Семинар-практикум для родителей "Формирование навыка звукового анализа и синтеза слов"
консультация по логопедии

Мутовина Оксана Викторовна

Семинар-практикум для родителей "Формирование навыка звукового анализа и синтеза слов"

Цель:

- Оказать помощь родителям в организации работы над формированием звукового анализа и синтеза у детей.

- Способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа и синтеза слов, приёмах работы в семье.

- Создать условия для привлечения родителей к активному участию в закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений.

- Содействовать формированию адекватной родительской оценки детских возможностей.

- Помочь родителям через «включённое» наблюдение увидеть процесс речевого развития собственного ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить затруднения.

- Заинтересовать родителей в оказании своему ребёнку посильной помощи в проведении специальных игровых упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovoy_analiz.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум логопеда для родителей

«Формирование навыка звукового  анализа и синтеза слов»

«В сотрудничестве, под руководством,

с чьей-то помощью ребёнок всегда

может сделать больше, решить более

трудные задачи, чем самостоятельно».

Л. С. Выготский

Цель: Оказать помощь родителям в организации работы над формированием звукового анализа и синтеза у детей.

Задачи:

- Способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа и синтеза слов, приёмах работы в семье.

- Создать условия для привлечения родителей к активному участию в закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений.

- Содействовать формированию адекватной родительской оценки детских возможностей.

- Помочь родителям через «включённое» наблюдение увидеть процесс речевого развития собственного ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить затруднения.

- Заинтересовать родителей в оказании своему ребёнку посильной помощи в проведении специальных игровых упражнений.

Методы: мультимедийная презентация, вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, игровые.

Оборудование: мультимедийная презентация, буклеты для родителей, карточки с тестом «Проверь себя», флажки красного, синего, зеленого цветов, карточки для определения места звука в слове, игрушки из киндер сюрпризов, карточки для звукового анализа, камешки (красного, синего, зеленого цветов) и др.

Ход мастер-класса:

      1.Организационный момент:

Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада   приветствовать вас на семинаре-практикуме. Нередко бывает, что мы часто встречаемся, даже не знаем друг друга. И это очень мешает общению. Поэтому я предлагаю познакомиться. Для этого мы сыграем в простую, но очень важную  игру. «Будем знакомы»

Приглашаю всех встать в круг. Правило такое:

Имя свое назови,

Соседу руку протяни

И улыбку подари

Уважаемые родители, у нас получился замкнутый круг. Это символизирует то, что нас объединяет одна цель – воспитание детей, помощь, поддержка, понимание детей на всех этапах жизни. А теперь я попрошу вас занять свободные места (родители занимают места)

2. Основная часть:

Вот наши дети стали взрослее еще на один год и совсем скоро они пойдут в первый класс. Как же лучше подготовить детей к овладению грамотой в школе. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношения к школе, учению, и, в конечном счете, его благополучие во взрослой жизни.

      Большинство родителей предполагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он  станет грамотно читать и писать. Однако знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников и младших школьников при обучении грамоте. Причиной этого может быть педагогическая запущенность, отсутствие желания и привычки заниматься, сниженное внимание, трудности в поведении ребёнка. Но, как показывает практика, основной причиной является нарушение фонематического восприятия, несформированность навыков звукового анализа.

       Под звуковым анализом понимают определение порядка звуков в слове, определение характеристики каждого звука в слове.

       Современный метод, которым пользуются учителя начальной школы, воспитатели ДОУ, это звуко-буквенный аналитико-синтетический метод. Это означает, что в процессе овладения чтением и письмом дети знакомятся сначала со звуками, а лишь затем с буквами, которые их обозначают. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь. Данный метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений – на слова, слов – на слоги, слогов на звуки (анализ), и наоборот, объединение звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения.

        Согласно аналитико-синтетическому методу обучения ребёнок сначала осваивает навык анализа речи, а затем навык синтеза речевых единиц. То есть, для того чтобы грамотно писать и читать, ребёнку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова состоят из слогов, слоги из звуков, а звуки в слове расположены в определённой последовательности. Навык чтения формируется у ребёнка после того, как он учиться сливать, объединять звуки в слоги и слова.

    Таким образом, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил чтение и письмо легко и избежал в дальнейшем многих ошибок, его необходимо учить звуковому анализу и синтезу.

      Что такое фонематическое восприятие?

В свою очередь, звуковой анализ и синтез основывается на фонематическом восприятии. Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать фонемы (звуки речи) и определять звуковой состав слова. Нарушенное фонематическое восприятие тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа и синтеза. В настоящее время у большого процента дошкольников наблюдаются фонематические нарушения.  Без специального обучения, без помощи взрослых детям  сложно освоить звуковой анализ и синтез. Задача логопеда и родителей – оказать детям максимальную помощь.

      Знания, которыми должны владеть родители, чтобы избежать ошибок, обучая ребёнка звуковому анализу или чтению.

Часто взрослые, обучая ребёнка звуковому анализу или чтению, допускают ошибки: путают понятия «звук» и «буква», предлагают для анализа или чтения слишком сложные слова и др. Для того, чтобы избежать таких ошибок, родителям необходимо владеть следующими знаниями.

    Для ребёнка, который не умеет читать, слово состоит из звуков (а не из букв).

 Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим, читаем. В русском алфавите 33 буквы, а звуков – 42. В русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами. Звуковой анализ слов часто отличается от написания слов. Слова, которые мы пишем и произносим по разному, не следует выбирать для звукового анализа, чтобы не создавать ребёнку трудностей. При звуковом анализе слово  представляется детям в виде цветной схемы. При составлении звуковых схем слов нужно опираться не на написание слова, а на его звучание и произношение. Например, в слове огурец первый звук /а/, а в слове сад последний звук /т/.

 

Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. 

Обратите внимание на таблицу.

- Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

- Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим  

глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко).

На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком. Посмотрите на таблицу.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Посмотрите на таблицу.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Они живут в синем замке.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Они живут в зеленом замке.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?

Сначала обучаем ребёнка выполнять простые формы звукового анализа. То есть выделять первый, последний звук в слове и звук, стоящий в середине слова. Посмотрите на вагончики. Если звук стоит в начале слова – поместите фишку в первом окошке. Если звук стоит на конце слова – поместите фишку в последнее окошко.  Все остальные звуки находятся в середине слова – поместите фишку в среднем окне вагончика.

Далее обучаем ребёнка выполнять сложные формы звукового анализа, а именно последовательно выделять голосом звуки в слове и давать их характеристику, составлять звуковую схему слова.

Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

Звуковой анализ выполняется следующим образом:

 Сделаем звуковой анализ слова ДОМ:

1. Выделим голосом первый звук:

ддд-ом – первый звук Д – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

2. Выделим голосом второй звук :

д – ооо – м - второй звук О – он гласный – обозначим его красным квадратиком.

3. Выделим голосом третий звук:

до –ммм - третий звук М – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный. Согласные звуки Д и М. Гласный звук О.

Назовем звуки по порядку: Д О М.

 

      Не торопитесь проводить сложные для ребенка игры. Если ребенок испытывает трудности, помогайте ему, объясните еще раз правила игры, дайте образец выполнения задания. Не забывайте хвалить ребенка за старание, даже в том случае, если у него ничего не получилось. Ваша поддержка, ласковое слово ему очень нужны. Очень важно, чтобы интерес к играм со звуками, словом не пропал у ребенка.

        Уважаемые родители, я сегодня вас пригласила, чтобы  помочь вам – показать, как можно в домашних условиях организовать работу над формированием звукового анализа и синтеза у детей. Мы будем делать  это  играя!

        Наш практикум я  хочу начать с небольшой разминки. Разминки для артикуляционного аппарата и кистей рук.

Артикуляционная гимнастика под музыку

Звучит песня  «Часики», логопед проводит артикуляционную гимнастику под музыку.

Чтобы приступить к практикуму, давайте проверим свои знания в звуковом анализе слов. Предлагаю вам выполнить тест «Проверь себя»

Тест «Проверь себя»

Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

Сколько слогов в слове ДЛИННОШЕЕЕ (животное)? (5)

Сколько звуков в слове ИЮЛЬ? (4)

Сколько мягких согласных в слове ЮЛИЯ? (3)

Сколько глухих согласных в слове ЛОДКА? (2)

Сколько звонких согласных в слове КРАБ? (1)

Предлагаю вам игровые задания по формированию навыков звукового анализа.

«Поймай звук»

Цель: Учить  выделять заданный звук из цепочки звуков, слогов, слов.

(Услышав звук, ребенок топает ногой, хлопает в ладоши, стучит в ложки, показывает цветной сигнал, обозначающий звук). Родителям предлагается задание:  если услышите звук Г, то поднимайте синий флажок:

Т, г, д, г, н, г, д, б, г, д

Губы, нога, нота, вода, гонять, сидеть, голубой, погода

 Игра «Светофорчики».   

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.   Логопед называет звук, слог или слово, родители поднимают красный, синий или зеленый флажок, услышав заданный звук.

А, Б, О, ТЬ, МЬ, К, У, И, Г

Гуси, аист, дым, лимон, кот, индюк, зима, утка, мак, белый, вата, кино

     Игра «Разноцветные мячи» 

В корзинке мячи красного и синего цветов. Внимание, задание: каждый участник с закрытыми глазами вынимает 1 мяч и придумывает слово. Если мяч красного цвета, слово должно начинаться на гласный звук, мяч синего цвета – слово начинается на согласный твердый звук.

(сидя на стульях, под музыку участники выбирают по мячу, придумывают слова, после окончания музыки каждый по очереди говорит своё слово)

Минутка отдыха.

Небольшая разминка для родителей.

 (Родители образуют круг, выполняя задание.)

Выйти в круг тем, у кого в имени есть звук Т (Л).

Выйти в круг тем, у кого фамилия состоит из 4 слогов.

Выйти в круг тем, у кого во втором слоге фамилии есть звук О.

Выйти в круг тем, у кого ударение в фамилии падает на 2 слог

Выйти тем, у кого в имени нет звука Б.

 Игра «Игрушки».  

Задача: учить определять нахождение звука в начале середине или конце слова.

Родителям предлагается определить место звука в слове. Логопед называет слова, родители определяют место  звука [Т] и ставят игрушку на  соответствующий квадратик (начало, середина, конец).

Слова: Тыква, кофта, таз, Таня, кот, компот, платок, тапки, тачка, кит, ноты, такси, самолет, автобус,  тарелка; сито, каток, канат, молоток,  точка, токарь, топор; туча, тумба, Тузик, тулуп

«Отгадай зашифрованное слово»

Выделить первый звук из названия картинок, а затем составить слово из этих первых звуков. Прочитать слово (карточки с картинками)

 «Звуковые схемы» 

Провести звуковой анализ слов. Каждый участник делает звуковой анализ одного слова, обозначая звуки камешками, фишками (красный, синий, зеленый – в зависимости от характеристики звука).

Игра «Найди пару» (2 столика, 2 набора картинок).

На столике для каждой команды разложены картинки и звуковые схемы к ним. Но схемы перепутались. Ваша задача: к каждой картинке подобрать свою звуковую схему.

«Что лишнее?» Выбрать одну лишнюю картинку из ряда и закрыть ее стикером. Внимание на наличие общих звуков. Например, санки – мост – лес –звезда. Лишняя звезда, т.к. в остальных словах есть общий звук С.

 «Цепочка слов» (по типу игры «Города»). Собрать цепочку слов-картинок: первый звук последующего слова – последний звук предыдущего слова. (Дом - магазин, Носки – Иголка, Арбуз- Забор, Ракета- Аист, Тапок- карандаш)

«Фантазеры»

Цель: Учить детей придумывать слова на заданный звук, слог, развивать фантазию.

Например, придумай слово на звук А – аист, апельсин, Аня, андрей…На звук Б – банан, банка, бабочка, бабушка, булки…

На слог Ма – мама, малина, масло, машина, мазь, математика…

«Хлоп-топ»

Различение на слух парных звонких –глухих согласных: на звонкие согласные хлопнуть перед собой, на глухие –топнуть.

Звуки: Б, Д, П, Т, Г,К, В,Ф, Ж

       На этом я хотела бы закончить нашу встречу, очень надеюсь, что вы обязательно поиграете в эти игры с вашими детьми. Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребѐнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. Я в свою очередь надеюсь, что у вас не будет никаких трудностей и вы сможете при необходимости помочь своему ребенку. Спасибо за внимание и сотрудничество!

        А чтобы вы не забыли о звуках, предлагаю вам небольшие буклеты (логопед раздает буклеты)

3.Рефлексия. Обмен мнениями. Подведение итогов:

«Чудесный ларец»

Родителям предложено ответить,  что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений, навыков, приобретенных на семинаре-практикуме.

Спасибо вам за работу! Удачи всем вам! Самое ценное и полезное, что мы можем дать своим детям – это внимание! Поэтому играйте, занимайтесь, фантазируйте и проводите время вместе со своими детьми

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей "Формирование навыка звукового анализа"

Памятка для родителей, в которой описан алгоритм звукового анализа слов, порядок подбора анализируемых слов, этапы формирования навыка звукового анализа и синтеза, дидактические игры....

Конспект совместной деятельности с детьми по развитию навыков звукового анализа и синтеза на основе слова для детей старшей логопедической группы с диагнозом ТНР ОНР (первый год обучения)

Конспект совместной деятельности с детьми    по развитию навыков звукового анализа и синтеза на основе слова для детей старшей логопедической группы с диагнозом ТНР ОНР (первый год обучения)...

Семинар - практикум для воспитателей «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»

Повышение педагогической компетентности воспитателей через знакомство с системой работы по формированию звукового анализа и синтеза  у  детей старшего дошкольного возраста....

Развитие навыков звукового анализа и синтеза слов у дошкольников

В публикации рассмотрены этапы формирования звукового анализа и синтеза у дошкольников...

Дифференциация звонких- глухих согласных [Г]-[К]. Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов. Лексическая тема: «Хлеб - всему голова».

Открытое комплексное логопедическое занятие по коррекции общего недоразвития речи в старшей группе компенсирующей направленности....

Наглядно – дидактическое пособие для формирования и развития навыков звукового анализа и синтеза «Звуковая гусеница»

Цель пособия: Развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического и речевого восприятия, формирование понимания механизма образования звуков, ознакомление с основами грамоты у детей старшего...