Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Якименко Ирина Николаевна

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

 по теме: «Звуки Т, Т'. Буква Т.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

 по теме: «Звуки Т, Т'. Буква Т.

Цель: познакомить детей со звуками Т, Т ', буквой Т.

Задачи:

Образовательные:

1.  Учить детей выделять на слух звук «т», «ть», изолированный, в слогах и словах;

2.  Закрепить понятие «твердый и мягкий звук» и учить находить его в совах;

3.  Закрепить навык деления слова на слоги.

4.  Закрепить навык в определении звука в начале-середине или конце слова;

5. Учить сливать данный звук с гласными «А», «О», «У», «И»;

 Развивающие:

1.  Развивать мелкую и общую моторику:  

2.  Развивать фонематический слух;

3.  Познакомить детей с новым словом «Тунец».

Воспитательные:

1.  Воспитывать умения взаимодействовать друг с другом.

2.  Воспитывать усидчивость, выдержку, умение слушать друг друга, не    перебивать;

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

Логопед приглашает детей в зал. Дети встают в круг, берутся за руки.

Тили-бом, тили-бом,

Заниматься мы начнем.

Дружно за руки возьмемся,

Все друг другу улыбнемся.

Друга слева ласково назовем.

Слышится чей-то плачь.

Логопед: Дети кто это у нас там плачет?

Выходит, Буратино.

Логопед: Буратино ты что плачешь?

Буратино: Я очень хочу научится читать, а букв не знаю.

Логопед: Буратино, не плачь, мы тебе поможем, ребята расскажут всё что умеют сами, а ты запоминай и учись.

Но прежде, чем нам начат учится нам нужно сделать Артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика:

«Заборчик – хоботок»; «Заборчик»- язычок за нижними зубками, подули на спинку язычка – с-с-с; «Хоботок», язычок за верхними зубками, подули на спинку язычка, ш-ш-ш;

2. Основная часть.

Логопед: Ребята давайте вспомним, какие буквы мы с вами уже знаем? По порядку называйте уже знакомые вам буквы и слова. А ты Буратино запоминай.

Логопед: Молодцы: А с какой буквой мы познакомимся сегодня, вы должны угадать. 

Треск, трещотка, точка, тигр,
Тема, треугольник, тир,
Туфли, туча, тумба, три,
Все слова на «Т» – смотри!

- Какой звук стоит в начале слова. «Т»

-Какие это звуки, гласные или согласные? (согласные).

-Как работает рот при произношении этих звуков?  (показывает, объясняет, вместе с детьми выполняет). Губы приоткрыты, зубы образуют щель, язык упирается в зубы; горлышко не дрожит, голос молчит.  Есть преграда воздуху, значит, звук несвободный-согласный.  Он произноситься без голоса- это глухой согласный.  Он бывает твердым и мягким. Обозначать такие звуки мы будем синим и зелёным цветом.

Давайте с вами потренируемся определять звук в слове мягкий он или твёрдый:

Игра: «Мягкий- твердый»

тигр, петух, утка бегемот, кот, утюг, бант, самолет, тюлень.

Дети поднимают карточки: синий-зеленый

Игра «Наоборот»: Различение на слух [т], [т’] логопед бросает мяч ребенку и называет слог ТА, а ребенок должен мяч поймать, бросить логопеду и дать ответ ТЯ и т.д.

Та – тя       ат – ать     Тома – Тёма

То - …       от - …        тук - тюк

Ту - …       ут - …    

   Чистоговорка:

Та-та-та — у нас в доме чистота.

Ты-ты-ты — сметану съели всю коты.

То-то-то — стали мы играть в лото.

Ат-ат-ат — берем с собою самокат.

  1. Игра «Поймай звук т»

Логопед: - Конечно, поможем, но сначала поиграй с нами. Мы с ребятами любим ловить звуки. Сегодня мы будем ловить звук «т». Приготовьте ладошки, слушайте внимательно. Я закрою свои губы экраном, чтобы они вам не подсказывали.

  • А, у, т, и, ы, о, т, п, м, р, с, д, т, ш, ж, т.
  • Ам, ат, он, ох, от, му, лу, су, до, ты, сы.
  • Дом, кот, мак, рак, сок, рот, лук,  мост.

Логопед произносит звуки, слоги, слова, а дети хлопают, когда слышат звук «т».

7. Физкультминутка «Буратино».

Буратино потянулся

Встать на цыпочки, тянуться руками вверх.

Раз – нагнулся, два – нагнулся.

Наклоны вниз, пальцами касаемся пола.

Руки в стороны развел.

Руки в стороны, пожимать плечами.

Ключик видно не нашел.

Повороты головой вправо и влево.

Чтобы ключик нам достать.

Грозим пальцем правой руки, затем пальцами левой руки.

Надо на носочки встать.

Встать на цыпочки, тянуться руками вверх.

  1. Игра «Где спрятался звук?»

Логопед: - А ты знаешь, Буратино, что звуки могут играть с нами в прятки. Дети, где могут прятаться звуки?

Дети: - В начале, в середине и в конце слов.

Логопед выдаёт детям схему слова, показывает картинку, а дети определяют место звука «т» в слове и накладывают фишку на схему (начало слова, середина или конец).

тигр, петух, утка бегемот, кот, утюг, бант, самолет, тюлень.

Помогите нашим животных найти свой вагон;

Игра «Деление слов на слоги»

 Познакомить детей с новым словом «Тунец»

 Ребята, давайте подружим нашу букву с другими буквами, читайте слоги на доске по цепочке.

  1. Гимнастика для глаз.

Логопед: - Какие внимательные глазки у наших ребят! Но, глазки могут уставать. Чтобы они отдохнули, надо сделать гимнастику для глаз. Помогут нам ее сделать ваш пальчик. Приготовьте указательный палец и смотрите глазами на него, а голова, как будто заморожена, не должна двигаться.

Посмотрите далеко.

Дети вытягивают руку вперёд, смотрят на кончик пальца.

Посмотрите близко.

Подносят палец к носу.

Посмотрите высоко.

Поднимают руку вверх.

Посмотрите низко.

Опускают руку вниз.

Руку в сторону веду.

Отводят руку вправо.

А затем в другую.

Отводят руку влево.

А потом огромный круг я глазами нарисую.

Пальчиком рисуют круг, а глазами следят за пальцем.

Затем зажмуривают глаза и часто ими моргают.

  1. Знакомство с буквой «т». «Конструирование буквы»

Логопед: - Как весело мы поиграли с Буратино. Но мы совсем забыли, что обещали ему помочь сделать букву «т». Посмотри, Буратино, как выглядит буква, обозначающая звук «т». Подумайте, на что похожа буква «т»? Ответы детей. Про нее написали стишок:

Т-  антенна, выше крыши

Все увидит, все услышит

Телевизоры включаем

 у экранов не скучаем.

Логопед: - Посмотри, Буратино, мы с ребятами можем букву «т» сделать из пальчиков. 

Логопед: - А теперь я предлагаю вам сделать для Буратино букву «т» из различного материала (пластилин, фасоль, счетные палочки, конструктор и др.)

А сейчас мы с вами потренируемся сливать слоги с буквой «Т»

На столах разложены буквы гласные «А», «И», «У», «О» и буква «Т»

Дети подбирают буквы и образовывают слоги АТ-ОТ-УТ-ИТ; ТА-ТО-ТУ-ТИ;

14. Итог занятия

Логопед: - Дети, Буратино благодарит вас за помощь. Ему пора уходить. Да и наше занятие подошло к концу. Дети, с каким звуком мы играли сегодня на занятии? Какой это звук? Почему он согласный? Почему он глухой?

Что на занятии вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Занятие №2. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

     Занятие №2.  Конспект занятия по обучению           грамоте в подготовительной группе.Тема: “ Звуковой анализ сл...

Занятие. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

     Занятие №2.  Конспект занятия по обучению           грамоте в подготовительной группе.Тема: “ Звуковой анализ сл...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...