Презентация "Использование мнемотехники в познавательно-речевом развитии дошкольников"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Лютая Тамара Валентиновна

Понятие, актуальность, значение, структура, последовательность работы с мнемотаблицами, результативность мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование мнемотехники в познавательно-речевом развитии дошкольников Подготовила : у читель-логопед Лютая Т.В. 2023 г. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка» г. Рубцовск Алтайского края

Слайд 2

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету …» К.Д.Ушинский

Слайд 3

МНЕМОТЕХНИКА в переводе с греческого ( mneme - память и techne – искусство, мастерство) - искусство запоминания. Н азвано по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины.

Слайд 4

Что такое мнемотехника ? А ктуальность. Мнемотехника – это система методов и приёмов , обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации . Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребёнка . Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, то на успех рассчитывать не стоит.

Слайд 5

Неумение согласовывать слова в предложении . Нарушение звукопроизношения . Неспособность правильно регулировать темп и громкость речи Маленький словарный запас Неспособность построить монолог Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду? Односложная речь

Слайд 6

Мнемотехника развивает: Внимание Мелкую моторику Логическое мышление К ругозор Зрительную, слуховую память Интерес к обучению Усидчивость В се компоненты устной речи Воображение

Слайд 7

МНЕМОКВАДРАТЫ МНЕМОДОРОЖКА МНЕМОТАБЛИЦА Структура мнемотехники ( строится от простого к сложному)

Слайд 8

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Мнемоквадраты по теме «Зима»

Слайд 9

Мнемодорожки - ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения. Алёнушка взяла корзинку. П ошла в лес собирать грибы. Часто идёт дождь. В лесу после дождя появляются грибы . А мы от дождя прячемся под зонтом.

Слайд 10

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Смысл мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично . Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд 11

Последовательность работы с мнемотаблицами : 1. Рассматривание таблиц и разбор изображённых на ней символов . 2 . Преобразование символов в образы . 3. Составление сюжета . 4 . Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок . (Разбор таблицы происходит 1-2 минуты). 5 . Детям даётся 10-15 секунд для запоминания. Затем пересказ или рассказ по мнемотаблице при помощи символов. Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы . В младшем возрасте можно использовать простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

Слайд 12

Где можно использовать мнемотаблицы ? п ри проговаривании чистоговорок при пересказах художественной литературы п ри пересказах сказок при отгадывании и загадывании загадок при составлении рассказов при заучивании скороговорок при заучивании стихов, потешек

Слайд 14

При пересказе с помощью мнемотаблиц дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Слайд 15

Результаты: В результате использования мнемотаблиц : у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек , заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Использование мнемотехники является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Слайд 16

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие положительного отношения к познавательно-речевой деятельности у дошкольников»

Данный материал представляет собой консультацию для воспитателей средних, старших и подготовительных групп о развитии положительного отношения дошкольников к познавательно-речевой деятельности....

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Проект «Развитие познавательно-речевой активности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через познавательно-исследовательскую деятельность»

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Педагоги и специалисты нашей дошкольной организации постоян...

Проект по развитию познавательно-речевой активности старших дошкольников (5-7 лет) по методу Сториттелинг

Цель проекта: ориентация родителей на развитие речевого творчества у детей, вовлечение в семейное чтение; формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге, развитие познаватель...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы младшего дошкольника»

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...

Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектов

Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектовИспользование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, выраба...

Чудо – мнемотехника. Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники

Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу  при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п....