Мастер-класс "Приемы су-ждок терапии в развитии речи дошкольников с ТНР"
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Суслова Анна Михайловна

К эффективному способу речевого развития ребенка можно отнести нетрадиционную логопедическую технологию - Су-Джок терапия. Она является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –        ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»

633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина 33 А т. (241) 2-25-56 ИНН 5445116506 КПП 544501001

detsadrodnichok

Мастер – класс

«Приемы Су-ждок терапии

в развитии речи дошкольников с ТНР»

C:\Users\Psiholog\Desktop\Анна Михайловна\моя аттестация\q3NZzPLrles.jpg

Подготовила учитель – логопед:

Суслова А.М.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих речевые нарушения. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные речевые нарушения.

К эффективному способу речевого развития ребенка можно отнести нетрадиционную логопедическую технологию - Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Она является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Данная технология разработана южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом

Упражнения с использованием Су-Джок развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать непосредственно образовательную деятельность интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт для детей вовремя непосредственно образовательной деятельности.

В своей практике я применяю су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.

За речь у человека отвечают две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком. Для стимуляции речевого развития воздействовать необходимо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок, это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время, воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа.

Приемы работы с массажером Су – Джок:

  1. Массаж специальным шариком.

Шариком ребенку воздействуют на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка.

  1. Массаж эластичным кольцом.

Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Это оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Формы работы с использованием массажера Су-джок:

Применяются в логопедической практике при выполнении пальчиковой гимнастики, автоматизации звуков, звукового и слогового анализа слов, совершенствовании лексико – грамматических категорий, развития памяти и внимания.

Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика

Дети прокатывают шарик с колючками между ладонями, массируют мышцы руки, повторяя слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:

Пришел ежик на ладошку Погулял по ней немножко Каждый пальчик обошел На ладошку вновь пришел В руку правую возьмем

В кулачок его зажмем

Раз сжимаем, два сжимаем Мячик мы не отпускаем Кулачок мы разожмем

И следы мы там найдем


Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.

При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правую затем на левой руке, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз-два-три-четыре-пять, (растопырить пальцы один за другим) Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

Детям дается задание:

  • покажи соответствующий заданному звуку мячик, услышав слог или слово с ним;
  • спрячь мячик в ладошке, если звука там нет;
  • возьми столько мячиков, сколько раз услышишь данный звук среди других слов с этим звуком;
  • «Если звук услышат ушки – подними мяч над макушкой»;
  • упражнение «Телеграфисты» (простукивание мячиком заданного ритмического рисунка)

Автоматизация поставленных звуков.

Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи. При работе с определённым звуком во время массажа, проговаривается соответствующее этому звуку стихотворение. Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука.

Например, автоматизация звука Ж, с помощью массажного мячика. Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого. С головы до ножек Весь в иголках ежик. Как же взять его?

Или автоматизация звука Ш с помощью массажных колец.

Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец,

одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш.

На его правой руке:

Этот малыш Илюша, (на большом пальце)

Этот малыш Ванюша, (на указательном пальце)

Этот малыш Алеша, (на среднем пальце)

Этот малыш-Антоша, (на безымянном пальце)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (на мизинце) На его левой руке:

Эта малышка Таня, (на большом пальце)

Эта малышка Ксюша, (на указательном пальце) Эта малышка Маша, (на среднем пальце)

Эта малышка Даша, (на безымянном пальце) А меньшую зовут Наташа. (на мизинце)

Использование Су–Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично проводим упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

Использование мячей Су – Джок для развития памяти и внимания.

Дети выполняют инструкцию: наденьте колечко на мизинец правой руки, возьмите в правую руку мяч и спрячьте за спину и т. д. Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает кольцо на любой из его пальцев, и он должен сказать, на каком пальце какой руки надето кольцо

Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку;

синий – под коробку;

зеленый – около коробки;

Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

Использование шариков для слогового анализа слов.

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

Упражнения с мячом-массажером Су-Джок:

Возьмите 2 массажных мяча и держите их на ладонях ребенка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:

Гладь мои ладошки, ёж! Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребенок гладит шарики ладошками со словами: Я хочу погладить тебя,

Я хочу ладить с тобой.

На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями) Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром) И катались по траве, (катать вперед – назад)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром) Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку) Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха - мать. (гладить шаром каждый палец)

Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке, надавливая) А за нею – медвежонок. (шагать тихо шариком по руке)

А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке в быстром темпе) Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать, (нажимать шариком на каждый палец) И в тетрадочках писать.

При массировании пальцев эластичным кольцом дети поочередно

надевают массажные кольца на каждый палец; сначала справа, затем слева, декламируя стихотворение по гимнастике пальцев.

В работе с детьми можно применять речевые игры, рассказывание сказок с использованием с шарика.

Сказка «Ежик на прогулке».

Жил-был в лесу ежик, в домике у него - норка (зажать мячик в ладошке).

Ежик выглянул из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко.

Ежик улыбнулся солнышку (улыбнись, раскрой веером одну ладонь) и решил пройтись по лесу. Ехать ежиком по прямой дорожке (прямые движения на ладошке катить шарик),

катать - катать и бежать на красивую, круглую полянку (руки соединяются в виде круга). Ежик обрадовался и стал бегать и прыгать по полянке (зажать мячик между ладонями)

Цветы начали пахнуть (дотронуться шипами шарика до кончика пальца и сделать глубокий вдох).

Вдруг вбежали в тучи (в одном кулачке мяч сжать, в другом нахмуриться),

и дождь закапал: кап-кап-кап (пальцы в крайнем случае стучат по шипам шарика).

Ежик спрятался под большой гриб (ладонью левой руки сделать шляпку и спрятать на них шарик)

и укрылся от дождя, а когда дождь кончился, на поляне выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (покажите пальчики).

Я хотел, чтобы ёжик порадовал маму, собирал грибы и относил их домой, а их так много... Как же ёжик их понесёт? Да, на спине. Аккуратно посадил ежик грибка на иголки (каждый кончик пальца уколоть шипом шарика)

и счастливый побежал домой (прямыми движениями по ладошке катать шарик)

Сочетание таких упражнений, как гимнастика пальцев, самомассаж, с упражнениями для коррекции вслух произношения и формирования лексических и грамматических категорий, может значительно повысить эффективность занятий в детском саду и оптимизировать выполнение речевых упражнений. Поэтому использование элементов Су-Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений, а также улучшению состояния всего организма ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование песочной терапии в развитии речи дошкольников в условиях внедрения ФГОС

Для малыша песок- прежде всего материал, который так же интересен, как все вокруг....

Песочная терапия как средство развития речи дошкольников

Логопед, используя игры с песком, может сделать традиционную работу по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраст...

«Песочная терапия как средство развития речи дошкольников с ТНР»

Согласно ФГОС ДОУ совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мерна своевременное обеспечение каждому ребёнк...

Презентация: "Су-Джок терапия для развития речи дошкольников"

Для развития речевых возможностей ребенка, наряду с традиционными методиками, можно использовать самые разнообразные нетрадиционные технологии и средства развития речи. Одной из нетрадиционных являетс...