Лексическая тема: "Одежда, обувь, головные уборы"
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Самовилова Алла Владимировна

Материал адресован родителя, воспитателям групп компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_odezhda_obuv_golovnye_ubory.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Ноябрь, 4-я неделя

Лексическая тема «Одежда, обувь, головные уборы».

Предварительная работа. Экскурсия с родителями в магазин «Одежда. Обувь, Головные уборы», в ателье по пошиву одежды, в ателье по ремонту обуви. Пополнение коллекции образцов ткани в групповом музее. Изготовление одежды и обуви для кукол в совместной деятельности с воспитателями и родителями. Чтение «Денискиных рассказов» В.Драгунского, сказки братьев Гримм «Храбрый портной». Разучивание скороговорок и загадок об одежде, обуви и головных уборах, пальчиковой гимнастики «Ботинки». Расширение словаря прилагательных по теме «Одежда, обувь, головные уборы». Разучивание русской народной песни «Лен зеленый»2 на музыкальном занятии. Беседа о процессе производства ткани в прошлом и в наше время на занятии по ознакомлению с окружающим.Экскурсия с родителями в магазин «Обувь*, в ателье по ремонту обуви. Беседа с логопедом о многозначности слова язык.

Разучивание загадок об одежде, обуви и головных уборах. Составление сложноподчиненных предложений.

Составление на занятии по ознакомлению с окружающим плана рассказа о предметах одежды и обуви, о головных уборах. Разучивание с воспитателями загадок об одежде. Составление сложноподчиненных предложений.

50.Игра с мячом «Летом и осенью». (Развитие синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений с противопоставлением). Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление относительных прилагательных).)

Педагог зовет детей пройти на ковер и берет в руки мяч.

Педагог. А теперь игра «Летом и осенью». Я бросаю вам мяч и начинаю предложение, а вы ловите мяч и заканчиваете его. Обязательно включайте в предложение слова, огвечаюшие на вопрос «Какой?» Летом носят легкие льняные платья, а осенью...

1- й ребенок. ...носят теплые шерстяные платья. педагог. Летом носят легкие шелковые сарафаны, а осенью...

  1. й ребенок. ...носят теплые вельветовые сарафаны.

Педагог. Летом носят легкие хлопчатобумажные футболки,

а осенью...

  1. й ребенок. ...носят шерстяные вязаные кофты.

 Педагог. Летом носят легкие полотняные панамки...

  1. й ребенок. ...а осенью носят теплые шерстяные шапочки.

Педагог. А теперь попробуйте составить предложения без

моей помощи. Бросайте друг другу мяч и составляйте предложения. Можете говорить не только об одежде и головных уборах, но и об обуви.

1- й ребенок. Летом носят легкие кожаные босоножки, а осенью носят непромокаемые резиновые сапоги.

2- й ребенок. Летом носят яркие легкие шорты, а осенью носят теплые непромокаемые комбинезоны.

3- й ребенок. Летом носят открытие разноцветные майки, а осенью носят утепленные непромокаемые куртки.

4- й ребенок. Летом носят открытые замшевые туфли, а осенью носят кожаные теплые ботинки.

51.Упражнение «Раздели на слоги». (Совершенствование навыка слогового анализа слов)|

Педагог. Игра называется «Раздели на слоги». Я качу вам мяч и называю предмет одежды, а вы ловите мяч и делите его название на слоги. Свитер.

  1. й ребенок. Сви-тер. В этом слове два слога.

Педагог. Рубашка.

  1. й ребенок. Ру-баш-ка. В этом слове три слога.

Педагог. Сарафан.

  1. й ребенок. Са-ра-фан. В этом слове три слога.

Педагог. Рукавицы.

4- й ребенок. Ру-ка-ви-цы. В этом слове четыре слога.

52.Игра с мячом «Есть — нет». (Совершенствование грамматической стороны речи (образование и употребление формы существительных множественного числа в родительном падеже, согласование прилагательных с существительными).]

Педагог. Я бросаю вам мяч и говорю, что у меня есть. Вы ловите мяч и говорите, что у вас нет именно этого предмета. У меня есть новые ботинки.

  1. й ребенок. Ау меня нет новых ботинок.

Педагог. У меня есть шерстяные носки.

  1. й ребенок. Ау меня нет шерстяных носков.

 Педагог. У меня есть вельветовые брюки.

  1. й ребенок. Ау меня нет вельветовых брюк.

педагог. У меня есть замшевые перчатки.

  1. й ребенок. А у меня нет замшевых перчаток.

54. Игра «Что липшее?» | Развитие речевого слуха, логического мышления, связной речи. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений).

Педагог предлагает детям поиграть в игру « Что лишнее?»

Педагог. Слушайте внимательно и думайте, какой из предметов, названных мною, лишний и почему. Составляйте предложения со словами потому что. Пальто, комбинезон, купальник, шарф. Что лишнее?

1-й ребенок. Лишний купальник, потому что его носят летом. А пальто, комбинезон и шарф нужны нам осенью.

Педагог. Соломенная шляпа, панама, шерстяная шапочка, бейсболка. Что лишнее?

2- й ребенок. Лишняя шерстяная шапочка, потому что ее носят осенью. Соломенная шляпа, панама и бейсболка нужны нам летом.

Педагог. Резиновые сапоги, шлепанцы, кожаные ботинки, утепленные кроссовки. Ч го лишнее?

3-й ребенок. Лишние шлепанцы, потому что их носят летом. Резиновые сапоги, кожаные ботинки и кроссовки носят осенью.

Педагог. Косынка, берет, сандалии, шляпа. Что лишнее?

4- й ребенок. Липшие сандалии, потому что это обувь. А косынка, берет и шляпа — головные уборы.

55.Загадывание детьми загадок об одежде, обуви и головных уборах. (Развитие обших речевых навыков

 Педагог. Пять чуланов — одна дверь.

Дети. Это перчатка. Пять чуланов — это пять пальцев.

Педагог. Утром я встал, на две дороги попал.

 Дети. Это брюки. Штанины брюк похожи на две длинные

дороги.

Педагог. Руки греет пара печек

Из колечек для овечек.

Дети. Это рукавички, связанные из овечьей шерсти.

Педагог. Сижу верхом

Не знаю на ком.

Дети. Это шапка. Она как будто сидит верхом на человеке.

56 Игра с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).]

Педагог.Сейчас я проверю, сможете ли вы сказать, какие вещи получаются из разных материалов. Из шерсти получаются...

1- й ребенок. ...шерстяные веши.

Педагог. Из вельвета получаются...

2- й ребенок. ...вельветовые вещи.

Педагог. Из кожи получаются...

3-й ребенок. ...кожаные вещи.

Педагог. Из замши получаются...

4- й ребенок. ...замшевые вещи. (И т. п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Лексическая тема "Одежда, обувь, головные уборы".

В данном занятии использованы различные дидактические, словесные и пальчиковые игры, динамические паузы и т.п. по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы".  Занятие направлено на пополнен...

Информация в уголок для родителей по лексическим темам: "Одежда и обувь", "Фрукты"

Материал преднозначен для родителей дошкольников с ОВЗ, а так же раннего и младшего дошкольного возраста....

Домашнее задание по лексической теме "Одежда и обувь"

Домашнее задание по лексической теме "Одежда и обувь"...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"

Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для младшего дошкольного возраста. Лексическая тема: "Одежда и обувь"

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе обобщения и расширения их представлений о названиях предметов одежды и обуви....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для младшего дошкольного возраста. Лексическая тема: "Одежда и обувь"

quot;Одежда и обувь"Цель: развивать познавательную активность детей в процессе обобщения и расширения их представлений о названиях предметов одежды и обуви. Задачи:Образовательные:закреплят...