"Элементы песочной терапии в автоматизации звуков у детей с ОНР"
статья по логопедии (подготовительная группа)

Шкитина Ольга Александровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28»

Еманжелинского муниципального района Челябинской области

Из опыта работы учителя-логопеда

Шкитиной Ольги Александровны

 

«Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!».

                                                                                                                                 К.Д.Ушинский

Тема: "Элементы песочной терапии в автоматизации звуков у детей с ОНР"

Введение.  

Правильное произношение звуков родного языка является важнейшим условием для развития речи дошкольников.

 Чем правильнее оформлены речевые высказывания ребенка, тем содержательнее и полноценнее его общение со сверстниками и взрослыми.  У детей с  ОНР страдают все стороны речи (звуковая, лексико-грамматическая, семантическая ). В современном мире нарушение речевого развития у дошкольников совсем не редкость. Отсюда проблема эффективной коррекции становится особенно актуальной. С начала изучения детей с речевыми нарушениями возникла идея использования элементов песочной терапии в системе коррекционно-педагогического процесса. В результате возникла проблема включения песочной терапии в этот процесс и её адаптации в зависимости от степени речевого нарушения.

Особенностями детей с нарушениями речи является быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, снижение интереса к обучению, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности, а так же имеются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности. В результате ограничения речевой практики у детей проявляется задержка в формировании коммуникативных навыков. Кроме того у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. И в этом случае метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми данной категории. Так же песочная терапия позволяет добиться у детей устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия, обучение становится осознанным. Песочная терапия даёт возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую. Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, что делает её прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка. Метод песочной терапии   выбран мною неслучайно. Песочную терапию можно отнести к инновационным личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям работы с детьми. Ведь посредством нее можно не только гармонизировать

психоэмоциональное состояние, но и решить непосредственно коррекционно-развивающие

задачи.

Используя элементы песочной терапии при коррекционной работе, традиционные логопедические занятия становятся более интересные и увлекательные, отсюда и более результативные.

Цель данной работы:  Применение песочной терапии для автоматизация  звуков изолировано, в словах, слогах, предложениях.

Задачи :

- Создание благоприятной психологической среды для общения с ребенком

- Расширение словарного запаса;

- Развитие функции словообразования

- Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.

- Развитие фонематического восприятия.

- Развитие общей и мелкой моторики.

1. Теоретическое обоснование понятия "песочная терапия".

Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики, детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии. Автором метода «Терапия песком», возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.

Песочная терапия – это невербальная методика психокоррекции, механизм действия которой основан на активации жизненных ресурсов организма. Технология сочетает в себе невербальное самовыражение (процесс создания композиции из песка) и вербальную интерпретацию (рассказ об изображении). В процессе игры с песком человек обращается к своему внутреннему «Я», находит ответы на многие вопросы, учится эффективно взаимодействовать с окружающими. 

Вопросами рассмотрения теории и практики использования песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста занимались и занимаются в настоящее время различные психологи, педагоги и методисты (Бережная Н. Ф., Войнова А., Воробьева Ю. В., Гордиенко Е. В., Епачинцева О., Новикова Н. А., Войнова А., Воробьева Ю. В., Гордиенко Е. В., Епачинцева О., Новикова Н. А., Голиусова Ю. И., Пермякова М. Е., Чаликова О. С., Подзорова А. О.,Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В., Тарарина Е., Тинникова О. А., Хакимова М. Е., Харитонова Е. И., Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. и др.).

Несмотря на актуальность и достаточную изученность вопроса использования песочной терапии  в работе с детьми, в настоящее время наблюдается дефицит ее применения педагогами дошкольных образовательных организаций. Это связано, в первую очередь, в недостаточном материальном оснащении предметно-развивающей пространственной среды, во-вторых, в отсутствии у педагогов опыта использования данной технологии. А между тем, дети, активно играющие с песком, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу могут обеспечить большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

1.1 Общие рекомендации работы с песком

1. Игры в песочнице проводятся с подгруппой или индивидуально.

2. До занятия и после занятия моются руки.

3. Перед занятием в «песочнице» желательно провести пальчиковые игры-разминки.

4. При работе с песком соблюдать определённые правила:

- песок не должен высыпаться из песочницы;

- нельзя брать песок в рот и кидаться песком;

- отряхивать руки и играть можно только над песочницей;

- после игры надо убрать за собой рабочее место, убрать все игрушки на свои места.

1.2 Общие  условия организации работы с песком

В качестве песочницы используется специальный контейнер, разнос или поверхность стола. Для организации игр с песком у нас имеется большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир (киндер-сюрпризы, детали конструкторов, формочки и прочее).

Мы используем в процессе игр с песком:

детали из конструктора,  фигурки  из киндер-сюрпризов, формочки и т.д.

     

2.  Применение элементов песочной терапии на практике

( в коррекционных занятиях).

Данный опыт работы проводился в подготовительной логопедической группе с детьми с ОНР.

Метод песочной терапии мы используем на каждом занятии и он дает положительную динамику в речевом и психологическом развитии детей с ОНР. Ребята с удовольствием играют с песком.  

   Работу со звуком  мы начинаем с артикуляционной гимнастики и  работаем над речевым дыханием и фонематическим восприятием. Потом звук автоматизируется изолированно, а затем в слогах, словах и предложениях. Параллельно ведется работа по развитию мелкой моторики пальцев рук.

Ниже указаны игры, которые были предложены детям на занятиях.

Игры с песком. Артикуляционная гимнастика  

«ЛОШАДКА»

Щелкать языком, одновременно двумя руками хлопать по песку.

«ИНДЮКИ»

Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям

языка двигать в толще песка.

«КАЧЕЛИ»

Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт

движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«ЧАСИКИ»

Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт

движениям языка в том же направлении по песку.

«НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки

легко похлопывать по песку.

Игры с песком. Дыхание

Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам,

применяя игровые моменты:

✔ набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком»;

✔ выдыхай медленно и плавно;

✔ старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.

«Выровняй дорогу»

От детской машинки  проводим неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной

струей выравнивает дорогу перед машинкой;

«Что под песком?»

Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

«Ямка»

Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно,

плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.

«Помоги зайцу"»

В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу.

Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не

обнаружила зайца.

«Дорога к другу»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке

дорожку от одной игрушки до другой.

«Секрет"

В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием

песка обнаружить спрятанное.

Игры с песком на развитие фонематического восприятия.

«Ушки на макушке"»

  Ребенок убирает руки в песок, услышав заданный звук.

«Два города»

Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с

дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

"Мой город".

Даём  задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить

город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его

жителях.

Игры с песком на автоматизацию звука.

«Сильный мотор»

Произносить звук Р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого

упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук Р.

Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением

звука.

"В гости к  гласному звуку".

Проводится  дорожка из песка. Ребенок должен на "машинке" проехать по дорожке до символа звука и назвать  или вместе или изолированно (в зависимости от задачи)

«Горочка»

Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения -

выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и,

набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

«Дорожка»

Произносим заданные слоги  слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая

по песку ладошками.

«Совпадение»

 Закапываем в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так,

чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагаю ребенку

вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и

раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной

ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой (аналогично с др звуками)

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук,

совершенствование мелкой моторики

Положить ладони на песок или в воду, почувствовать полное расслабление пальцев (снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение).

Погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать кулачки.

Погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать поочерёдно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

Погрузить пальцы в песок или в воду, и лёгкими движениями создавать «волны».

3. Заключение: Опыт работы применения игр с песком в автоматизации  поставленных звуков   оказался очень эффективен. Дети во время всего занятия остались заинтересованы, легко усваивали мои  инструкции  и выполняли заданные упражнения. Не было скуки и монотонности. Игры с песком дали положительный результат не только в коррекции звукопроизношения детей С ОНР, но и выполнили другие задачи

(психологические и развивающие), сняли напряжение. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, дети стали более раскрепощенные и спокойные.

 Таким образом, можно сделать вывод, что использование песочной терапии при коррекции звукопроизношения у детей ОНР принёс положительный результат и мы обязательно будем использовать его в своей дальнейшей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия c элементами песочной терапии. Тема: «Приключения Тигра. Автоматизация звука [Р]».

Конспект индивидуального логопедического занятия.  Тема: «Приключения Тигра. Автоматизация звука [Р]».Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Приключения Тигра. Автоматизаци...

Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в старшей группе на тему " гласные звуки А,У,О,И" с элементом песочной терапии

Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему « Гласные звуки А,У,О,И» с элементом песочной терапии.Цель: закрепить знания детей о гласных зв...

Использование элементов песочной терапии для автоматизации и дифференциации звуков

Статья содержит теоретические сведения о песочной терапии и возможностях её использования на логопедических занятиях...

Открытое занятие. Автоматизация звука [с] с элементами песочной терапии.

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием песочной терапии для старших дошкольников. Задачи: - учить определять место звука в слове, делить слова на слоги составлять словосочетания и пред...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: Автоматизация звука «Р» с элементами песочной терапии.

Цель: Автоматизация правильного произношения звука «Р» в слогах, словах и предложениях....

Конспект развивающего занятия для детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов песочной терапии Тема: Песочные чудеса ( от 9.03.2021)

Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники, развитие зрительно-моторной координации в процессе игровой деятельности с песком....

Консультация для педагогов "Использование элементов песочной терапии в профилактике дисграфии у детей с ОНР старшего дошкольного возраста"

Помимо навыков устной речи, в дошкольном возрасте закладываются навыки письменной речи. Для овладения письмом важна степень сформированности всех сторон речи. При незрелости различных отделов гол...