Универсальная логопедическая сказка
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Зубова Светлана Александровна

Как организовать индивидуальные логопедические занятия с ребёнком так, чтобы материал был интересен ребёнку? Ведь в работе учителя-логопеда достаточно много рутины: например,  многократные повторения артикуляторных упражнений. В своей работе я использую придуманную мной универсальную логосказку. В чем ее отличие от других? Дело в том, что зачастую в готовых логосказках трудно заменить одни упражнения другими, поменять их местами. Я же предлагаю схему, в которую легко можно встроить любой комплекс упражнений и ещё автоматизацию. И все это в одном сюжете!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoskazka.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Универсальная логосказка

Зачастую логопеды, как опытные, так и начинающие, вздыхают,  как только речь заходит об индивидуальных занятиях. Дело в том, что когда необходимо отработать правильный артикуляторный уклад, научить ребёнка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить, не избежать многократного повторения материала. А это в свою очередь, утомляет как ребёнка, так и взрослого. Как организовать свою работу таким образом, чтобы материал не только не наскучил, а был интересен ребёнку?

В своей практике я использую созданную мной универсальную логосказку. Что же здесь нового? – спросите вы, - ведь логосказок придумано великое множество.

Действительно, логосказок много. Однако в большинстве своем их очень трудно перестроить, поменять местами упражнения, заменить одно упражнение другим. Меняя артикуляторное упражнение, меняется суть сказки, приходится придумывать абсолютно новую. Согласитесь, что в ежедневной работе не всегда есть возможность быстро сориентироваться и подобрать подходящий для составленного вами комплекса упражнений сюжет. В лучшем случае это будет набор упражнений со стихами.

Сказка, которую я хочу предложить вашему вниманию, отличается тем, что в нее можно «встроить» любой комплекс упражнений, да ещё и автоматизацию. Всё в одном сюжете. Варьируются игры на автоматизацию и артикуляторные движения.

Пример 1

Итак, предположим, что нам необходимо провести с ребёнком занятие по подготовке органов артикуляторного аппарата к постановке звука /р/  + автоматизация звука /ш/ в словах.

Цель: овладение правильным произношением всех звуков речи

Задачи:

  1. Подготовка органов артикуляторного аппарата к постановке /р/
  2. Автоматизация звука /ш/ в слогах.

Комплекс упражнений для постановки звука \Р\

  1. Лопатка
  2. Иголочка
  3. Качели
  4. Маятник
  5. Чистим зубки
  6. Дятел
  7. Лошадка

Логосказка

Жил-был весёлый язычок в своём домике. На дворе было раннее утро, он ещё спал (упражнение «лопатка»). Вдруг, к его домику прилетела сорока и стала громко стрекотать. Наш язычок проснулся и потянулся вперёд (упражнение «Иголочка»). Ему очень захотелось узнать, кто же его разбудил. Он посмотрел сначала наверх, потом вниз, вверх-вниз…(выполняем упражнение «Качели»). Затем он огляделся по сторонам (упражнение «Маятник»). Но, никого не увидел. Как ты думаешь почему? (ответы ребёнка).  Верно, сорока улетела.

Ну что же, наш язычок засобирался на работу. С утра он любит попить чай с конфетками: за правую щёку положим конфетку (ребёнок упирается языком в правую щёку), за левую щёку (ребёнок упирается языком в левую щёку).

Что необходимо сделать после того как покушали сладкого? (Ответы ребёнка) Конечно, почистим зубки (выполняем упражнение «чистим зубки»).

Вот наш язычок готов отправиться на работу. Как ты думаешь, на чём он поедет? (Ответы ребёнка) А поедет он на лошадке (упражнение «лошадка»).

Вот мы и приехали. А кем же трудиться наш язычок? Что он делает? Правильно, наш язычок маляр по профессии. (Если сказка представлена ребёнку впервые, то можно предложить отгадать загадку о профессии маляр, показать картинку).

Как ты думаешь, какой краской маляр покрасит сегодня правую стенку дома? (ответ ребёнка) А левую?(ответ ребёнка) Потолок? (ответ ребёнка). Хорошо, красим правую стенку(щёку) в ……. цвет, а левую (щёку) – в … цвет, ну а теперь – потолок (упражнение маляр).

Ну а теперь нам необходимо закрепить люстру. Как ты думаешь, какая она, если её сделали из стекла? (ответ ребёнка) Правильно, стеклянная. А из металла (дерева, хрусталя…)? Молодец. Ну а у нас какая с тобой люстра? Закрепим её на бугорках (выполняем упражнение «дятел»).

Ну вот, с работой справились. Пора домой (упражнение «лошадка»).

Мы  приехали. Пока язычок был на работе – стемнело. В окнах многоэтажного дома зажглись огни. Теперь нам видно, что находится в доме. (логопед выкладывает перед ребёнком картинки по нижепредставленной схеме, в названиях которых есть звук Ш, а ребёнок называет их)

Схема

                

        

        

Далее можно провести с ребёнком несколько игр с картинками.

Варианты игр:

  1. Что исчезло? (Логопед : «Посмотри, свет в некоторых окнах гаснет. Вот закрой глазки. (ребёнок закрывает глаза, а логопед в это время переворачивает картинку лицевой стороной вниз). Отгадай, что было в этом окошке?)
  2. Игры на ориентировку. Логопед предлагает назвать, что находиться в правом верхнем «окошке», в левом нижнем, справа от окна с …., слева от «окна» с … и т.д.
  3. Назвать одежду (обувь, растения и т.д.)
  4. Подобрать существительные к прилагательным. Например, логопед просит ребёнка назвать предметы, про которые можно сказать красивый (-ая, ое).
  5. Деление слов на слоги. Логопед: «Давай сначала погасим свет в тех окнах, предметы в которых состоят из 1 слога (2-х, 3-х)

Ну вот, и нашему язычку тоже пора спать (упражнение «лопатка»).

Итог занятия

Наш язычок отлично потрудился и ты прекрасно помогал ему в этом. Давай вспомним, какие картинки были в домике (ответы ребёнка). А какой звук помогал их называть? (ответы ребёнка)

На основе вышеописанной сказки можно создать массу вариантов занятий с иными задачами.

Пример 2

Цель: овладение правильным произношением всех звуков речи.

Задачи:

  1. Подготовка артикуляторного аппарата посредством артикуляторных упражнений к постановке свистящих и шипящих звуков.
  2. Постановка звука (с).
  3. Автоматизация (с)

*Комплекс артикуляторных упражнений, направленных на подготовку артикуляторного аппарата к постановке свистящих и шипящих звуков, используемый в логосказке:

  1. Лопатка
  2. Заборчик
  3. Хоботок
  4. Качели
  5. Маятник
  6. Загоним мяч в ворота
  7. Горочка
  8. Катушка
  9. Дуем на горочку
  10. Маляр
  11. Лошадка

Логосказка

Жил-был весёлый язычок в своём домике. На дворе было раннее утро, он ещё спал (лопатка). Вдруг, к его домику прилетела сорока. Сначала сорока села на забор (упражнение «заборчик»), а потом на трубу (упражнение «хоботок», губы вытянуты вперёд). Потом опять на забор, потом на трубу (ребёнок выполняет чередование упражнений «заборчик» - «хоботок»). Сорока так громко стрекотала, что наш язычок проснулся и потянулся вперёд (упражнение «Иголочка»). Ему очень захотелось узнать, кто же его разбудил. Он посмотрел сначала наверх, потом вниз, вверх-вниз…(выполняем упражнение «Качели»). Затем он огляделся по сторонам (упражнение «Маятник»). Но, никого не увидел. Как ты думаешь почему? (ответы ребёнка).  Верно, сорока улетела. На улице было очень хорошо, и в качестве зарядки наш язычок отправился поиграть в футбол (выполняем упражнение «загоним мяч в ворота»: вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно подуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками).

Ну что же, наш язычок засобирался на работу. С утра он любит попить чай с конфетками: за правую щёку положим конфетку (ребёнок упирается языком в правую щёку), за левую щёку (ребёнок упирается языком в левую щёку).

Что необходимо сделать после того как покушали сладкого? (Ответы ребёнка) Конечно, почистим зубки (выполняем упражнение «чистим нижние зубки»). Ой, представляешь, наш язычок своим кончиком прилип к передним зубам и никак не может выбраться (выполняем упражнение «катушка»). Давай подуем на него (упражнение «дуем на горочку» с последующей постановкой звука С).

Далее, если звук получился, то предложите ребёнку «набрать номер спасателей», поиграть с кубиком: берём кубик для настольных игр, сколько точек на кубике выпадает, столько раз малыш произносит получившийся звук. Если получается произнести слог, то по той же схеме произносим слоги. Т.о. осуществляется автоматизация изолированного звука и слогов. Если звук не получается, то этот этап пропускаем.

Вот наш язычок готов отправиться на работу. Как ты думаешь, на чём он поедет? (Ответы ребёнка) А поедет он на лошадке (упражнение «лошадка»). 

Вот мы и приехали. А кем же трудиться наш язычок? Что он делает? (Если сказка представлена ребёнку впервые, то можно предложить отгадать загадку о профессии маляр, показать картинку

Как ты думаешь, какой краской маляр покрасит сегодня правую стенку дома? (ответ ребёнка) А левую?(ответ ребёнка) Потолок? (ответ ребёнка). Хорошо, красим правую стенку(щёку) в ……. цвет, а левую (щёку) – в … цвет, ну а теперь – потолок (упражнение маляр).

Ну вот, с работой справились. Пора домой (упражнение «лошадка»).

Вот мы и приехали.

Если звук с получился изолированно и в слогах, то можно перейти к автоматизации в словах, то есть выполнить следующий этап. Если нет – то можно закончить сказку на этом этапе.

        

 Пока язычок был на работе – стемнело. В окнах многоэтажного дома зажглись огни. Теперь нам видно, что находится в доме. (логопед выкладывает перед ребёнком картинки по нижепредставленной схеме, в названиях которых есть звук С, а ребёнок называет их)

Схема

                

        

        

Далее можно провести с ребёнком несколько игр с картинками.

Варианты игр:

  1. Что исчезло? (Логопед : «Посмотри, свет в некоторых окнах гаснет. Вот закрой глазки. (ребёнок закрывает глаза, а логопед в это время переворачивает картинку лицевой стороной вниз). Отгадай, что было в этом окошке?)
  2. Игры на ориентировку. Логопед предлагает назвать, что находиться в правом верхнем «окошке», в левом нижнем, справа от окна с …., слева от «окна» с … и т.д.
  3. Назвать одежду (обувь, растения и т.д.)
  4. Подобрать существительные к прилагательным. Например, логопед просит ребёнка назвать предметы, про которые можно сказать красивый (-ая, ое).
  5. Деление слов на слоги. Логопед: «Давай сначала погасим свет в тех окнах, предметы в которых состоят из 1 слога (2-х, 3-х)

Ну вот, и нашему язычку тоже пора спать (упражнение «лопатка»).

Итог занятия

Наш язычок отлично потрудился и ты прекрасно помогал ему в этом. Давай вспомним, какие картинки были в домике (ответы ребёнка). А какой звук помогал их называть? (ответы ребёнка)

Итак, как видно из примеров, данный сюжет очень вариативен. На базе этой сказки можно создать совершенно разные занятия, встроить любой комплекс как артикуляторных упражнений, так и упражнений направленных на автоматизацию звуков.

Более наглядное сравнение вы найдете в приложении.

Желаю успехов в Вашем творчестве

Текст сказки

Пример 1

Цель: овладение правильным произношением всех звуков речи

Задачи:

  1. Подготовка органов артикуляторного аппарата к постановке /р/
  2. Автоматизация звука /ш/ в слогах.

Пример2

Цель: овладение правильным произношением всех звуков речи.

Задачи:

  1. Подготовка артикуляторного аппарата посредством артикуляторных упражнений к постановке свистящих и шипящих звуков.
  2. Постановка звука (с).
  3. Автоматизация (с)

Жил-был весёлый язычок в своём домике. На дворе было раннее утро, он ещё спал

Упражнение «лопатка»

«Упражнение лопатка»

Вдруг, к его домику прилетела сорока и стала громко стрекотать. Наш язычок проснулся и потянулся вперёд (упражнение «Иголочка»)

упражнение «Иголочка»

упражнение «Иголочка»

Ему очень захотелось узнать, кто же его разбудил. Он посмотрел сначала наверх, потом вниз, вверх-вниз…

Упражнение «Качели»

Упражнение «Качели»

Затем он огляделся по сторонам (упражнение «Маятник»). Но, никого не увидел. Как ты думаешь почему? (ответы ребёнка).  Верно, сорока улетела.

Упражнение «Маятник»

Упражнение «Маятник»

На улице было очень хорошо, и в качестве зарядки наш язычок отправился поиграть в футбол (выполняем упражнение «загоним мяч в ворота»: вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно подуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками).

        

Упражнение «Загоним мяч в ворота»

Ну что же, наш язычок засобирался на работу. С утра он любит попить чай с конфетками: за правую щёку положим конфетку (ребёнок упирается языком в правую щёку), за левую щёку (ребёнок упирается языком в левую щёку).

Упражнение «хомяк»

Упражнение «хомяк»

Что необходимо сделать после того как покушали сладкого? (Ответы ребёнка) Конечно, почистим зубки (выполняем упражнение «чистим зубки»).

Выполняем упражнение «чистим зубки»

Выполняем упражнение «Почистим нижние зубки

Ой, представляешь, наш язычок своим кончиком прилип к передним зубам и никак не может выбраться (выполняем упражнение «катушка»)

Упражнение «катушка»

Давай подуем на него (упражнение «дуем на горочку» с последующей постановкой звука С).

Упражнение «дуем на горочку» с последующей постановкой звука /с/

Далее, если звук получился, то предложите ребёнку «набрать номер спасателей», поиграть с кубиком: берём кубик для настольных игр, сколько точек на кубике выпадает, столько раз малыш произносит получившийся звук. Если получается произнести слог, то по той же схеме произносим слоги. Т.о. осуществляется автоматизация изолированного звука и слогов. Если звук не получается, то этот этап пропускаем.

Вот наш язычок готов отправиться на работу. Как ты думаешь, на чём он поедет? (Ответы ребёнка) А поедет он на лошадке (упражнение «лошадка»).

Упражнение «лошадка»

Упражнение «лошадка»

Вот мы и приехали. А кем же трудиться наш язычок? Что он делает? (Если сказка представлена ребёнку впервые, то можно предложить отгадать загадку о профессии маляр, показать картинку

Как ты думаешь, какой краской маляр покрасит сегодня правую стенку дома? (ответ ребёнка) А левую?(ответ ребёнка) Потолок? (ответ ребёнка). Хорошо, красим правую стенку(щёку) в ……. цвет, а левую (щёку) – в … цвет, ну а теперь – потолок (упражнение маляр).

Упражнение «Маляр»

Упражнение «Маляр»

Ну а теперь нам необходимо закрепить люстру. Как ты думаешь, какая она, если её сделали из стекла? (ответ ребёнка) Правильно, стеклянная. А из металла (дерева, хрусталя…)? Молодец. Ну а у нас какая с тобой люстра? Закрепим её на бугорках (выполняем упражнение «дятел»).

Выполняем упражнение «дятел»

Ну вот, с работой справились. Пора домой (упражнение «лошадка»).

Упражнение «лошадка»

Упражнение «лошадка»

        

 Пока язычок был на работе – стемнело. В окнах многоэтажного дома зажглись огни. Теперь нам видно, что находится в доме. (логопед выкладывает перед ребёнком картинки по нижепредставленной схеме, в названиях которых есть звук __, а ребёнок называет их)

Игры с картинками на автоматизацию звука /ш/

Игры с картинками на автоматизацию звука /с/

Наш язычок отлично потрудился и ты прекрасно помогал ему в этом. Давай вспомним, какие картинки были в домике (ответы ребёнка). А какой звук помогал их называть? (ответы ребёнка)

Итог занятия

Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальная логопедическая игра "Тропинка"

Игра представляет собой игровое поле, на которое помещается материал для автоматизации звуков....

Универсальный логопедический массаж с потешками

Картинки с потешками для логопедического массажа (самомассажа)...

Универсальное логопедическое пособие по автоматизации и дифференциации звуков «Речевой тренажер» для детей дошкольного возраста

Представляю Вашему вниманию Универсальное логопедическое пособие по автоматизации и дифференциации звуков «Речевой тренажер».Данное пособие предназначено для использования в коррекционно-логопедическо...

Универсальная логопедическая игра "ВЕСЕЛЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"

Основная цель работы логопеда на логопедическом пункте - сочетание работы по формированию произносительной стороны речи и работы по совершенствованию фонематических процессов, лексико-грамматических с...

«Использование универсальных логопедических игр при коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных занятиях»

Использование логопедических искалок даёт большие возможности для развития речи у детей-дошкольников....

«Использование универсальных логопедических игр при коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных занятиях».

Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями  речи различной этиологии и сложности.Преодоление сложной речевой патологии, требует продолжительного времени, ...

Универсальный логопедический тренинг для детей старшего дошкольного возраста "Лев и мартышка" (по мотивам африканской сказки)

Цель: развитие артикуляционного аппарата, мимики, общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.Задачи:1. Формировать у детей правильные артикуляционные уклады.2. Развивать подвижность лиц...