного уклада, способствуют развитию различных структур языка, мелкой моторики. Позже можно организовать выставку работ, выполненных родителями и детьми.

Мастер-классы по закреплению знаний полученных на логопедических занятиях помогут освоить родителям игры для развития фонематического восприятия, грамматического строя речи, речевого общения и связной речи, которые родители смогут использовать в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум Тема: «Развитие связной речи детей. Помощь родителей детям с речевыми нарушениями».

Семинар – практикум Тема: «Развитие связной речи детей. Помощь родителей детям с речевыми нарушениями». ...

Презентация к логопедической консультации для родителей детей имеющих речевые нарушения «Артикуляционная гимнастика»

Презентация к логопедической консультации для родителей детей имеющих речевые нарушения «Артикуляционная гимнастика»...

«Артикуляционная гимнастика и массаж в профилактике речевых нарушений у дошкольников»

Успех в жизни во многом зависит от того, насколько хорошо, четко и внятно человек умеет излагать свои мысли, от его речи. Основные навыки правильной речи закладываются в раннем детстве. В последнее вр...