Консультация для педагогов
консультация по логопедии

Плотникова Анастасия Геннадиевна

Развитие межполушарных связей у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация по теме:

«Развитие межполушарных связей у дошкольников»

В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей.

Что же такое эти загадочные межполушарные связи и зачем они нужны!?

Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а идеальный вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга.

Левое полушарие мыслит логически, правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Современные исследования физиологов и педагогов доказывают, что дисгармоничная работа полушарий мозга одна из причин трудностей в обучении детей дошкольного возраста.

Это связано с тем, что не происходит полноценного обмена информацией между левым и правым полушарием. Каждое полушарие воспринимает и анализирует полученную информацию по-своему, тем самым, обеспечивается полноценный анализ и синтез полученной информации. Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется.

Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

У ребенка, развитие головного мозга начинается еще во внутриутробный период и активно продолжается формироваться после рождения. При рождении ребенка запускаются механизмы, которые активизируют стволовые структуры мозга и запускают работу межполушарных связей.

Этот период от рождения и до 2-3 лет очень важен для формирования взаимодействий рук и ног, а также согласованных движений и конвергенции глаз (сведение в одну точку). Нарушения межполушарного взаимодействия могут быть вызваны причинами как органического, так и функционального характера. Органические повреждения зон головного мозга (болезни матери, прием антибиотиков, серьезные стрессовые ситуации во время беременности, родовые травмы, анестезия во время родовой деятельности, патология мозолистого тела и т.д.).

Функциональные причины могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами, которые тормозят формирование психических процессов (ЗРР, ТНР, неврозы, педагогическая запущенность, переучивание леворукого ребенка на правую руку и т.д.). С каждым годом увеличивается количество детей с ТНР. Самым распространенным речевым нарушением является общее недоразвитие речи (ОНР). В связи с этим, увеличивается число детей, у которых отмечаются сложности в познавательной и учебной деятельности. Подобные данные заставляют серьезно задуматься об этой проблеме и приложить все усилия, чтобы в полной мере провести работу по формированию межполушарных связей у детей дошкольного возраста. Ведь по данным исследователей, именно в этом возрасте отмечается период активного развития мозговых структур.

Для развития межполушарного взаимодействия у детей используют разные методики и подходы. Специалисты часто прибегают к кинезиологическим упражнениям, помогающим укрепить физическое и психическое здоровье, наладить нормальную координацию, развить речь и пространственные представления/ориентировку, снизить утомляемость и повысить эмоционально-волевую устойчивость.

- Кинезиологические упражнения для межполушарного взаимодействия – это комплекс движений, помогающих активизировать синергию двух полушарий и обмен информацией между ними.

Кулак – ребро – ладонь

Одно из самых часто используемых упражнений для диагностики детей старшего дошкольного возраста. Если ребенок не может его выполнить после демонстрации взрослым, значит, проблемы есть.

Колечко

Последовательно соединяем все пальцы с большим. Так доходим до мизинца и идем обратно. Сначала упражнение выполняется правой рукой, потом левой, после работают обе руки вместе.

Яблоко и червячок

Еще одно упражнение для развития межполушарного взаимодействия у детей. Левая рука показывает знак «класс», правая сжата в кулак. В правой «червячок» спрятался в яблоко, в левой – вылез. Взрослый хлопает, и ребенок должен поменять положение рук. Повторяем 5-10 раз.

- Перекрестные упражнения для развития межполушарных связей у детей

Работа телом, т.е. подключение крупной моторики, тоже влияет на синергичную работу полушарий, что очень положительно в свою очередь сказывается на координации, графо-моторных навыках и речи.

Перекрестные шаги

Смысл заключается в том, что ребенок попеременно соединяет правый локоть с левым коленом, а левый локоть – с правым коленом. Выполняются движения ритмично, попеременно. Можно под хлопки или счет взрослого.

- Упражнения на листе для развития межполушарных связей

Когда синхронно задействованы обе руки, полушария вынуждены работать вместе. В этом помогут симметричные зеркальные рисунки или зеркальное рисование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....