Консультация для родителей "Причины речевых нарушений и как их своевременно выявить?"
консультация

В данном материале раскрыты причины речевых нарушений и как их можно вовремя выявить.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                              «Детский сад «Ромашка»      

Консультация для родителей

на тему: «Причины речевых нарушений и как их своевременно выявить?»

Ахмадуллина Р.Ф.

учитель-логопед

г. Советский, 2023г.

Спровоцировать возникновение речевых нарушений у детей может огромное количество факторов. К ним относятся различные патологии беременности: токсикоз, перенесенные инфекционные заболевания, несовместимость крови по резус-фактору. Далеко не последнее место среди причин вызывающих проблемы в речевом развитии ребенка, занимают осложнения при родах. Среди них выделим родовые травмы и кислородное голодание.

Могут оставить свой след и ранние заболевания (от 0 до 2 лет) центральной нервной системы, общий наркоз при оперативном вмешательстве, вирусные инфекции. Это, конечно же, не полный список возможных причин, вызывающих проблемы речевого развития.

Новорожденный ребенок абсолютно беспомощен. Ученые считают, что он отстает в развитии от новорожденного детеныша животного. У большинства животных, спустя несколько часов после рождения, детеныши способны, как минимум, передвигаться самостоятельно. Их мозг более развит, нежели мозг новорожденного ребенка. А вот «дозревание», рост, развитие человеческого мозга интенсивно продолжается первые два года жизни. И здесь большое значение отводится сохранению здоровья ребенка, предупреждению
возникновения     социально-психологических     причин,  вызывающих речевые
 расстройства.

Создание ситуаций, стимулирующих речевую активность -непременное условие развития речи. Взрослые не должны предугадывать желания, просьбы ребенка, пока он не попытался их сформулировать. Дайте ребенку «высказаться», даже если в диалоге основная информация для вас будет содержаться в детском жесте. Для становления речи необходимо наличие полноценной речевой среды.

Тем более что ребенок с первых минут появления на свет готов к этому. Есть неопровержимые данные о наличии слуха у семимесячного плода и в этом возрасте ребенок из пяти голосов выделяет голос матери. Ошибка многих родителей в том, что в первые месяцы жизни ребенка они озабочены соблюдением санитарно-гигиенических процедур. Одна мама устало заметила, что жизнь младенца, сравнима с программой действия известной игрушки «тамагочи», которая напоминает о себе только в момент, когда ее нужно обслужить. Внимательные же родители заметили, что ребенок кричит по - разному, если у него что-то болит, если он голоден. Не первые ли это

попытки установить контакт? Пусть не речевой, но подобный ему. Уже задействованы голосообразующие органы.

С первых дней с ребенком нужно как молено больше говорить, давая ему образец для подражания. Накопление речевого опыта идет постоянно. Если двухмесячные дети всего мира гулят «агу» одинаково, то уже в 10-12 месяцев их лепет приобретает ярко выраженную окраску и по интонационно-мелодической стороне можно определить, в какой языковой среде воспитывался ребенок. Каждое слово встречается

родителями с восторгом, но едва ли они представляют, какая предварительная работа проведена их малышом. Для того чтобы слово закрепилось в активном словаре ребенка, необходимо не менее 150 совпадений слова и предмета, которое оно обозначает. Ребенок, который воспитывался в нормальной речевой среде, с недоумением смотрит на взрослых, пытающихся с ним сюсюкаться. Стоит разочаровать любителей поговорить «детским» языком ребенку трудно понять искаженную речь, если его окружает полноценная речевая среда. Хуже обстоят дело тогда, когда все окружение заменяет нормальное общение сюсюканьем. Итог однозначно печален.

В литературе описан случай, произошедший с японской девочкой, мама которой не решилась ехать с мужем в дальнюю командировку из-за новорожденного ребенка, а переехала к родителям в селение. Жители этой местности говорили на диалекте. Когда девочке исполнился год, родители вернулись в город, в 1,5-2 года она начала активно осваивать речевое общение, родители с изумлением отметили, что их ребенок разговаривает на диалекте той местности, в которой она провела первый год своей жизни.

Нужно помнить, что с момента рождения до трех лет ребенок усваивает столько же информации, сколько потом он усвоит в период с 3 до 17лет, а речь - важнейший компонент полноценного развития психической, интеллектуальной и познавательной деятельности ребенка, становления его личности. Если же до школы не решены речевые проблемы, то, к величайшему сожалению, у подавляющего большинства детей с речевыми проблемами реальная успеваемость по родному языку соответствует отметкам 2 и 3.Достаточно часто к нарушениям устной речи добавляются нарушения письменной речи, так называемые «дисграфия»-нарушение письма и «дислексия» - нарушение чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Речевые нарушения у детей: причины, предупреждение.

В статье в доступной для родителей форме излагаются причины нарушений речи у детей, факторы, влияющие на успешное развитие детской речи...

консультация для родителей"Речевые нарушения у дошкольников"

Материал о необходимости  родителям демонстрировать детям образец собственной(правильной) речи.Приведены примеры речевых нарушений:задержка речевого развития,ФФН,ФНР,ОНР....

Консультация "Профилактика психо-речевых нарушений в период психофизиологических возможностей дошкольников"

Консультация для педагогов дошкольного образования по профилактике психо-речевых нарушений у детей....

Консультация для воспитателей "Речевые нарушения и их причины возникновения у детей дошкольного возраста"

Помощь детям с речевыми нарушениями оказывается как в возрастной группе, так и в условиях логопедического кабинета. Комплектование в учреждения проводится в зависимости от заключения (диагноза). Ребен...

Консультация "Аденоиды и речевые нарушения у детей"

Консультация знакомит родителей с данной патологией, причинами её возникновения, опасностью этого заболевания и необходимостью его профилактики....

Консультация "АДЕНОИДИТ И РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ"

АДЕНОИДИТ И РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ...