Использование нетрадиционных материалов в развитии познавательной и личностной сферы дошкольника: камни Марблс, цветные веревочки, цветная шерсть.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Карманова Зинаида Михайловна

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие, реализуются потенциальные возможности. Один из вариантов, позволяющий сделать жизнь ребенка разнообразной, активизировать его интерес, мотивировать к познанию, - использование во взаимодействии с ним нетрадиционных материалов, например, таких, как камни Марблс, обыкновенные цветные веревочки или цветная шерсть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Использование нетрадиционных материалов в развитии познавательной и личностной сфер дошкольника. Камни Марблс, цветные веревочки, цветная шерсть»

Дошкольное детство – это период, когда у детей закладывается фундамент познавательной и личностной сфер, когда каждый ребенок, словно маленький исследователь, с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие, реализуются потенциальные возможности. Один из вариантов, позволяющий сделать жизнь ребенка разнообразной, активизировать его интерес, мотивировать к познанию, - использование во взаимодействии с ним нетрадиционных материалов, например, таких, как камни Марблс, обыкновенные цветные веревочки или цветная шерсть.

Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности, она удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию творческого мышления, благотворно влияет на развитие творческих способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, повышает интерес к знаниям, снимает усталость. Через интересные формы работы, творческую предметно-практическую деятельность ребенок познает окружающий мир, учится общаться и осознавать себя как личность.

К тому же нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства, ожидания чуда – а ведь, как известно, познание мира, учение, начинаются с удивления.

Работа с камнями Марблс

Работа с разноцветными камнями Марблс по силе воздействия на ребенка схожа с праздником – она вызывает радость, улыбки, положительные эмоции. Дети раскрепощаются, убираются телесные зажимы, появляется уверенность в себе. С помощью этого нетрадиционного материала можно развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, формировать пространственные представления, работать над дифференциацией цветов.

Работа с цветными веревочками

Рисование – один из самых популярных видов творческой деятельности в жизни многих детей. И это замечательно, поскольку в художественной деятельности заложен громадный потенциал, рисование развивает мелкую моторику и тактильное восприятие, тренирует память; приучает к усидчивости и собранности, помогает укрепить руку для обучения письму; обогащает внутренний мир; помогает выражать чувства; способствует эмоциональному раскрепощению; развивает воображение, творческие способности, формирует творческий подход к жизни; развивает индивидуальность, приобщает к искусству. Кроме того, в процессе этой деятельности у детей развиваются навыки контроля и самоконтроля.

Существует много техник рисования, одна из которых – рисование веревочкой. Использование подобных нетрадиционных техник, рождает у детей собственные оригинальные идеи и замыслы, развивает фантазию и креативность, является способом выражения своего «я», раскрепощает. Кроме того, подобное рисование формирует у детей понятие о цвете, длине и толщине предметов.

Для работы понадобятся обычные нитки разных цветов, листы бумаги, карандаши, клей, ножницы.

Начинать работу рекомендуется с простых узоров: геометрических фигур. Сначала дети могут «обводить» веревочкой нарисованный контур, использовать только один какой-то цвет. По мере овладения данной техникой им предлагается «сочинять» свои, более сложные сюжеты, воплощать их, используя нитки разных цветов.

Одним из упражнений в данной технике может быть рисование своего настроения. Детям предлагается выложить веревочкой круг, внутри которого нарисовать смайлик, символизирующий определенную эмоцию. Подобные задания развивают эмоциональную сферу детей, учат их прислушиваться к себе, своему внутреннему состоянию, оценивать свое настроение, учат рефлексии.

Использование цветной шерсти

В последнее время все большую популярность приобретает одно из направлений арт-терапии – фелт-терапия – (от англ. – felt – войлок, фетр, валять шерсть) или терапия шерстью.

Шерсть – удивительный экоматериал, заключающий в себе живую энергию: согревающую, успокаивающую, наполняющую силой через кончики пальцев, дающую живые эмоции и приятные тактильные ощущения. Этот вид творчества позволяет раскрыть свой внутренний ресурс, погасить негативные эмоции.

Кроме того, шерсть – материал очень отзывчивый, благодарный, ее можно сравнить с пластилином, потому ч о сразу чувствуешь и видишь, во что она преобразуется в твоих руках. Работая с ней, всегда можно «отмотать» процесс назад – просто снять часть слоя или убрать те детали, которые не получились. Времени при этом теряется не много, но полученный опыт – бесценный.

Обучение детей работе с шерстью рекомендуется с простого знакомства с ней. Можно выяснить у них, что они знают о шерсти и откуда она берется. Важно при этом научить детей правильно называть данный материал, поскольку чаще всего они называют шерсть пухом. От беседы можно перейти к рассмотрению картинок  с изображением овец. Рассказать детям, о том, что для того чтобы получить шерсть, стригут овец, затем моют, отбеливают и окрашивают шерсть.

На этапе знакомства с шерстью необходимо акцентировать внимание детей на том, какой это мягкий, податливый материал, теплый, согревающий, как он легко разрывается, делится на пряди, нити, принимает различные формы. Важно спросить детей, какие ощущения, эмоции они испытывают от соприкосновения с шерстью

Для работы используется главным образом цветная, непряденая шерсть, которую можно приобрести в любом магазине для рукоделия. Кроме того, понадобятся плотная основа, карандаши, клей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных материалов для развития творческого воображения детей

Работа с нетрадиционным материалом интересна как педагогу так и ребёнку дошкольного возраста тем, что она предлагает нечто новое ранее не используемое на занятиях по ручному труду....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема развития мелкой моторики рук традиционными и нетрадиционными  средствами важна для личностного развития ребенка. Ведь владея своей рукой, он становится более самостоятельным и независимы...

Рекомендации родителям детей по развитию познавательной и личностной сфер дошкольника

Рекомендации родителям детей по развитию познавательной иличностной сфер дошкольника...

"Использование нетрадиционных материалов в развитии познавательной сферы дошкольников"

Данные развивающие игры направленные на развитие воображения, внимания, креативности с использованием нетрадиционных материалов (песок, нитки, веревки, марблс)....

использование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики дошкольников

Эффективность коррекционно-развивающего процесса в ДОУ зависит от совместной деятельности воспитателя, учителя-дефектолога и родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкол...

Использование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики и подготовки руки дошкольника к письму».

Ученые, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук,...