Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей.
методическая разработка по логопедии

Никишина Юлия Викторовна

В работе логопеда можно использовать су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами, грецкие орехи, колючие валики. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. Эту работу проводим перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Применение Су-Джок терапии

при коррекции речевых нарушений у детей.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»  В.А. Сухомлинский.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия («Су» - кисть, «Джок» - стопа). В основе Су-Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Таким образом, кисть и стопа – своеобразные пульты управления организмом человека. Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина силы и безопасности данной терапии. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно воздействовать и стимулировать речевые зоны коры головного мозга и развивать речевую сферу ребенка.

В коррекционно – логопедической работе приемы Су-Джок терапии я активно использую для развития мелкой моторики пальцев рук, которая непосредственно влияет на речевые центры головного мозга, а также с целью общего укрепления организма.

В работе логопеда можно использовать су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами, грецкие орехи, колючие валики. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. Эту работу проводим перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

 

Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются: 

  • Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
  • Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
  • Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
  • Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).

Таким образом, Су-Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шариками.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. Следовательно, использование Су-Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.

Этапы проведения Су – Джок терапии на логопедических занятиях: 

 I этап. Знакомство детей с су-Джок, правилами его использования.

 II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.

 III этап. Самостоятельное использование шарика су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.

Форма организации работы с су-Джок массажерами может быть разной: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

 

Приемы Су-Джок терапии.

 Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

 Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

 Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

 Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т. д.

 В логопедических целях су – Джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей.

 Все перечисленные приемы мы рекомендуем к использованию педагогам нашего д/сада и родителям для использования в домашних условиях. С этой целью для них были проведены консультации, семинары – практикумы, презентацию.

 

Формы работы с детьми 

  • Пальчиковая гимнастика
  • Автоматизация звуков
  • Совершенствование лексико-грамматических категорий
  • Развитие памяти, внимания
  • Выполнение гимнастики
  • Звуковой анализ слов
  • Совершенствование навыков употребления предлогов
  • Слоговая структура слов

Рассмотрим некоторые формы работы с детьми с использованием элементов суДжок терапии при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука, развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.

 

Развитие фонематического слуха и восприятия 

  • «Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др.
  • звуков, услышав слог или слово с ним»
  • «Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет»
  • «Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других слогов, слов с этим звуком»
  • «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»
  • «Телеграфисты»
  • «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»
  • «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери»
  • «Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу» (см. Приложение)

 

Развитие звукового и слогового анализа слов  

  • Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
  • Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков суДжок.
  • «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай»

 

Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков)

  • «Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук»
  • «Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори»
  • «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»
  • Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием стихотворений пальчиковой гимнастики (см. Приложение)
  • «Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени»
  • Проговаривание различных стишков, насыщенных автоматизируемыми звуками, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами (см. Приложение)

 

Совершенствование лексико-грамматических категорий (словоизменение; словообразование; отработка предложно-падежных конструкций; работа над словарем)

  • Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов (см. Приложение)
  • “Шарик кати - слово говори”.
  • Игры с перекатыванием массажёра друг другу:
  • Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Чей? Чья? Чьи?», «Кто в каком домике живет?» и т.п. 

 

Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания.  

  • Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания (см.

Приложение)

  • «Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай»
  • «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу»

 

Упражнения для развития общей и мелкой моторики 

  • комплекс “Разминка”
  • сказка «Ёжик» (см. Приложение)
  • прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации
  • Использование массажеров при выполнении гимнастики вовремя физ. пауз.

(Выполнение различных упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого, «Запрещенное движение», «Делай, как я»)

  • Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом (см. Приложение) • Массаж пальцев эластичным кольцом. (см. Приложение)
  • Использование шариков при выполнении гимнастики (см. Приложение) Это лишь некоторые примеры использования су – Джок терапии в работе логопеда. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

В результате использования су-Джок терапии:

  • осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
  • стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
  • развивается координация движений и мелкая моторика;

•развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Мастер класс.Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Данную презентацию можно использовать на родительских собраниях, различных образовательных мероприятий для педагогов....

«Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»

На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию...

«Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей"

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании ок...

Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей

Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей...

Консультация для родителей «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»

    В настоящее время наибольшее распространение получила су-джок терапия для детей, направленная на коррекцию речевых нарушений. Данный метод терапевтического воздействия успешно уст...