Играем со звуками. Сборник дидактических игр и упражнений,направленных на развитие фонематических процессов речи детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка

Рединова Марина Сергеевна

Дидактические игры и упражнения, представленные в данном сборнике, направлены на развитие слухового внимания и восприятия, фонематического и ритмического слуха, звуко-слоговой структуры речи детей среднего дошкольного возраста.

Сборник может быть полезен как педагогам в организации образовательной деятельности с детьми, так и родителям в условиях домашнего воспитания и развития. С помощью данных игр развитие фонематических процессов речи дошкольников будет происходить непринужденно и увлекательно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik.docx153.88 КБ
Файл prilozhenie_3._metodicheskie_rekomendatsii.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Тулуна

«Детский сад комбинированного вида «Родничок»

Играем со звуками

https://rechblog.ru/wp-content/uploads/2020/01/deti.jpg


Сборник дидактических игр и упражнений,

направленных на развитиефонематических процессов речи

детей среднего дошкольного возраста

Автор-составитель:

Рединова М.С.                                                            

        

2020 год

Рассмотрено на заседании                                       «Утверждаю» _______

педагогического совета                                         Заведующий МБОУ «Детский

Протокол №    ____                                            сад «Родничок» Л.В. Суханова

от «___» ____________2020г.                        Приказ №____

от «___» ___________2020г

Играем со звуками. Сборник дидактических игр и упражнений,направленных на развитие фонематических процессов речи детей среднего дошкольного возраста/автор-сост.: РединоваМ.С. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Детский сад комбинированного вида «Родничок», 2020год.

Дидактические игры и упражнения, представленные в данном сборнике, направленына развитие слухового внимания и восприятия, фонематического и ритмического слуха, звуко-слоговой структуры речи детей среднего дошкольного возраста.

Сборник может быть полезен как педагогам в организации образовательной деятельности с детьми, так и родителям в условиях домашнего воспитания и развития. С помощью данных игр развитие фонематических процессов речи дошкольников будет происходить непринужденно и увлекательно.

Методическое руководство: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Родничок» Овчаркина О.В.

Рецензент: Фирсова Л.В, преподавательпсихолого-педагогических дисциплинвысшей квалификационной категории Филиала ГБПОУ «Братский педагогический колледж».

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………

4

РАЗДЕЛI.ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ,НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ………………………………

1.1. Игра «Угадай, кто идет?

1.2. Игра «Где позвонили?»

1.3.Упражнение«Угадай, кто кричит?»

1.4.Упражнение«Что стоит у светофора?»

1.5. Упражнение«Угадай, на чем играю?»

1.6.УпражнениеУгадай, что делаю?»

1.7.Упражнение «Отгадай, что звучит?»

1.8. Упражнение «Скажи, что ты слышишь?»

1.9.Упражнение «Говорим шепотом».

1.10.Игра «Кто как голос подаёт

1.11.Упражнение«Найди по описанию»

5

РАЗДЕЛ II.ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА………………………………….…………….

2.1.Упражнение «Поймай нужный звук хлопком»

2.2.Упражнение«Кто внимательнее?»

2.3.Игра «Починим испорченный телефон»

2.4.Упражнение«Будь внимателен!»

2.5.Упражнение«Поймай слог»

2.6.Игра «Доскажи словечко»

2.7.Упражнение «Назови лишнее»

2.8.Игра «Помоги Незнайке»

2.9.Упражнение «Очень нужные слова - для тебя и для меня!»

2.10. Упражнение «Какое слово отличается?»

2.11.Игра«Поймай рыбку»

9

РАЗДЕЛIII.ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НАФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА………….

3.1.Упражнение «Назови словоправильно»

3.2.Упражнение«Конец слова за тобой»

3.3.Упражнение «Назови ласково»

3.4.Упражнение «Какой новый слог появился в слове?»

3.5. Упражнение «Один-много»

3.6.Игра «Волшебные очки»

3.7. Игра «Кузовок»

3.8. Упражнение «Скажи по - другому»

3.9. Упражнение  «Услышь звук»

3.10. Упражнение «Добавь конец»

3.11. Упражнение«Назови первый звук в слове»

13

РАЗДЕЛ IV. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОТРАБОТКУ ЧУВСТВА РИТМА……………………………………………

4.1. Упражнение «Дождик кап!»

4.2.Упражнение «Хлопки в ладоши»

4.3. Упражнение«Одуванчики»

4.4. Упражнение «Небо синее»

4.5. Игра «Паровоз»

4.6.Игра «Овощи»

4.7.Игра «Жуки»

4.8.Упражнение «Зима»

4.9.Игра «Ручки»

4.10. Игра «Игровойсамомассаж»

4.11.Игра «Карусели»

16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….

22

Приложение 1. Наглядный материал к играм и упражнениям

Приложение 2. Интерактивные упражнения к сборнику

Приложение 3. Методические рекомендациипо использованию дидактических игр и упражнений, направленныхна развитие фонематических процессов речидетей среднего дошкольного возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практика дошкольного образования показывает, что развитиеречи современных детей в последнее время стало одной из важных проблем, а одним из значимых направлений в работе воспитателя детского сада – развитие компонентов звуковой культуры речи.

Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше взаимодействовать с компьютерами и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Все большее количество детей идет в детский сад со звуковыми нарушениями.

Вместе с тем передкаждым воспитателем стоят важные задачи:путем специально подобранных игр и упражнений попытаться преодолеть у детей речевые трудности, что имеет большое значение не только для развития правильной и чистой речи дошкольников, но и для подготовки их к овладению чтением, письмом. К началу школьного обучения у детей должна быть сформирована внятная, четкая, фонематически и грамматически правильная связная речь.

Особенности развития речи ребенка определяются наследственностью и условиями воспитания и развития. Поэтому именно от взрослых зависит то, с каким багажом речевых умений ребенок пойдет в школу. А систематическая работа над развитием фонематических процессов речи в детском саду поможет ребенку овладеть звуковой стороной речи.

В дошкольном возрасте наиболееэффективным средством развития компонентов звуковой культуры речи является игра. Дидактические игры и упражнения способствуют речевому развитию детей в непринужденной и увлекательной   форме.

По своей направленности представленные в сборнике игры и упражнения предназначены для развития следующих компонентов звуковой культуры речи: слухового вниманияи восприятия, фонематического и ритмического слуха, звуко-слоговой структуры слова. С помощью предложенных игр процесс развития фонематических компонентов речевого развития превратится в интересную и увлекательную игру для ребенка.

Сборник может быть полезен воспитателям детского сада, работающим с детьми среднего дошкольного возраста. Игры можно использовать в ходе непосредственно-образовательной деятельности, например, в ходе занятий   по образовательным областям «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие». Игры могут использоваться и в ходе некоторых режимных моментов: во время утреннего приема детей; на прогулке; перед приемом пищи, пока младший воспитатель накрывает столы к обеду или ужину.

С играми полезно познакомить и родителей воспитанников, заинтересованных в развитии фонематических процессовсвоих детей.

РАЗДЕЛ I. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕСЛУХОВОГО ВНИМАНИЯИ ВОСПРИЯТИЯ

Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слышать и понимать звуки окружающего мира и речь.

Слуховое восприятие - это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости), высоте, тембру, темпу. 

 Для того, чтобы научить ребёнка правильно и чётко говорить, важно, прежде всего, развивать у него слуховое внимание и восприятие.

Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь различать разнообразные звукиокружающего мира посиле (громкости), высоте, тембру, темпу, переключать слуховое внимание с одного звука на другой,

Предлагаем серию игр и упражнений, направленных на развитие слухового внимания и восприятия.

1.1. Игра «Угадай, кто идет?»

Цель:развитие у детей слухового  внимания и восприятия, умение переключать внимание.

Оборудование: бубен, картинка цапли и воробья (приложение 1).

Описание игры: педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли. Потом воспитатель показывает картинку, на которой нарисован воробей, обращает внимание на его короткие лапки и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем воспитатель стучит в бубен, все время, меняя темп, а дети то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.

1.2. Игра «Где позвонили?»

Цель: развитие у детей умение сосредоточивать слуховое внимание, развивать слуховое восприятие.

Оборудование: колокольчик.

Описание игры: дети садятся в кружок. Педагог  выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей колокольчики предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Методические указания: Игру повторяют 5-7 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

1.3. Упражнение «Угадай, кто кричит?»

Цель:развитие у детей умение сосредоточивать слуховое внимание, развитие слухового восприятия.

Оборудование: видеопрезентация с изображением и аудиозаписью звукоподражаний животных:гусь, индюк, слон, лев, пантера, жираф (приложение 2)

Описание упражнения: педагог предлагает детям посмотреть слайды с изображением и звуками разных животных, просит послушать и угадать по голосу, какое животное кричит. Если дети дали правильный ответ, то картинка на видеопрезентации приходит в движение и звучат аплодисменты.

1.4. Упражнение«Что стоит у светофора?»

Цельразвитие у детейслухового внимания и восприятия, закрепление представлений о  видах транспорта.

Оборудование: видеопрезентация с изображением и аудиозаписью звуков разного транспорта: грузовик, трактор, трамвай, мотоцикл, легковая машина, скорая помощь (приложение 2).

Описание упражнения: педагог включает видеопрезентацию с изображением и аудиозаписью звуковразличного транспорта. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора.Если дети дали правильный ответ, то картинка приходит в движение и звучат аплодисменты.

1.5. Упражнение «Угадай, на чем играю?»

Цель:воспитание устойчивости слухового внимания, развитие слухового восприятия.

Оборудование: видеопрезентация с изображением и аудиозаписью звуков музыкальных инструментов:треугольника, металлофона, пианино, трубы, трещотки (приложение 2).

Описание упражнения: педагог, используя видеопрезентацию игры с изображениями и звуками разных музыкальных инструментов, просит детей назвать тот инструмент,который прозвучал. Если дети дали правильный ответ, то картинка приходит в движение и звучат аплодисменты.

Методические указания:следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали.

1.6. Упражнение  «Угадай, что делаю?»

Цель:развитие устойчивости слухового внимания, развитие слухового восприятия.

Оборудование: видеопрезентация саудиозаписью стукадеревянного молоточка по деревянному столу, звона стеклянных стаканов, звукашуршащей бумаги, рвущейся ткани, трение воздушных резиновых шариков, скрежет металла (приложение 2).

Описание упражнения:педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным молоточком по столу, стучит стекляннымистаканами (ударяет их друг о друга), третдруг о другадва шарика, рвет ткань, шуршит бумагой. Дети смотрят, слушают и запоминают звуки. Затем педагог, используя видеопрезентацию игры, с изображениями и различными звуками окружающей действительности, просит детей назвать тот звук, который прозвучал. Если дети дали правильный ответ, то картинка приходит в движение и звучат аплодисменты.

Методические указания: если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.

1.7. Упражнение «Отгадай, что звучит?»

Цель:развитие устойчивости слухового внимания, развитие слухового восприятия.

Оборудование: емкости из различных материалов. Например, можно взять стеклянный стакан, деревянную коробочку, металлическую миску, резиновую игрушку, пластмассовый кубик. Кроме того, для игры понадобятся палочка от игрушечного барабана (можно воспользоваться и обычным карандашом) и платок или шарф, чтобы завязывать глаза.

Описание упражнения:педагог расставляет на столе емкости и объясняет, какой предмет как звучит, ударяя по нему палочкой. Продемонстрировав звучание предметов несколько раз, ведущий выбирает первого игрока. Игроку завязывают глаза (или просто сажают спиной к столу с емкостями), после чего ведущий поочередно ударяет палочкой по «музыкальным инструментам». Задача игрока — определить на слух, какой предмет звучит: деревянный, стеклянный или другой. Если игрок угадал все правильно, то он становится ведущим и выбирает следующего игрока.

1.8. Упражнение«Скажи, что ты слышишь?»

 

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, развитие слухового восприятия.

Оборудование: видеопрезентацияс изображением и аудиозаписьюпения птиц, сигнала машины, смеха детей, шороха листьев, гудка парохода, хруста снега(приложение 2).

Описание упражнения: педагог,используя видеопрезентацию игры, с изображениями и различными звуками окружающей действительности, предлагает детям закрыть глаза, внимательно прослушать и определить, какие звуки они услышали. Если дети дали правильный ответ, то картинка приходит в движение и звучат аплодисменты.

1.9. Упражнение «Говорим шепотом»

Цель: развитие слухового внимания ислухового восприятия.

Оборудование: флажок на каждого ребенка.

Описание упражнения: педагог раздает детям по флажку. Затем произноситшепотом слова: компот, телефон, мороженое, конфета, телевизор, мультик, компьютер и др. Ребенок, первый услышавший слово, поднимает флажок вверх и называет его.

1.10. Игра «Кто как голос подаёт?»

Цель:развитие слухового внимания ислухового восприятия.

Оборудование:картинки

 Описание игры:  педагог читает детям стихотворение

Ветер весеннюю песню донёс

Песню пролаял охотничий пёс,(гав-гав-гав)

Волк эту песню провыл на опушке, (у-у-у)

Дружно проквакали песню лягушки.(ква-ква-ква)

Бык эту песню, как мог, промычал.(му-му-му)

Рысь промурлыкала,(мур-мур-мур)

Сом промычал.(мы-мы-мы)

Филин прогугукал, (гу-гу-гу)

Уж прошипел,(ши-ши-ши)

А соловей эту песню пропел.

Педагог спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая,  картинки с изображениями животных(приложение 1).

За каждый правильный ответ дают картинку, выигрывает тот, кто соберёт больше картинок.

1.11.Упражнение«Найди по описанию»

Цель:развитие слухового внимания ислухового восприятия.

Оборудование:игрушки по содержанию упражнения.

Описание упражнения: педагогпредлагает детям игрушку или предмет,который он опишет словесно.

1. Это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть косточки (собака).

2.Это предмет, висит на стене, прямоугольной формы, издает звук, помогает определять время суток (часы).

3.Это предмет для украшения интерьера, стоит на столе, бывает стеклянная, керамическая, в нее ставят цветы(ваза).

4. Это предмет для открывания, за нее берутся руками,бывает разной формы и величины, обязательно есть на входной двери, на шкафах(ручка)

5. Это предметпохож на палочку, бывает простой и цветной, им можно писать и рисовать(карандаш).

6. Это часть предмета бывает пластиковая, деревянная, обязательно стеклянная,предназначена для проветривания помещения(форточка)

7. Это предмет используется для строительных работ, имеет шляпку с острым концом, его забивают молотком (гвоздь)

РАЗДЕЛ II. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НАРАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Под фонематическим слухом - понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие того или иного звука в слове, их количество и последовательность.

Предлагаем вашему вниманию серию игр, позволяющих в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи и закреплять их правильное произношение в речи.

2.1. Упражнение «Поймай нужный звук хлопком»

Цель:развитие фонематического слуха, определение на слух наличия звука в слове.

Оборудование:картинки с предметами на определенный звук (приложение1).

Описание упражнения: если услышишь звук (k) в слове -  хлопни в ладоши.

Слова: (К)ран, мор(K)овь, шалаш, ботино(K), стул,,руч(К)а, ведро, стол, (К)онфета, диван,цвето(К), часы.

То же с любыми другими звуками:

Ш – кошка, шапка, маска, подушка, игрушка, кофта, шар;

С – собака, краски, лошадь, носки, нос, шоколад, сушка;

Ч- чайка, щенок, чашка, червяк, щетка, чеснок.

2.2. Упражнение «Кто внимательнее?»

Цель:развитие фонематического слуха, уменияопределятьналичие звука в слове.

Оборудование: картинки на звуки «З» (коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза и «С»(санки, насос, ананас, суп, сок, сушка),на «Ш» (шуба, шоколад, шорты, шар, карандаш, шалаш), на «Ж» (жук, мороженое, журнал, желудь, лужа), на «Ч» (чашка, чебурашка, обруч, чайка), на звук «Щ» (щенок, щетка, плащ, щавель) (приложение 1).

Описание упражнения:педагог показывает первый ряд картинок (на звук «З») и называет их. Детивнимательно вслушивается и называет, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Методические указания:не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

2.3. Игра "Починим испорченный телефон"

Цель: развитие слухового внимания, восприятия, фонематического слуха, автоматизация звуков в речи.

Описание игры:игра представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона.

Методические указания:взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения были восстановлены, чтобы дети произносили слово правильно.

2.4.  Упражнение «Будь внимателен!»

Цель: развитие фонематического слуха, переключаемости слухового внимания у детей.

Оборудование: набор картинок:

рак, лак, мак, бак,

сок, сук,

дом, ком, лом, сом,

коза, коса,

лужа, лыжа

(приложение 1).

Описание упражнения: педагог называет и раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже.

Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик - по вашей инструкции).

2.5. Упражнение «Поймай слог»

Цель:развитие фонематического слуха, переключаемости внимания.

Описание упражнения:детям предлагаетсяпойматьслог ЧУ, хлопнув в ладоши. Педагог произносит ряд слогов, стараясь запутать воспитанника: ЧА,ШУ,ЧО,ША,ЩА, ЧУ, ЩУ,ЧЕ,ШО,ЧУ, ШЕ,ЩО.  Ребенок должен ловить только слог ЧУ.

2.6. Игра «Доскажи словечко»

Цель:развитие фонематического слуха,автоматизация звуков в речи.

Описание игры:детям предлагается продолжить рифмованные строки.

Автоматизация звука [с]

В начале слова

В середине слова

                В конце слова

Отнесли домой мы лейки

И уселись на… (скамейки)

Для птенцов и для зверят

Тоже нужен детский…(сад)

Динь-дон. Динь-дон.

В переулке ходит…(слон)

Десять дней Айболит

Не ест, не пьёт и не…(спит)

Надевай скорей на ножки

Свои новые…(сапожки)

Долго в парке мы гуляли

Мы там листья…(собирали)

Как на тоненький ледок

Выпал беленький … (снежок)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг – вспорхнули яблоки. Ведь это… (снегири)

Угадайте, что за птица,

Света яркого бои

Клюв крючком, глаза пятачком

Ушастая голова

Это … (сова)

Помогать я маме буду

Сама вымою…(посуду)

На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это?  (эскимо)

Где весною было пусто

Летом выросла … (капуста)

Самый резвый, самый тонкий,

Есть цветок с названьем нежным.

Как привет капели звонкой называется … (подснежник)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка

Пушистый хвост – краса

Это всё … (лиса)

В кислый сок, в кислый сок

сыплю сахарный … (песок)

У Антона старший брат,

Он всегда помочь всем рад.

Кошек с дерева сниматель,

Лёва - будущий ... (спасатель)

Саня так в лесу замёрз –

Чуть не отморозил… (нос)

Мы варенья как-то раз

Наварили целый… (таз)

Часовщик прищурив глаз,

Чинит часики для …(нас)

Ходит рыжий, пьёт из лужи,

Не боится лютой стужи.

Хвост лохматый, черный нос.

Кто же это? Рыжий … (пёс)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны

Так приятен он на вкус

И зовут его …(арбуз)

Чтобы в цель попасть хоть раз,

Нужен острый, меткий … (глаз)

Голову в песок зарыл,

Хвост пушистый распустил.

Я догнать его пытаюсь,

Но быстрее ветра ... (страус)

Автоматизация звука [з]

В начале слова

В начале слова

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это? … (зайка).

Ходит по лесу хорек,

Хищный, маленький …(зверек).

Где обедал, воробей?

В зоопарке у … (зверей).

Зайка громко барабанит,

Он серьезным делом … (занят).

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю … (зарядку).

На дыру в штанах, ребята,

Ставит мама вам … (заплатку).

Зеленая береза стоит в лесу.

Зоя у березы поймала … (стрекозу).

Каждый тут в лесу талант –

И певец, и … (музыкант).

Заглянула в дверь коза,

Очень грустные … (глаза).

Автоматизация звука [ц]

В начале слова

В середине слова

В конце слова

Вазу мы наполним сами

Разноцветными … (цветами)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля

Узнаёте? Это … (цапля)

Возле курицы ребёнок Пухлый, желтенький … (цыплёнок)

Чтоб добыть себе медок,

Села пчелка на… (цветок)

Воспитатель ходит в школу

Вместе с мальчиком веселым.

Ян жонглирует мячом,

Значит, будет ... (циркачем)

По ночам сове не спится,

Ведь сова ночная …(птица)

Хотя погода хмурится,

Мы все пойдём на…(улицу)

Вон по бульвару гуляет Тигрица – Ляля ни капли её не … (боится)

Не хотел котенок мыться

Убежал он из …(корытца)

Не спеши тушить пожар,

В джунглях не огонь мелькал,

Полосатая девица

Здесь охотится ...(тигрица)

У Аленушки сестренка

Петь умеет очень звонко.

Подпевают Насте птицы,

Значит, вырастет ... (певица)

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Что бы сам я бегать мог.

Я б такой исполнил танец,

Да нельзя, я - школьный … (ранец)

Хитрый след плести стараясь,

По сугробам прыгал … (заяц)

Пел с душою, молодец!

Будешь знатный ты…(певец)

Рос на грядке …(огурец)

Жил на дереве … (скворец)

Тот скворец большой…(мудрец)

Захотел съесть …(огурец)

Прилетела в гости …(птица)

- Мне нельзя тут … (поживиться)?

Склевали вместе …(огурец)

И стихам нашим …(конец)

Автоматизация звука [ж]и [ш]

В начале слова

В начале слова

В начале слова

В руках у детворы

Горят, переливаются

Воздушные … (шары).

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему … (штанишки).

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась …(шишка).

Уберем скорее чашки

И сыграем с другом в … (шашки).

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на … (машине).

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по … (животикам).

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало … (жарко).

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе … (живот).

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын … (жираф).

На большой дубовый сук

Опустился майский … (жук).

Собираем мы в лукошко

Очень крупную … (картошку).

Просит дедушка Федюшку:

-Собери еще … (петрушку).

-Ты скажи, барашек наш,

сколько шерсти ты нам дашь?

-Не стриги меня пока,

дам я шерсти три … (мешка).

В подполье, в каморке.

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? … (мышка).

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это? … (петушок).

Летом в болоте вы ее найдете,

Зеленая квакушка. Кто это? … (лягушка).

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула … (зайчишку).

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети … (книжки).

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по … (дорожке).

Лейся, дождь веселый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по … (лужам).

Два березовых коня

По снегам несут меня,

Кони эти рыжи, а зовут их … (лыжи).

Что ты, Петя,

Не встаешь?

Что ты песен

Не … (поешь).

-Голосок твой так хорош –

очень сладко ты … (поешь).

Он в иголках острых сплошь,

Потому что это … (еж).

Автоматизация звука [ч]

В начале слова

В начале слова

В начале слова

Поскорее наливай

Мне в стакан горячий … (чай).

Не придется старику

В тишине попить … (чайку).

Мы по узенькой дощечке

Побежим купаться в … (речке).

На кусте сидит галчонок,

Под кустом сидит … (зайчонок).

Мед в лесу медведь нашел.

Мало меду, много … (пчел).

Вот зеленый толстячок,

Круглый, гладкий … (кабачок).

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и … (девочки).

Здесь хорошее местечко,

Протекает мимо … (речка).

Водичка, водичка,

Умой мое … (личико).

Тише, Танечка, не плачь!

Не утонет в речке … (мяч).

Автоматизация звука [ч]

В начале слова

В начале слова

У меня пропал носок,

Утащил его … (щенок).

Затаилась и без звука

Ждет добычу злая … (щука).

Капризные сандалии

Однажды мне сказали:

-Боимся мы щекотки

сапожной строгой … (щетки).

Как у нашей дочки

Розовые … (щечки).

И сейчас же щетки, щетки

Затрещали, как …(трещотки).

А в болоте Медведица рыщет,

Медвежат под корягами … (ищет).

Приходите, тараканы,

Я вас чаем … (угощу).

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку … (поищи).

Автоматизация и различение звуков [ш] и [с]

[ш]

[с]

На носу, щеках Танюшки

По весне цветут … (веснушки)

Чтоб «дышали» летом ножки,

Надевайте … (босоножки)

Днём дождливым вместо солнышка

Светит шапочка … (подсолнушка)

Поезд длинный голосист,

Дал сигнал нам … (машинист)

Молоко прокисло ваше –

Получилась … (простокваша)

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты … (спишь)?

2.7. Упражнение«Назови лишнее»

Цель:развитие фонематического слуха.

Описание упражнения:педагог произносит слоговые цепочки: «га – га – га – ха – га, ша – ша – ша – жа – ша, су-су-зу-су, чи-чи-щи-чи, шо-шо-шо-со-шо».Дети должны топнуть, когда услышат «лишний» слог (который звучит по-другому).

2.8. Игра «Помоги Незнайке»

Цель:совершенствование  фонематического слуха.

Оборудование: игрушка Незнайки или картинка (приложение 1).

Описание игры: педагог рассказывает детям о том, что Незнайка ездил в деревню и рассказал, что он там увидел. Послушайте внимательно и исправьте ошибки Незнайки.

Примеры предложений:

Коса побежала в огород.

Колова пасётся на лужайке.

Кочка лакает молочко.

Собаха сидит в конуре.

Во дворе ходят ютки.

На заборе сидит пятух

В луже лежит синья.

Во дворе стоит камейка.

2.9. Упражнение «Очень нужные слова- для тебя и для меня!»

Цель: формирование умения называть слова на первый гласный звук, автоматизация звуков в речи.

Описание упражнения: педагог предлагает назвать слова на гласный звук.

А- арбуз, автобус, автомобиль.

О- ослик, окно, обруч...

И-индюк, икра, изюм

У- улица,ухо, улитка...

Я- якорь, яблоко, як…

Е-ель, енот, ежевика…

2.10. Упражнение «Какое слово отличается? »

Цель:совершенствование фонематического слуха.

Описание  упражнения: из четырёх слов, произнесённых взрослым, дети должны выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.

Ком-ком-кот-ком

Канава-канава-какао-канава

Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок

Будка-буква-будка-будка

Винт-винт-бинт-винт

Минута-монета-минута-минута

Буфет-букет-буфет-буфет

Билет-балет-балет-балет

Дудка-будка-будка-будка.


2.11.Игра «Поймай рыбку»

 

Цель: нахождение звуков в названиях предметов по картинке.

Оборудование: металлические скрепки, контурные картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки:«С», «З», «Ш», «Ж», «Р» в разных позициях (в начале слова, в середине, в конце слова), коробка и удочка с магнитом. Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.

Описание игры: дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в слове (в начале, в середине или конце слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Наборы картинок:

 «С» (собака,коса, компас),

 «З»(заяц,коза,мороз),

«Ш» (шишка,шар карандаш),

«Ж» (жук,лужа,жираф).

«Р»(ракета,икра,якорь) (приложение 1)

РАЗДЕЛ III. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски, либо добавление новых слогов или звуков).

Предлагаем сериюигр,направленных на формирование звуко-слоговой структуры слова.

3.1. Упражнение«Назови слово правильно»

Цель:умение различать правильно звучащие слова.

Оборудование:  картинки: самолет, сушка, собака, шалаш, шуба (приложение 1)

Описание упражнения:педагог показывает картинку и произносит слово неправильношамолет-самолет, шушка-сушка, шабака-собака, салаш-шалаш, суба-шуба,а дети называют слова правильно.

3.2. Упражнение «Конец слова за тобой»

Цель:формирование звуко-слоговой структуры слова, синтезирование слов из слогов.

Оборудование:мяч.
Описание упражнения:педагогначинает слово и бросает мяч, а дети  добавляют  слог.

Шап  - ка       Котен  - окСмороди  - на

Шаш  -  ка         Утен   -  окМали     -    на

Шиш  -  каЯгнен  - окКали      -  на

Малин  -каЦыплен–окТиши    - на

Миш   -  ка         Телен  - окМаши   -    на

3.3. Упражнение «Назови ласково»

Цель:формирование звуко-слоговой структуры слова,развитие и отработка четкости звукопроизношения.

Оборудование: мяч.  
Описание игры:педагог, бросая мяч, называет предмет. Каждый ребёнок, возвращая мяч, называет предмет  «ласково».
Бант – бантик,   бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик, рука-ручка, нос-носик, дом –домик.

3.4.Упражнение «Какой новый слог появился в слове?»

Цель:формирование звуко-слоговой структуры слова,развитие и отработка четкости звукопроизношения.

Описание упражнения:педагог называет пары слов, отличающиеся друг от друга каким-то слогом: ребенок должен определить, какой слог появился или изменился во втором слове.

 рука - ру-баш-ка; корка - кор-зин-ка; розы - мо-розы; мушка - кормушка; ребенок - же-ребенок.

3.5.Упражнение«Один-много»

Цель:формирование звуко-слоговой структуры слова,  образование родительного падежа множественного числа с использованием слова «много».

Оборудование:мяч.

Описание упражнения: педагог, бросая мяч,  называет слово в единственном числе, а дети называют во множественном числе с использованием слова много.

дыня     -   много дынь;

сова     -   много сов;

цыпленок    - много цыплят;

ягода   -много ягод;

гриб-          много грибов;

машина    -   много машин;

мяч   -        много мячей;

телевизор–много телевизоров;

конфета  - много конфет.

3.6. Игра «Волшебные очки»

Цель: формирование звуко-слоговой структуры слова, согласование существительных с прилагательными в единственном числе именительном падеже.

Оборудование: очки с цветными стеклами.

Описание игры:представьте, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. д.).  Посмотрите вокруг в волшебные очки, какого все стало цвета(красный карандаш, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и т.д.).

3.7. Игра «Кузовок»

Цель: формирование звуко-слоговой структуры слова,  образовать уменьшительно-ласкательные наименования; соотноситьдействие с его названием

Описаниеигры: передначаломигрыдетямраздаютсяцветныефишки,илидругиепредметы,которыевдальнейшем могут быть «залогом».

Дети садятся в круг. По считалкевыбирается тот, кто начинает игру. Ребенку  дается в руки корзинка.Он держит ее, а дети в это времяговорят слова:

Вот тебе кузовок,

Клади в него, что на -ок

Обмолвишься — отдашь залог.

Ребенок отвечает: «Я положу в кузовок...» и называет нужное слово (замок,

сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, гребешок и т.д.) Так происходит,

пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладет в корзину залог.

После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка

накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по - одному,

предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под

руководством педагога назначают каждому залогу выкуп — какое-то задание

(назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово наслоги и т.д.)

3.8. Упражнение «Скажи по-другому»

Цель: формирование звуко-слоговой структуры слова, упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

Описание упражнения:педагог говорит ребенку: «У одного мальчика сегодня плохое настроение.

Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами  (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный расстроенный» - этослова-приятели.

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.Какое слово повторилось два раза? (идет).

Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому Мальчик бежит (мчится,

несется).

Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).Даютсяаналогичныезаданиянаследующиесловосочетания:

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолет сел (приземлился).

3.9.   Упражнение «Услышь звук»

 Цель: формирование звуко-слоговой структуры слова.

 Оборудование:картинки, кружочки и треугольники.

 Описание игры:положите на стол кружок, когда услышите звук «м»  положите треугольник, когда услышите звук «р»

комар, рама, дом, малина, мяч, машина,рыба,шарфик, дрова,телевизор, шар, ручка.

3.10   Упражнение«Добавь конец»

Цель:формирование звуко-слоговой структуры слова.

Оборудование:предметные картинки, на которых отсутствует часть изображения (веник, танк, рот, кот, паук, сок, самолет, бегемот).

Описание упражнения:«Я буду показывать и называть картинку не целиком, а выбудете произносить это слово полностью».

тан-

ро-

пау-

ко-

со-

вени-

самоле-

бе-

3.11.  Упражнение «Назови первый звук в слове»

Цель:формирование звуко-слоговой структуры слова.

Оборудование:предметные картинки

Описание упражнения:«Я буду показывать картинку, а вы будете произносить первый звук».

арбуз  

альбом

аист  

иголка

избушка

игрушка

улитка

утка

удочка    

мышь  

мыло

машина

карандаш

калитка

кот

РАЗДЕЛIV. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОТРАБОТКУ ЧУВСТВА РИТМА

Ритм -  чередование каких-либо элементов (звуковых, двигательных и речевых), происходящее с определенной последовательностью, частотой.

Речевой ритм-это ритмическая организация речи; регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, тексто-образующую и экспрессивно-эмоциональную функции. 

Музыкальный ритм - это организация музыки вовремени. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз.

 Двигательный ритм – это временная мера соотношения частей или фаз двигательного действия, повторение отдельных действий или их групп.

Развивая чувство ритма у дошкольников педагоги учат их воспроизводить ритмический рисунок движениями (хлопками, махами, отстукиванием и т.п.), словами (проговаривание слогов, слов, фраз).

Развитие чувства ритма помогает формированию правильной  речи.

Предлагаем серию упражнений, направленных  на отработку чувства ритма.

4.1. Упражнение «Дождик кап!»

Цель:развитие чувства ритма, умения четко произносить текст в соединении с ритмичным движением рук и ног.

Описаниеупражнения:дети выполняют упражнение, сидя на стульях, проговаривая слова и совершая имитационные движения. Проговаривают конец фразы: кар-кар, хлоп-хлоп и т.д.

Птица: кар, кар, кар!                    руками машут

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп!    ритмично хлопают в ладоши

Дождик: кап, кап, кап!                 хлопают ладонями по коленям

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп!            топают попеременно ногами

Дети: ха, ха, ха!                            вытягивают руки вперед ладонями вверх

Мама:ах, ах, ах!                          качают головой

Дождик: кап, кап, кап!                хлопают ладонями по коленям

Туча: бах, бах, бах!  топают ногами.

4.2.Упражнение «Хлопки в ладоши»

Цель: развитие чувства ритма.

Оборудование: картинки с изображением ладошек разной величины (приложение 1)

Описание упражнения: педагог предлагает детям картинки с изображениемладошек. Паша очень любит хлопать в ладоши. Посмотри на картинки и повтори за ним.

(Большая ладошка — громкий хлопок, маленькая — тихий)

4.3. Упражнение «Одуванчики»

Цель: развитие чувства ритма.

Оборудование: картинки с изображением одуванчиков разной величины (приложение 1).

Описание упражнения: педагог предлагает детям картинки с изображением одуванчиков. Одуванчики — весенние цветы. Из них дети плетут венки и собирают букеты. Покажу большой цветок — стукнуть кулачком по столу сильно, маленький — слабо.

4.4.  Упражнение «Небо синее»

Цель: развитие чувства ритма.

Описание упражнения:прохлопать ритмический рисунок песенки, делая столько хлопков, сколько звуков в мелодии.

В не-бепе-се-нкизве-нят,

Все ре-бя-та вверх гля-дят:

Мно-го в не-бепти-чьих стай,

По-то-му что ме-сяц май.

4.5.  Игра «Паровоз»

Цель: развивать чувство ритма, умение согласовывать пение с движением.

Описание игры: дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги слегка  согнуть в коленях.

Педагог  предлагает отправиться в путешествие. При произношении текста потешкидети выполняют ритмичное движение дробного топающего шага с ускорением темпа к концу игры. Темп произносится очень ритмично, четко.

Чух, чух, пыхчу,

Пыхчу, ворчу.

Стоять на месте не хочу!

Колесами стучу, стучу,

Садись скорее,

Прокачу: чух, чух!

4.6. Игра «Овощи»

Цель: развивать чувство ритма, двигательную и слуховую координацию.

Описаниеигры:дети стоят по кругу и выполняют движения по тексту:

Плавно идет капуста     

шагает с носочка.

Важно шагает помидор                        

шагает на всей стопе

Осторожно идет редиска                     

ходят на носочках

Легко бежит горошек                           

легкий бег

Не спеша, вышагивает репка        

ходьба на пятках

Вприскочку спешит морковка            

делает поскоки

Маршируют молодцы-огурцы             

марш по кругу

Модницы морковки

Взяли по обновке                          

стоя на месте, делают повороты.

                      

4.7. Игра «Жуки»

Цель:развивать чувство ритма, умения координировать речь с движением,

постепенно меняя их темп.

Описание игры:педагог предлагает отправиться на лесную полянку и превратится в жучков.

На полянке два жука

Танцевали гопака:

дети танцуют, руки на поясе

Правой ножкой      

топают правой ногой

Левой ножкой топ, топ

топают левой ногой

Ручки вверх, вверх, верх!

встают на носочки, тянутся вверх

Кто поднимет выше всех?

4.8. Упражнение «Зима»

Цель:развивать чувство ритма,умения координировать речь с движением

Описание упражнения: педагог предлагает вспомнить какое время года. Показать ручки и проделать движения под слова.

Зима недаром злится,                   

качают указательным пальцем

Прошла ее пора.

стучат пальчиком по ладошке

Весна в окно стучится

стучат кулачком по ладошке

И гонит со двора                          

машут руками, прогоняют зиму

4.9. Игра «Ручки»

Цель:развивать чувство ритма, умения координировать речь с движением

Описание игры: педагог просит детей показать свои ручки и предлагает поиграть с ними.

Ручки, ручки, просыпайтесь,

Здравствуйте!

потирают ладошку о ладошке

Ласковые ручки наши,

Здравствуйте! 

гладят по два раза ладошкой по правой ручке, потом по левой руке

Пальчики сердитые,

Здравствуйте!  

соединяют растопыренные пальцы и ударяют поочерёдно мизинец с мизинцем

И ладошки, наши крошки,

Здравствуйте! 

ритмично хлопают в ладоши перед собой

Наши ушки, наши щёчки,
Здравствуйте!

потирают ушки, гладят щёчки

Наши локоны и кудри,
Здравствуйте!

гладят себя по голове.

Вы друг другу улыбнитесь,
Здравствуйте!

улыбаются сначала соседу слева, потом  справа

И головкой поклонитесь,
Здравствуйте!

выполняют поклон головой

4.10. Игра «Игровой самомассаж»

Цель: развивать чувство ритма, умения координировать речь с движением

Описание игры: педагог просит показать ладошки и  проделать движения под слова.

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу

захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойтидо ногтевой фаланги

Поздороваюсь с ним сильно, и вытягивать начну.

вытягивают руку

Затем руки я помою, 

моют руки

Пальчик в пальчик я вложу 

складывают пальчик в пальчик

На замочек их закрою и тепло поберегу

делают замок

Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики!

пальцы расцепить и перебирать ими

4.11. Игра «Карусели»

Цель: развивать чувство ритма в движении  и умение сочетать их с произношением слов, реагировать на ускорение и замедление темпа чтения стихов.

Оборудование: ленточки.

Описание игры: педагог предлагает встать в круг  на расстоянии вытянутых рук. По сигналу педагога  дети поднимают ленты, поворачиваются друг за другом, идут по кругу. Сопровождают движения чтением стихов.

При знакомстве с игрой текст произносит взрослый, а при повторении игры – дети. Бег можно продлить, повторив слово «побежали».

Еле-еле, еле-еле   

Завертелись карусели

медленная ходьба

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.                      

ходьба с ускорением

Побежали, побежали 

Побежали, побежали…

бег на носках под ритм слов

Тише, тише, не спешите,                      

движения замедляются и

Карусель остановите,                            

дети останавливаются,

Раз-два,     

поворачиваются лицом к центру,

Раз-два,                                          

кладут ленту на пол.

Вот и кончилась игра.

                           

                                     

Список использованных источников

  1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3 - е. изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 г. – 400 с.

2.     Лопухина И. В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражненийдля развития речи детей. М.: Аквариум, 1995.

3.  Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада / А.И. Максаков, Г. А. Тумакова - 2-е изд., испр. к доп. М.: Просвещение, 2013. - 144 с.

4.       Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред. Власовец Г. А. М.: Детство – Пресс, 2002.

5. http://festival.1september.ru

6. https://superinf.ru/view_article.php?id=248

7. http://logopediya0211.blogspot.com

8. https://pedportal.net/

9. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya- roditeley/

10.https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/09/14/igra-doskazhi-slovechko

 



Предварительный просмотр:

Приложение 3.

Методические рекомендации по использованию

дидактических игр и упражнений,

направленных на развитие фонематических процессов речи

       детей среднего дошкольного возраста

Фонематические процессы представляют собой важное звено в развитии речевой системы.

Их своевременное формирование в дошкольном возрасте – есть необходимое условие для овладения ребёнком как устной, так и письменной речью. Умение слышать каждый отдельный звук в слове и отделять его от рядом стоящего, является ключевой предпосылкой для успешного овладения грамотой.

  Фонематические   процессы речи – это слуховое внимание и восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем.

Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.

Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

Для развития вышеперечисленных фонематических процессов в работе с   детьми среднего дошкольного возраста используются разнообразные дидактические игры и упражнения.

Чтобы не потеряться в их многообразии и результативно использовать в целях развития дошкольников следует следовать следующим рекомендациям:

  1. Все дидактические игры и упражнения необходимо четко дифференцировать по цели использования.
  2. Игры и упражнения можно разделить на следующие группы:

- игры, развивающие умение слышать и различать разнообразные звуки окружающего мира (звуки природы; звуки, издаваемые разными животными, музыкальными инструментами, разными видами транспорта и т.п.);

- игры, развивающие умение слышать и различать звуки человеческой речи, т.е. фонемы;

- игры и упражнения, развивающие умение строить, произносить слова, правильно соединяя звуки в слоги, слоги в слова, ставить ударение;

- игры и упражнения, развивающие чувство ритма, умение говорить четко, выразительно, тихо и громко, быстро и медленно.

3. Лучше дидактические игры и упражнения использовать с небольшой группой детей (8-10 человек). При таком подходе даже в условиях подгрупповой работы можно успешно реализовывать индивидуальный подход, предусмотрев участие в игре каждого ребенка

4. Целенаправленно работая над развитие фонематических процессов дошкольников важно соблюдать требования методики речевого развития. Так, педагог может целое занятие посвятить решению задач формирования звуковой культуры, может уделить этой проблеме только часть занятия.   Также различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по другим образовательным областям (речь идет об интегрированных занятиях). Отдельные разделы работы по звуковой культуре обязательно включаются  в музыкальные занятия, например, работа над формированием чувства ритма.

5. Если в группе несколько детей с нарушениями в развитии фонематических процессов, то педагоги должны вносить соответствующие изменения в обычный режим дня: использовать разные методы и приемы формирования звуковой культуры речи детей, не только во время непосредственно-образовательной деятельности, но и во время режимных моментов.

6. Проводя дополнительную работу по звуковой культуре речи вне занятий, педагог использует специальные игры и упражнения на утренней зарядке, в часы игр, на прогулке, во время утреннего прихода детей и перед уходом их домой. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука, поработать над развитием чувства ритма.  На прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные (с произнесением слов), сюжетно-ролевые, словесные, хоровые, речевые дидактические игры.  Например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот.

7. Работа с родителями по звуковой культуре речи должна осуществляться через традиционные формы работы: индивидуальные и групповые, стендовые консультации.

8. Но учитывая особенности современных родителей, которые мало читают и вечно спешат, рекомендуется организовывать для них мастер-классы. Возможно впервые некоторые из родителей именно на подобном мастер-классе услышат свои речевые ошибки и захотят их исправить. Мастер-классы помогают научить родителей несложным артикуляционным упражнениям, которые следует проводить с ребенком дома в игровой форме, знакомят с видами работ по развитию фонематических процессов. У родителей формируется интерес к проведению развивающей работы с детьми в условиях семейного воспитания.

 

Таким образом, решая задачу формирования звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста очень важно помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Важно убедить родителей в пользе специальных обучающих игр и упражнений и научить их использованию в домашних условиях.

Высокая культура речи самих взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».

Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить  артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...

Проект «Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Проект "Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"  представляет собой взаимодействие участников образовательного процесса с ко...

Сборник дидактических игр и упражнений направленных на формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Закреплять навыки ориентировки в пространстве (вверх, вниз, вправо, влево), развивать произвольно-зрительное восприятие, внимание...

Методическое пособие: «Сборник дидактических игр и упражнений направленных на формирование внимания, логики, мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Данный сборник дидактических игр адресован педагогом ДОУ, родителям и студентам педагогических специальностей (очного и заочного образования специальности «Дошкольное образование» (воспита...

Дополнительная образовательная программа по развитию фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста «Говоруши»

Дополнительная образовательная программа по развитию фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста «Говоруши»...