Картотека логопедических заданий
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Биккулова Дания Дамировна

Картотека логопедических заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_logopedicheskih_zadaniy.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Лексика- домашние задания

Осень

1.  Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например:

—   Какое сейчас время года?

—   Сейчас осень.

—  Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.

—   На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.

2.  Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

• Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг. Поздней осенью становится холодно, солнце светит всереже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие

дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава

и цветы. Заканчивается отлет птиц.

3.  Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы — организуйте беседу.

—   Какое сегодня небо?

—  Небо чистое и голубое.

—  А каким чаще бывает небо поздней осенью?

—  Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.

—   Какие листья ты видишь на деревьях?

—  Листья красные, желтые, оранжевые.

—  А какими бывают деревья поздней осенью?

—  Поздней осенью деревья голые.

-Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она?

- Трава ещё зелёная, в ней цветут цветы.

- Что произойдёт с травой поздней осенью?

- Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.

—  Что происходит с насекомыми поздней осенью?

—  Поздней осенью насекомые исчезают.

—  Посмотри на небо. Кого ты видишь?

—   Перелетные птицы летят в теплые края.

4.  Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь.

5.  Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, коричневые, жёлтые,бордовые.

Например: алые листья клена, золотые листья березы,

6.   Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными. Например:

Береза. —Березовые листья.

Клён.- Кленовые листья.

Рябина.-Рябиновые листья.

6.Рассказ по опорным картинкам «Осень»

После лета наступает осень.

Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают.

Солнечных дней становится мало, часто идут дожди.

Становится холодно, поэтому перелётные птицы улетают на юг.

Животные тоже готовятся к зиме: меняют шубку на более тёплую (заяц, белка),запасают корм(белки, ежи).

Насекомые прячутся под кору деревьев, под старые пни.

Осенью на полях убирают урожай: овощи в огороде, а фрукты в саду.

Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, обувают сапоги.

Тема «Деревья»

1.Понаблюдайте за деревьями в парке, на улице.  Как они изменились весной? Расскажите о строении деревьев. Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья), у дуба- жёлуди ; у хвойных: иголки, шишки.

Деревья бывают с листьями (лиственные) и с иголками(хвойные) Лиственные: берёза, дуб, клён, тополь… Хвойные: ель, сосна. Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на улице и т.д.)

2.Выучите с ребёнком текст и проведите пальчиковую гимнастику

Ветер  по  лесу  летал        Плавные движения ладонями

Ветер листики считал:

Вот дубовый,                       Загибаем пальцы на обеих руках

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

3.Поиграйте в игру «Отгадай листочек»                                                                    Сорвите с разных деревьев по листочку, пусть дети отгадают, какие это листья

   Лист березы — березовый;        ... дуба — дубовый;        ... тополя — тополиный;

… клена — кленовый;        ... липы — липовый.

4.«Назови ласково»

Тополь — тополек,

дуб — дубок,

осина — осинка (осиночка),

береза — березка (березонька),

рябина — рябинка (рябинушка),

ива — ивушка,

елка — елочка,

сосна — сосенка,

клен — кленок,

яблоня — яблонька,

шишка — шишечка,

ветка — веточка,

лист — листик, листок, листочек,

лес — лесок,

иголка — иголочка.

5.«Один — много»

Клен — клены — кленов;

тополь — тополя — тополей;

осина — осины — осин;

береза — березы — берез;

ива — ивы — ив;

рябина — рябины — рябин;

дуб — дубы — дубов;

липа — липы — лип;

ель — ели — елей;

елка — елки — елок;

сосна — сосны — сосен;

яблоня — яблони — яблонь;

плод — плоды — плодов;

шишка — шишки — шишек;

желудь — желуди — желудей;

сережка — сережки — сережек;

крона — кроны — крон;

макушка — макушки — макушек;

корень — корни — корней;

ствол — стволы — стволов;

ветка — ветки — веток;

сук — сучья — сучьев;

иголка — иголки — иголок;

лепесток — лепестки — лепестков;

лес — леса — лесов;

чаща — чащи — чащ.

6.«Посчитай»

Одно дерево — два дерева — пять деревьев,

одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев

7.«Посчитай»

Одно дерево- два дерева- пять деревьев

Одно высокое дерево- два высоких дерева-пять высоких деревьев

Одна ветка — две ветки — пять веток,

одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,

один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.

8.«Назови, какой, какая?»

Лист березы — березовый;        ветка сосны — сосновая;

... рябины — рябиновый;        ... ели — еловая;

... дуба — дубовый;        ... тополя — тополиная;

... сосны — сосновый;        ... осины — осиновая;

... клена — кленовый;        ... липы — липовая.

9.«Чьи плоды (семена)?»

Желуди растут на — дубе;

яблоки растут на — яблоне;

круглая шишка на — сосне;

длинная шишка у — ели;

грозди рябины растут на — рябине;

сережки растут — на березе, ольхе, иве.

10.«Какие бывают леса?»

Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес — лиственный;

если в лесу растут сосны и елки — хвойный;

если в лесу растут ели, березы и дубы, то этот лес — смешанный.

11.«Четвертый лишний»

Клен, рябина, ель, осина (ель);

липа, тополь, ива, яблоня (ива);

береза, дуб, клен, смородина (смородина);

яблоня, груша, слива, рябина (рябина).

ТЕМА «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети    должны знать:

— названия водоплавающих, болотных, диких лесных перелетных птиц;

—  понятие «перелетные птицы» (уметь объяснить);

—  куда улетают птицы, почему;

—  части тела птицы, чем оно покрыто (различать птиц по внешнему виду, образу жизни);

—  голоса, повадки птиц, их жилье.

Расширение словарного запаса детей:

названия: грач, жаворонок, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, трясогузка, стриж, аист, цапля, журавль, вершина, дерево, сад, лес, роща, ветка, пруд, река, озеро, болото, гнездо, яйца, скворечник, птенцы, корм (семена, ягода, рыба, лягушка), перелет, крик, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, крылья, оперенье, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван;

признаки: перелетные, водоплавающие, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, пушистый, болотные, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, трудный, тяжелый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный;

действия: летать, возвращаться, кормить, выводить, вить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

«Назови ласково»

Птенец — птенчик,

перо — перышко,

голова — головка, головушка,

соловей — соловушка,

шея — шейка,

крыло — крылышко,

скворец — скворушка,

гусь — гусек, гусенок,

утка — уточка,

лебедь — лебедушка,

гнездо — гнездышко,

журавль — журавушка,

аист — аистенок,

цапля— цапелька.

«Назови детеныша» (детям 6лет)

Грач — грачонок — грачата,

аист — аистенок — аистята,

стриж — стриженок — стрижата,

журавль — журавленок — журавлята,

кукушка — кукушонок — кукушата,

лебедь — лебеденок — лебедята,

скворец — скворчонок — скворчата,

утка — утенок — утята,

гусь — гусенок — гусята.

«Скажи, какая стая?» (детям 6

8 лет)

Клин лебедей — лебединый, караван журавлей —..., стая уток —...,... грачей —...,

... соловьев — ....

«Один — много»

Грач — грачи — грачей, птица — птицы — птиц, стриж — стрижи — стрижей, аист — аисты — аистов, жаворонок — жаворонки — жаворонков, скворец — скворцы — скворцов, журавль-журавли-журавлей, гусь-гуси-гусей, ласточка-ласточки-ласточек, утка-утки-уток, соловей-соловьи-соловьев, лебедь-лебеди-лебедей, гнездо-гнезда-гнезд, яйцо-яйца-яиц, птенец-птенцы-птенцов.

 

ТЕМА «ДОМАШНИЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:

—  назначение основных электроприборов в доме;

—  почему они так называются;

—  как с ними обращаться.

Расширение словарного запаса детей:

Названия:телевизор, магнитофон, пылесос, люстра, телефон, радио, видеомагнитофон, лампа. компьютер , обогреватель, холодильник, миксер, утюг, стиральная машина,плита, фен, вентилятор, микроволновая лечь, морозильник, техника, провод, розетка, вилка, электричество;

признаки: цветной, большой, маленький, моющий, хрустальная, стеклянная, напольная, настольная, настенная, высокий, низкий, двухкамерный, горячий, холодный, стиральная, микроволновая, теплый, электрический, бытовая;

действия: смотреть, веселиться, танцевать, слушать, чистить, пылесосить, включать — выключать, светить, разговаривать, пользоваться, играть, проветривать, согревать, показывать, гладить, стирать, готовить, поджаривать, сушить, разогревать, замораживать, доставать.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

«Назови ласково» (детям от 5 лет)

Телефон — телефончик, пылесос — пылесосик,

торшер — торшерчик, лампа — лампочка, холодильник — холодильничек, утюг — утюжок, магнитофон — магнитофончик, плита — плитка (плиточка).

«Один — много»

Телевизор — телевизоры — телевизоров, магнитофон — магнитофоны — магнитофонов, пылесос — пылесосы — пылесосов, люстра — люстры — люстр, телефон — телефоны — телефонов, радио — радио — радио,  лампа — лампы — ламп,  компьютер — компьютеры — компьютеров,  холодильник — холодильники — холодильников,  утюг — утюги — утюгов,  машина — машины — машин, плита — плиты — плит,  техника — техника — много техники,  провод —  провода — проводов,  розетка — розетки — розеток,  печь — печи — печей.

«Скажи со словом "нет"»

Телевизор ---нет (чего?) телевизора;

 магнитофон---нет (чего?) магнитофона,  плиты,  пылесоса, люстры,  телефона, радио, лампы, компьютера, обогревателя, холодильника, миксера, утюга, стиральной машины, микроволновой печи,  плиты,  тостера,  фена,  вентилятора.

«Закончи предложение»

Мама стирает белье в ... (стиральная машина).

Папа чистит ковер .,. (пылесос).

Дочь гладит одежду ... (утюг).

Коля поджаривает хлеб в ... (тостер).

Бабушка на кухне достает продукты из ... (холодильник).

Даша готовит обед на ... (плита).

Антон разговаривает с другом по ... (телефон).

Фильмы и мультфильмы показывают по ,.. (телевизор).

Вера читает книгу под настенной ... (лампа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека логопедических домашних заданий

Материал картотеки может быть использован в качестве домашних заданий логопеда по формированию обобщающих понятий, лексико- грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР....

Картотека логопедический домашних заданий по лексическим темам

Для того, чтобы детям помочь лучше усваивать программный материал, нужно чтобы родители дома проговаривали похожие задания вместе с детьми. Логопедические домашние задания дают не детям, а родителям. ...

Картотека логопедических заданий по лексическим темам для подготовительной логопедической группы

Задания по лексическим темам носят рекомендательный характер. Родители проинформированы, что их выполнение поможет ребенку не растерять приобретенный в саду багаж знаний, восполнить пробелы в обучении...

Картотека логопедических заданий по лексическим темам для старшей логопедической группы

Все задания носят рекомендательный характер.  Их выполнение поможет ребенку не растерять приобретенный в саду багаж знаний, восполнить пробелы в обучении тем, кто долго не посещал сад, закрепить ...

Картотека логопедических заданий «В помощь родителям» для домашних занятий с детьми 5 – 6 лет с ОНР (Март, апрель, май)

Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей к выполнению домашних заданий логопеда. Только тесный контакт в работе специа...