ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ с мячом, направленные на развитие фонематических процессов.
материал по логопедии (подготовительная группа)

Ерёмина Марина Петровна

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ с мячом,

направленные на развитие фонематических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_myachom.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поиграем в мяч


Мяч, наверное, одна из самых древних игрушек, известных человечеству. Их делали из шкур, набивали травой или тряпьем. Сейчас в продаже можно найти мячи самой разной текстуры и изготовленные из разных материалов.

Часто логопеды применяют в своей практике такой, казалось бы, незамысловатый логопедический метод, как игра с мячом. И вот почему: в мяч играть просто; это развивает координацию и внимание ребенка; мяч может стать прекрасным инструментом для логопедической коррекции, ведь он отвлекает внимание ребенка от его речевых дефектов, дает возможность

двигаться во время занятий, развивает точность, силу движений, и общую
моторику.

Обычно логопед действует следующим образом: бросает мяч кому-то из детей и просит назвать определенное слово. При этом дети активизируют внимание (ведь мяч могут бросить любому из них) что тоже положительно сказывается на ребенке. Но можно проводить такие игры и с каждым ребенком отдельно и не только в саду, но и дома.

Вот как это делается:

Игра на запоминание гласных звуков и развитие длительного речевого выдоха:

Взрослый говорит: «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой». Детки говорят гласный звук, например звук А, и подбрасывают мяч вверх.

Игра на звуковые цепочки:

Взрослый говорит: «Мяч передавай, слово называй». Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч следующему.

Игра на слова, которые начинаются с определенной буквы:

Взрослый говорит: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А – и только с этой». Дети перебрасывают друг другу мяч и называют слова на заданную букву.

Игра на разбивание слова на слоги:

Взрослый говорит: «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги. Мяч поймай – слово составляй». Взрослый называет слово и бросает мяч, а каждый ребенок, ловит мяч и называет по одному слогу, из которых состоит заданное слово.

Много игр можно придумать для развития словарного запаса детей по какой-то определенной теме, например, животные:

Взрослый говорит: «Мяч бросай и животных называй». Или более сложный вариант, называть не только животное, а где оно живет, что ест, как передвигается, как «разговаривает».

Еще можно бросать мяч и называть предмет, а ребенок должен поймать мяч, и назвать, из чего этот предмет сделан. В общем, вариантов тут масса.

К сожалению, сейчас родители уделяют мало внимания играм с мячом и при опросах, часто называют только одну игру – футбол. А вы, сколько помните игр, в которых используется мяч?

 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ с мячом,

направленные на развитие фонематических процессов

 

МЯЧИК МЫ ЛАДОШКОЙ «СТУК», ПОВТОРЯЕМ ДРУЖНО ЗВУК

В з р о с л ы й: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук.

                                       А – У – О – У – А – А – О – У     

 

ГЛАСНЫЙ ЗВУК УСЛЫШАТ УШКИ, МЯЧ ВЗЛЕТАЕТ НАД МАКУШКОЙ

В з р о с л ы й: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э».

                                    А – Э – У – Ы – Э – А – У – О – А – Э – Ы – Э      

 

МЯЧ ЛОВИ И МЯЧ БРОСАЙ, СКОЛЬКО ЗВУКОВ – НАЗЫВАЙ

Взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.                       

Последовательность: слова, состоящие из 3-х звуков: МАК, СОН, КИТ.                              

                                    Слова, состоящие из 4-х звуков с открытыми слогами: РАМА, МАМА.          

                                    Слова, состоящие из 4-х звуков со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

 

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО

Взрослый медленно и четко произносит ряд из четырех слов. Ребенок называет слово, которое отличается от остальных.

В з р о с л ы й:                                                                         Р е б е н о к:

канава-канава-какао-канава                                                   какао                                             

минута-монета-минута-минута                                                   монета

утенок-утенок-утенок-котенок                                                  котенок

калина-малина-малина-малина                                                 калина

колено-колено-колено-полено                                                 полено

Полина-Галина-Полина-Полина                                                Галина

панама-панама-помада-панама                                                 помада

 

ДОГОВОРИ СЛОВО

Вариант 1

Взрослый произносит начало слова, ребенок заканчивает его звуком М, затем называет слово полностью.

                      В з р о с л ы й:                                               Р е б е н о к:

                             до                                                                 дом

                             да                                                                 дам

                             ды                                                     М        дым

                             ко                                                                 ком

                             га                                                                 гам

                             та                                                                 там

Вариант 2

Ребенок произносит первый звук М, взрослый договаривает слово. Затем ребенок называет слово полностью.

Р е б е н о к:                         В з р о с л ы й:                           Р е б е н о к:

                                                       ак                                              мак

                                                       ай                                              май

         М                                            оль                                           моль

                                                        ох                                             мох

                                                        ыть                                           мыть

(Лексическое значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить.)

 

               КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?        

Ребенок, бросая мяч взрослому, произносит первый слов. Взрослый, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребенка назвать слово полностью.

 

Р е б е н о к:                         В з р о с л ы й:                           Р е б е н о к:

                                                     мень                                         камень

                                                     мин                                           камин

      КА                                           ток                                           каток

                                                      бан                                          кабан

                                                      нат                                          канат

                                                      фель                                      кафель

 

 

                                                      кет                                          букет

       БУ                                          тон                                           бутон

                                                      фет                                          буфет

                                                      бен                                          бубен

 

 

                                                     лет                                            балет

       БА                                          тон                                            батон

                                                      нан                                           банан

 

 

       БИ                                          лет                                             билет

                                                      вень                                           бивень

 

 

        ЛИ                                         вень                                            ливень

                                                      мон                                              лимон

 

                    ДОБАВЬ ЗВУК            

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит слово без последнего звука. Ребенок, возвращая мяч, добавляет последний звук, затем называет слово полностью.

 

В з р о с л ы й:         Р е б е н о к:                            В з р о с л ы й:     Р е б е н о к: 

      като                          каток                                       бубе                 бубен

      комо                         комок                                       лимо                 лимон

      вени                         веник                                       буто                  бутон

      доми                         домик                                       бана                 банан

      пау                           паук                                          дива                 диван

      тюби                        тюбик                                        ваго                 вагон

      гама                 К      гамак                                         бегу          Н    бегун

      куби                         кубик                                         вои                   воин

      мото                          моток                                        фили                филин

      таба                          табак                                         Ива                   Иван

      фини                         финик                                       каба                  кабан

       хомя                         хомяк                                        бато                  батон

       вали                         валик                                        пито                  питон

       ливе                         ливень                                      мебе                 мебель

 

 

       каме                         камень                                     педа                  педаль

       ого                            огонь                                        меда                 медаль

       тюле               НЬ     тюлень                                     топо          ЛЬ   тополь

       оле                           олень                                        пуде                 пудель

       оку                           окунь                                         уго                    уголь

                                                                                           кафе                 кафель

(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на несколько занятий.)

 

 

ОПРЕДЕЛИ ПЕРВЫЙ ЗВУК В НАЗВАНИИ КАЖДОЙ КАРТИНКИ. СОСТАВЬ СЛОВО ИЗ ЭТИХ ЗВУКОВ

10. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А -- Э -- У --Ы -- Э -- А -- У -- О -- А -- Э -- Ы--Э

11. Игра «Разноцветные мячики» Красный -- гласный. Синий -- нет. Что за звук? Мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Ход игры.

Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный -- если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

12. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова -- это начальный звук. Например: весна -- автобус -- слон -- нос -- сова...

13. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов -- сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: -- Как тебя зовут? -- Ира (Иван). -- А фамилия? -- Иванова. -- Откуда ты приехала? -- Из Иркутска. -- Что там растет? -- Инжир. -- Какие птицы там водятся? -- Иволги. -- Какой подарок ты повезешь родным? -- Ириски и игрушки.

14. Игра «Слог да слог -- и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Логопед говорит детям: -- Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са -- хар, са -- ни. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок

15. Игра «Мяч поймай -- слово составляй» Мы поймали три мяча -- Слово скажем мы сейчас.

Цель: составление трехзвуковых слов. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.

Ход игры. Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М -- А -- К Д -- О -- М К -- О -- Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают его.

16. Игра «Встречу слово на дороге -- разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

__________________

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр и упражнений с элементами ТРИЗ в развитии фонематических процессов у дошкольников

Использование игр и упражнений с элементами ТРИЗ в развитии фонематических процессов у дошкольников...

Консультация для родителей «Игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия детей с ОВЗ»

В данном материале даётся ознакомительная информациядля родителей  об особенностях фонематического восприятия и слуха детей дошкольного возраста. Определяются понятия "фонема", "фо...

Комплекс игровых упражнений с мячом, направленный на развитие пространственной ориентации у детей дошкольного возраста

Данный комплекс упражнений с мячом является одним из наиболее эффективных методов развития пространственной ориентации у детей старшего дошкольного возраста....

Играем со звуками. Сборник дидактических игр и упражнений,направленных на развитие фонематических процессов речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактические игры и упражнения, представленные в данном сборнике, направлены на развитие слухового внимания и восприятия, фонематического и ритмического слуха, звуко-слоговой структуры речи детей сре...

Комплекс игровых упражнений с мячом, направленный на развитие пространственной ориентации у детей дошкольного возраста

- «Вратарь». Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. - «Точно...