Консультация для родителей на тему «Нормы речевого развития детей 2-3 лет».
консультация по логопедии (младшая группа)

Жундуева Баирма Баировна

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Речь ребенка 2-х лет формируется на фоне развития психических функций. В этом возрасте ребенку интересно все, что происходит вокруг него. «Проводниками» в мир человеческого общения выступают взрослые.  Этот период считается самым активным периодом развития речи, когда можно наблюдать количественные и качественные преобразования речевой деятельности малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_ml.gr_.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему

«Нормы речевого развития детей 2-3 лет».

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Речь ребенка 2-х лет формируется на фоне развития психических функций. В этом возрасте ребенку интересно все, что происходит вокруг него. «Проводниками» в мир человеческого общения выступают взрослые.  Этот период считается самым активным периодом развития речи, когда можно наблюдать количественные и качественные преобразования речевой деятельности малыша.

1. Произношение звуков.

Ребёнок в возрасте 2-3-х лет должен начать произносить все гласные звуки, мягкие звуки [с’], [л’], [й’], а также твёрдые и мягкие звуки: [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т]. Произношение большинства звуков пока далеко не идеально. В этом возрасте это вполне закономерно, поскольку подвижность мышц органов артикуляции развита недостаточно. Многие звуки, трудные для произнесения малыш меняет на более простые. Например, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) кроха часто замещает смягчёнными свистящими: шуба - «сюба» , жарко - «зяйко», чашка - «цяська», жук-«зюк», и т.д. В некоторых случаях звук [ч’] малыш заменяет на [т’]: мяч - «мять», часы-«тясы». Иногда детишки этих лет шипящие звуки меняют на твёрдые свистящие: мишка - «миска»; могут смягчать твёрдые свистящие звуки: сумка - «сюмка», зубы - «зюбы». Такие согласные звуки, как [р], [р’], [л] часто отсутствуют , искажаются или заменяются на звуки [л'], [й]. Например, рука - «ука», река - «ека», лампа - «ампа», салат - «сялят», стул - «стуй», голуби- «голюби», мел- «мей».

2. Лексический (словарный) запас.

Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. Малыш должен знать, как его зовут, различать родных, уметь различать и копировать голоса животных. В этом возрасте расширяется запас и понимание более сложных прилагательных, например, вкусный, красивый, большой, веселый, высокий и т.п. В 3-х летнем возрасте речь ребенка должна объединяться в смысловые предложения, правильно употреблять местоимения, часто использовать прилагательные и наречия (горячо, рано, далеко и т.д.). На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.

3. Фразовая речь. Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Фразы не обязательно должны быть правильными, они даже не очень понятны и, как правило, складываются из двух слов.

Например: «Мама, дём» - мама, идём. «Дай пи» - дай пить. Самое важное, что появилась фраза(предложение).

А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы», «а». Появляются простые предлоги в, на, у , с . И, хотя в их речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов!»), суффиксов («У меня есть куклочка»), согласований («Это мой кукла!»), ударений («Ложка лежит на стОле»). Постепенно количество таких ошибок уменьшается, они становятся более редкими, и к 6 годам, в идеале, должны исчезнуть. Если у ребёнка речь развивается без явных проблем, то к трём годам родители должны понимать более 60% из того, что говорит малыш.

О том, что у ребенка значительная задержка речевого развития говорят следующие признаки:

  • Когда в 2 года ребенок не пытается выучить новые слова, а продолжает использовать всего несколько отдельных простейших слов.
  • Когда в 2,5 года словарный запас активно используемых слов и словоподражаний меньше 20. Не знает названий частей тела и привычных предметов. Проведите проверочный тест: попросите показать части тела, принести хорошо знакомый ему предмет, находящийся в соседней комнате. Если не составляет словосочетаний из двух слов, к примеру, «дай ады» («дай воды»).
  •  Когда в 3-летнем возрасте речь ребенка настолько не разборчива, что даже родные понимают его с трудом. Не говорит элементарных предложений состоящих из пары тройки словосочетаний, не понимает объяснений, простых рассказов.
  •  Когда малыш в 3 года «тарахтит» - говорит чересчур быстро, глотает окончания слов или, напротив, очень медленно, растягивая слова, хотя дома никто подобным образом не разговаривает.
  •  Когда в 3 года малыш не строит собственных предложений, а изъясняется фразами из книжек и мультиков. Если ребенок зеркально вторит фразам, который слышит от взрослых, даже если это к месту. В таком случае необходимо срочно обращаться к специалисту, причем обязательно обследоваться у невролога – это может быть признаком серьёзнейшего отклонения в развитии.  
  • Когда ребенок вне зависимости от возраста постоянно ходит с приоткрытым ртом, когда без явных причин повышенно выделяется слюна, но это не связано с ростом зубов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет"

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи реб...

Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей 4-5 лет»

Информация для родителей об особенностях развития речи детей 4-5 лет...

Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей 4-5 лет»

Особенности речи детей 4-5 летУ ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно от...

Консультация для родителей на тему: «Методы речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

Речь малыша начинает формироваться с первых моментов жизни. Для того чтобы речевое развитие происходило гармонично и равномерно, родителям нужно стать активными участниками этого процесса. Внимание к ...

Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей 2 -3лет»

Консультация для родителейна тему:«Особенности речевого развития детей 2 -3лет»...

Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей 4-5 лет»

Особенности речи детей 4-5 летУ ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно от...

Консультация для родителей на тему: "Особенности речевого развития детей 2–3 лет"

Консультация для родителей на тему: "Особенности речевого развития детей 2–3 лет"...