«Использование универсальных логопедических игр при коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных занятиях».
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Морозова Ирина Николаевна

Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями  речи различной этиологии и сложности.

Преодоление сложной речевой патологии, требует продолжительного времени, особой тщательности и интенсивности логопедической работы в течение всего учебного года. Однако, кроме речевых дефектов, у значительной части детей с нарушениями речи наблюдается сниженная познавательная активность, отклонения в эмоционально – волевой сфере, отклонения в общей моторике, повышенная утомляемость. Они неусидчивы, им трудно удерживать внимание длительное время, особенно на логопедических занятиях, где изо дня в день необходимо выполнять одни и те же упражнения и задания для получения хорошего результата. Монотонная, однообразная работа приводит к утомлению детей и потере интереса к логопедическим занятиям.

При использовании игровых технологий, благодаря игровой мотивации, у детей возрастает заинтересованность в логопедических занятиях, развиваются: познавательные процессы, коммуникативные способности, произвольность поведения, а коррекционный процесс  проходит радостно и не утомительно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение «Детский сад №413»

Проект «Использование универсальных логопедических игр при коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных занятиях».

Разработалa:

учитель-логопед

Морозова И.Н

г. Нижний Новгород

2021

 Проект «Использование универсальных логопедических игр при коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных занятиях в условиях логопедического пункта».

Актуальность

Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями  речи различной этиологии и сложности.

Преодоление сложной речевой патологии, требует продолжительного времени, особой тщательности и интенсивности логопедической работы в течение всего учебного года. Однако, кроме речевых дефектов, у значительной части детей с нарушениями речи наблюдается сниженная познавательная активность, отклонения в эмоционально – волевой сфере, отклонения в общей моторике, повышенная утомляемость. Они неусидчивы, им трудно удерживать внимание длительное время, особенно на логопедических занятиях, где изо дня в день необходимо выполнять одни и те же упражнения и задания для получения хорошего результата. Монотонная, однообразная работа приводит к утомлению детей и потере интереса к логопедическим занятиям.

При использовании игровых технологий, благодаря игровой мотивации, у детей возрастает заинтересованность в логопедических занятиях, развиваются: познавательные процессы, коммуникативные способности, произвольность поведения, а коррекционный процесс  проходит радостно и не утомительно.

Цель - формирование положительной мотивации при коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации звуков с помощью универсальных логопедических игр с картинками.

 Задачи:

  1. В условиях логопункта создать предметно-развивающую среду для проведения игровых занятий;
  2. Организовать работу на занятиях с применением игровых приемов;
  3. Изучить систему логопедических игр И. Л. Лебедевой, представленных в практическом пособии «Трудный звук, ты наш друг!» и на ее основе разработать авторские универсальные логопедические игры.

  Гипотеза исследования

использование игровых технологий на логопедических занятиях с детьми, повысит мотивацию детей к обучению и тем самым обеспечит наибольшую эффективность коррекционной работы.

Объект проектной деятельности: формирование положительной мотивации к обучению у детей старшего дошкольного возраста в системе логопедической работы.

Предмет проектной деятельности: модификация и внедрение игровых технологий как средства повышения мотивации к обучению в систему логопедической работы.

Этапы реализации проекта

 

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объекта, предмета и методов исследования, выбор оборудования и материалов, создание предметно-развивающей среды для предстоящей работы;

2-й — опытно-экспериментальный: создание авторских универсальных логопедических игр;

3-й — заключительный: обобщение и анализ результатов работы, их оформление в методические продукты.

Игровая технология «Универсальные логопедические игры с картинками»

Для внедрения в практику игровых технологий мы апробировали инновационную систему универсальных игр с логопедическими картинками И.Л. Лебедевой. (Семинар)

Игровая технология «Универсальные логопедические игры с картинками» была создана Ириной Леонидовной Лебедевой – учителем логопедом из Свердловской области, автором книг «Трудный звук, ты наш друг!», «Сказки дедушки логопеда» и т.д.

Данная коррекционная технология предоставляет логопеду возможность работать над исправлением дефектов произношения любых звуков.

В рамках любой из универсальных игр логопед получает возможность параллельно вести работу сразу с несколькими звуками, например Ш и Р, каждый из которых при этом находится в нужном фонетическом контексте.

Еще одной важной особенностью универсальных настольных логопедических игр с картинками является их полифункциональность.

Универсальные логопедические игры компактны и удобны в использовании. Для их проведения  логопеду необходимо иметь лишь стандартный набор предметных картинок на все группы звуков и  игральные кубики.

Правила проведения игр.

Включение игр в логопедическое занятие должно соответствовать принципу целесообразности, способствовать решению произносительных и других речевых и психологических задач, необходимых для развития конкретного ребенка.

 Игры могут быть частью занятия, занятие полностью может состоять из игр, объединенных одним сюжетом или одним персонажем. 
Игры должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить ошибку. 

В зависимости от игровых правил универсальные настольные логопедические игры с картинками можно классифицировать следующим образом.

ИГРЫ-ХОДИЛКИ:

- шагалки

- бежалки

- искалки

- загонялки

- ловишки

ИГРЫ КАРТОЧНОГО ТИПА:

- собиралки

- вычитайки

- угадайки

        - богатейки

- смешилки

- менялки

ИГРЫ-ХОДИЛКИ

Рассмотрим более подробно правила для некоторых игр, предложенных Лебедевой И.В.

Главной особенностью игр-ходилок является наличие игрового поля, по которому с соблюдением определенных правил должны передвигаться фишки. В большинстве игр дети управляют своими фишками дистанционно, не прикасаясь к коррекционным картинкам. Соблюдение этого условия позволяет преобразовать игровую мотивацию детей в мотивацию коррекционную.

В соответствии с игровыми правилами только логопеду разрешено передвигать фишки по игровому полю. И до тех пор, пока игрок не произнесет четко название картинки, его фишка дальше двигаться не сможет. Таким образом, у детей появляется ярко выраженная потребность и личная заинтересованность в применении на практике формируемых логопедом навыков звукопроизношения.

Конфигурация игровой дорожки и содержание коррекционного материала определяется логопедом и может каждый раз меняться в зависимости от задач конкретных логопедических занятий.

Изменяя длину дорожки, логопед получает возможность дозировать коррекционную нагрузку для ребенка.

В процессе подготовки к игре  логопед сможет проявить свое творчество в декорировании игр, используя атрибуты настольного театра (домики, деревья и т.д.).

Важным элементом игр является розыгрыш первого хода.

Для этого часто используются считалки, позволяющие детям почувствовать ритмичность речи. Нет необходимости разучивать считалки целиком. Детям достаточно проговаривать в них последний слог.

Считалка со звуком Ш

Здесь фишки -  игрушки:

Зайчишки, лягушки, и мышки, и кошки,

Индюшки,  кукушки, матрешки, Петрушки…

Хотите играть? Тебе начинать!

Игры-шагалки.

Участники игры поочередно бросают игральный кубик, четко называют соответствующее количество расположенных на дорожке коррекционных картинок. Кубик не трясется в руках, а растирается ладонями (массаж рук).

Игровая дорожка не должна уходить в никуда. Для создания эмоционально насыщенной игровой мотивации детям необходимо вести свои фишки к цели.

Игры-бежалки.

В отличие от игр-шагалок, игры-бежалки наполнены драматизмом. Игры этого вида можно разделить на 2 группы: в одних игроки стремятся догнать и перегнать лидера; в других ждут своего хода опасаясь, что не успеют вовремя убежать от преследователя.

Вместо коррекционных картинок можно использовать пиктограммы с образами гласных звуков или карточки с гласными буквами.

Игры-искалки.

В зависимости от сюжета коррекционного занятия логопед может выбрать игровое поле с изображением травы, леса и т.д.

Цель игры – найти спрятанную внутри игрового поля картинку с изображением нужного предмета или сказочного персонажа. Игральный кубик не нужен. Все участники игры поочередно самостоятельно передвигают свои фишки по полю на любые соседние карточки, сопровождая свои движения скороговоркой. Например, су-су-су я найду в лесу …

ИГРЫ КАРТОЧНОГО ТИПА

Для игр карточного типа ни фишки, ни игровые поля не нужны. В большинстве случаев для проведения игр достаточно коррекционных картинок, 1 или 3 игральных кубика.

Игры-менялки

На двух полях разных цветов раскладываются коррекционные картинки с вырезанными силуэтами. Так, при автоматизации (Р) можно предложить красное и черное поля. Игрок бросает кубик и забирает определенное количество картинок. В процессе игры дети упражняются в произнесении фраз такого типа: Были весы синие, стали  красные…

Игры-собиралки.

В зависимости от сюжета занятия можно предложить детям сложить пирамиду, дом, рубашку и т.д.

На столе лежат коррекционные картинки. Игроки бросают кубик и называют определенное количество картинок, лежащих в куче. Из четко названных игроком картинок логопед строит постройку. Если у игрока на игральном кубике выпадает тройка, все картинки возвращаются в кучу. Игроки при этом четко скандируют: Выпадает тройка – рушится постройка! Или: Выпало три – рубашку порви! и т.д.

Игры-богатейки.

Логопед раскладывает на столе 2 ряда по 6 карточек: в верхнем ряду – карточки с цифрами от 1 до 6, а в нижнем – коррекционные картинки. Каждый игрок поочередно трясет закрытую шкатулочку, перемешивая три игральных кубика, лежащие внутри. Можно воспроизводить с помощью шкатулки ритмический рисунок, заданный логопедом.

Затем игрок ставит шкатулку на стол, раскрывает ее и соотносит показания кубиков с цифрами на карточках и лежащими под ними коррекционными картинками.

После того как участник игры четко назвал каждую картинку, логопед подводит итог: если на всех кубиках разные показания игрок не получает ничего. Если совпадают 2 кубика – игрок получает 2 призовых жетона, если совпадают 3 кубика – 3 жетона.  

На этапе автоматизации звука в словосочетаниях или предложениях можно дать детям образцы словосочетаний по предметным картинкам (большая машина, пушистая кошка и т.д.) или предложений (душ – Мою под душем шею и уши.)

Результаты проекта: создание картотеки универсальных логопедических игр разработанных на основе методики Лебедевой И.Л. Приведем примеры некоторых разработанных игр: «Заяц огородник», «Пингвины на льдине», «Погремушки для малышей», «Гараж», «Угощение для белочек» (предлагается картинный материал на автоматизацию или на дифференциацию звуков согласно сюжетной теме), «Лягушонок рыболов» (игра на автоматизацию звуков, цель поймать как можно больше рыбок);  «Ежик на прогулке», «Подарки для улитки» (предлагается картинный материал на автоматизацию или на дифференциацию звуков; цель: собрать картинки на заданный звук).

Универсальность разработанных нами игр заключается в том, что одна игра может быть использована для автоматизации или дифференциации всех групп звуков. Для каждой игры подобран картинный материал на отработку всех труднопроизносимых звуков (свистящие, шипящие, сонорные).

Перспективы дальнейшего развития:

 В дальнейшем планируется дополнение и  разработка новых логопедических игр.

Таким образом, результаты игровой организации логопедических занятий убеждают в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи.

Предложенная игровая организация деятельности, сочетающая решение как произносительных, так и лексико-грамматических задач обеспечивает быструю коррекцию фонетических дефектов у детей и пропедевтическую направленность коррекционных занятий.

Список литературы

  1. Буске М.М. Что заставляет нас играть? Что заставляет нас учиться?// Перспектива. 1987. №4.
  2. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно – методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2008.
  3. Инновации – в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е. Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
  4. Лебедева И.Л. Сказки деда Логопеда: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2015.
  5. Лебедева И.Л.  Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана – Граф, 2008.
  6. Лебедева И.Л.  Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана – Граф, 2008.
  7.  Лебедева И.Л.  Трудный звук, ты наш друг! Звуки Ш, Ж, Щ: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана – Граф, 2008.
  8. Лебедева И.Л.  Трудный звук, ты наш друг! Звуки С, Сь – З, Зь:   Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана – Граф, 2008.
  9. Лебедева И.Л.  Трудный звук, ты наш друг! Звуки Ц,Ч:   Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана – Граф, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда Позволяют •активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются•на разных этапах коррекци...

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Сложная структура речевой патологии  определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Выготский Л.С.,1960). Несформированность...

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменим...

Задачи и направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей

В таблице представлены задачи, направления  коррекционной работы в зависимости от вида нарушения....

«Применение логопедического массажа в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Часто у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная иннервация мышц, участвующих в работе речевого аппарата. Одним из наиболее эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия,...

«Использование универсальных логопедических игр при коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных занятиях»

Использование логопедических искалок даёт большие возможности для развития речи у детей-дошкольников....