Как научить ребёнка читать?
консультация по логопедии

Татьяна Михайловна

В данном материале даются рекомендации, как научить ребёнка читать, даутся упражнения по звуковому анализу слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebyonka_chitat.ppsx2.87 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Российская Федерация Ханты-Мансийский автономный округ–Югра (Тюменская область) муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Черепашка» Как научить ребёнка читать? Подготовила: учитель-логопед МАДОУ ДС №9 «Черепашка» Бадалян Т.М.

Слайд 2

Обучение ребёнка грамоте – очень важный этап в его развитии. От того, как ребёнок овладеет чтением, во многом зависит успешность обучения в школе. Можно ли учить чтению дошкольников? Известный российский психолог Р.С.Немов утверждает, что обучение грамоте не только можно, но и необходимо перенести из младшего школьного возраста в дошкольный. Чтению и письму можно научить детей в дошкольном возрасте, сделав усваиваемое нужным и интересным для ребёнка, тесно связав обучение грамоте с его актуальными потребностями, и прежде всего с игрой !

Слайд 3

Это нужно знать! Обучение ребёнка грамоте – дело непростое, требующее терпения, времени, а также некоторых специальных знаний . Одна из важнейших задач при обучении грамоте – это овладение навыками анализа и синтеза слов. Без умения соединять звуки в слоги и слова, выделять звуки из слова, определять их место и количество в слове ребёнок не научится хорошо читать и грамотно писать. Прежде чем обучать ребёнка, необходимо самим вспомнить некоторые правила русского языка ! При обучении главное ПРАВИЛО: НЕ НАВРЕДИ !!! Помните: ПЕРЕУЧИВАТЬ всегда намного труднее, чем НАУЧИТЬ. Поэтому Ваше обучение ребёнка должно быть ГРАМОТНЫМ!

Слайд 4

«Для тех, кто подзабыл теорию русского языка » Это должен знать каждый!

Слайд 5

Внимание! Приступая к работе, познакомьтесь с обозначениями, принятыми при обучении детей грамоте и запомните следующее:

Слайд 6

Звуки и буквы. В русском языке 10 гласных букв ( а о у э ы и я е ё ю ), 21 согласная буква ( б в г д ж з й к л м н п р с т ф х ц ч ш щ ) и ещё 2 особенные буквы – это ь и ъ . БУКВЫ :

Слайд 7

Разобраться со звуками поможет схема ЗВУКИ РЕЧИ: Гласные: Согласные: 6 [а] [о] [у] [и] [э] [ ы ] … Их так много, что все они не помещаются в этом прямоугольнике.

Слайд 8

Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие . Например: в слове трон [ н ] – твёрдый согласный ● а в слове тронь [ н ’ ] – мягкий согласный ● Примечание: мягкость согласного звука обозначается значком: ’ Запомните: звуки [ ш ] [ж] [ ц ] – всегда твёрдые ● звуки [ й ] [ч] [ щ ] – всегда мягкие ● все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими: [ п ] – [ п ’ ], [ б] – [ б ’ ], [ ф ] – [ ф ’ ], [ в] – [ в ’ ], [ р ] – [ р ’ ]…

Слайд 9

Внимание! Сейчас мы различаем согласные звуки по принципу их твёрдости / мягкости , оставляя пока за рамками различение этих звуков по принципу звонкости/ глухости .

Слайд 10

Гласные я е ё ю могут обозначать один звук ● я – [а] е – [э] ё – [о] ю – [у] после согласных и два звука ● ● : я – [ йа ] е– [ йэ ] ё– [ йо ] ю – [ йу ] - в начале слова: я блоко, е ль, ё жик, ю ла - после гласной: мо я , по е л, по ё т, по ю т после ь и ъ : объ я вление, съ е л, пь ё т, ль ю

Слайд 11

Запомните: звуки речи мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем! Буквы (как пишем): Звуки (как слышим): Схема (как обозначаем): белка [б’ э л к а] ● ● ●● ● баян [б а й а н] ● ● ● ● ● съел [с й э л] ● ● ● ● пью [п’ й у] ●● ● бант [б а н т] ● ● ●● пёс [п’ о с] ● ● ● день [д’ э н’] ● ● ● лес [л’ э с] ● ● ●

Слайд 12

Помните! Буквы Ее, Ёё, Юю , Яя в начале слова и в положении после гласной обозначают сложные йотированные звуки. Работая с детьми-дошкольниками не следует предлагать для звукового анализа слова, содержащие эти звуки; навыком анализа таких слов дети овладевают в школе. Обучая малышей берите для звукового анализа простые слова, написание которых не расходится с произношением ! Научившись анализировать простые слова (типа: мак, мама, стол, волк …), ребёнок в дальнейшем сможет применить полученные знания и для более сложных слов.

Слайд 13

Советы, которые помогут Вам в работе с детьми : Избегайте самых распространённых ошибок, допускаемых взрослыми при обучении детей чтению! Во-первых , помните, что в основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК . Прежде чем показывать ребёнку новую букву, например М , следует научить его слышать звук [ м ] в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – то есть так, как звучит ЗВУК . Возьмём, к примеру, звук [ м ]. Мы произносим его отрывисто: М ! Ни в коем случае не ЭМ ! Говоря ЭМ , мы произносим два звука – [э] и [м] . Данное обстоятельство только дезориентирует детей. И ещё, уважаемые взрослые: не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребёнка читать. Ещё раз запомните : согласные буквы называйте не так, как Вы привыкли называть (« бэ », «эр», «ша» и т.д.), а только звуками, которые эти буквы обозначают: [б]/ [ б ’], [ р ]/ [ р ’], [ ш ]; так ребёнок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги.

Слайд 14

Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, то есть, ребёнок сначала называет буквы слога: М ! А ! – и только после этого читает сам слог: МА . Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА (одновременно ребёнок переводит указку с буквы на букву). Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога! Следите за тем, чтобы ребёнок читал слоги слитно, а не по звукам (буквам). Пусть он тянет первый звук, плавно соединяя его со вторым.

Слайд 15

Тренировочные упражнения! Называя звуки в словах помните, что - гласные звуки произносятся длительно, нараспев, так как воздушная струя не встречает преграды на своём пути, а - согласные звуки произносятся чётко и отрывисто, поскольку воздушная струя встречает препятствие в ротовой полости - зубы: [с] [ з ] [ ц ]… губы: [ п ] [б] [м] … язык: [ ш ] [г] [ р ]…

Слайд 16

Закрепляем знания о звуках речи: Гласные: Согласные:

Слайд 17

Называем звуки в слове: [м] [к] [а] м а к

Слайд 18

Называем звуки в слове: [л] [а] [к] л а к

Слайд 19

Называем звуки в слове: [л] [у] [к] л у к

Слайд 20

Называем звуки в слове: [ж] [у] [к] ж у к

Слайд 21

Называем звуки в слове: [с] [о] [м] с о м

Слайд 22

Называем звуки в слове: [д] [о] [м] д о м

Слайд 23

Называем звуки в слове: [д] [ы] [м] д ы м

Слайд 24

Называем звуки в слове: [к] [о] [т] к о т

Слайд 25

Называем звуки в слове: [к ’ ] [и] [т] к и т

Слайд 26

Называем звуки в слове: [ш] [ф] [к] ш к а ф [а]

Слайд 27

Называем звуки в слове: [в] [к] [о] в о л к [л]

Слайд 28

Называем звуки в слове: [б ’ ] [т] [и] б и н т [н]

Слайд 29

Называем звуки в слове: [с] [л] [т] с т у л [у]

Слайд 30

Называем звуки в слове: [м] [а] [а] м а м а [м]

Слайд 31

Называем звуки в слове: [п] [к] [а] п а у к [у]

Слайд 32

Называем звуки в слове: [л ’ ] [а] [и] л и с а [с]

Слайд 33

Называем звуки в слове: [у] [и] [т] у т к и [к ’ ]

Слайд 34

Молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребёнку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребёнка владеть собой?

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя....

Консультации для родителей(что делать если ребёнок ворует,если ребенок не слушается,«Воспитание дружеских отношений в игре»,Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?)

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного ча...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (как помочь ребёнку быть вежливым?как научить ребёнка не перебивать взрослых?)

Вежливость ничего не стоит, но приносит много.М. Монтегю«Вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. Яркую характеристику реб...

Как помочь ребёнку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребёнка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить своё душевное состояние к себе, будет легче окружающим, и себе с...

Консультация для родителей "«Научись сам и научи ребёнка» Правила поведения пешехода на дороге.

Консультация для родителей "«Научись сам и научи ребёнка» Правила поведения пешехода на дороге....

Косультация для родителей дошкольников «Как научить ребёнка запоминать стихи?» Как с ребёнком учить стихи? Простые методики

Консультация для родителей дошкольников «Как научить ребёнка запоминать стихи?»Как с ребёнком учить стихи? Простые методикиУчить стихи с детьми просто необходимо. И не только потому, что э...