Консультация для родителей на тему "Логосказки - средство развития речи"
консультация по логопедии

Блялова Александра Александровна

В консультации предствляется информация о том, что такое логосказки? Какие есть виды логосказок, а также представлены несколько примеров логосказок для использования их в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoskazka_dlya_roditeley.docx693.97 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР д/с № 2

«Использование логосказки в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»

        

Подготовила:

учитель – логопед Александра Александровна Блялова

        2023 год                

Цель: знакомство родителей с «логопедическими сказками», побуждение к использованию логосказок в совместной деятельности с  детьми с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.

Задачи:

  • Дать представление о логосказках, как средстве коррекции речевых нарушений;
  •  Потренировать в применении разных видов логосказки  для коррекции речевых нарушений.
  1. Основная часть. 

     С давних пор сказки были одним из широко распространенных жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменная художественная выразительность. Сказки прочно вошли в детский быт. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память.

Сегодня я хочу вас познакомить с видами логопедических сказок и показать несколько способов использования элементов логосказки в своей работе. Для начала, давайте вспомним, что такое сказка?

Сказка – это вымышленный рассказ о героях или необычных, волшебных событиях и приключениях. Всё, что происходит в сказке – это вымысел автора. С их помощью мы учим детей быть добрыми, отзывчивыми, учим их верить в чудеса и несомненно на положительный исход из любой ситуации.

А что же такое логосказки? По сути логосказки учат тому же, что и обычные, общепринятые, но плюс еще и непосредственно развиваем тот или иной компонент речи.

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

 Логосказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.

В сказках можно использовать общеизвестные сюжеты, а можно придумывать самим или частично изменять и дополнять сюжет совместно с детьми. Так дети будут не просто созерцать, но и участвовать в происходящем.  Вовлечение детей в процесс создания сказок, может способствовать заинтересованности в происходящем.

      Основная цель логосказки — всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Существую такие виды логосказок, как:

  • Артикуляционные
  • Пальчиковые
  • Фонетические
  • Лексико-грамматические
  • Сказки, способствующие формированию связной речи.
  • Сказки по обучению грамоте

У каждого вида логосказок свои узкие направления.

У артикуляционных логосказок – это развитие правильной артикуляции и речевого дыхания.

У пальчиковых – развитие мелкой моторики.

Фонетические - уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки.

Лексико-грамматические - обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий.

Логосказки, способствующие формированию связной речи.

Логосказки  по обучению грамоте знакомят со звуками и буквами.

И сегодня я хочу познакомить вас с несколькими видами логосказок поближе.

  1. Пальчиковая логосказка «Рукавичка»

Из-за леса, из-за гор              Дети шлепают ладошками по коленям.

Топал дедушка Егор.

Очень он домой спешил –     Показывают оборотную сторону ладони с

Рукавичку обронил.              Вытянутым вверх большим пальцем

Мышка по полю бежала,  «Бегают» пальчиками одной руки по другой руке.

Рукавичку увидала.           Жест «Рукавичка».

- Кто, кто здесь живет?     Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Мышку здесь никто не ждет? Грозят пальчиком.

Стала жить-поживать,

Звонко песни распевать.  Хлопки.

Зайка по полю бежал, Жест «Зайчик».

Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка».

- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Звонко песенку поет? Хлопки.

Мышка зайку пригласила, Зовут, жестикулируя правой рукой.

Сладким чаем напоила. Вытягивают вперед руки, ладошки «чашечкой».

Зайка прыг, зайка скок,

Вкусных пирогов напек. «Пекут пирожки».

Как по полю шла лисичка, Мягкие движения кистями рук.

Увидала рукавичку. Жест «Рукавичка».

- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Звонко песенку поет? Хлопки.

И лисичку пригласили, Мягкие движения кистями рук.

Пирожками угостили. «Пекут пирожки».

Стала жить там поживать,

Пол метелкой подметать. Движения руками влево-вправо.

Мишка по полю гулял, Стучат кулачками по коленям.

Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка».

- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Звонко песенку поет? Хлопки.

Звери испугались, Сжать пальцы рук в «замок».

В страхе разбежались. Развести руки в стороны.

2. Про курочку Рябу.

Курочка Ряба, бабе и деду

Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)

Били яичко и баба, и дед,

Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)

Мышка-норушка мимо бежала. ( «Волны»)

Яичко смахнула, оно и упало. ( «Лучики»)

Плакали горько баба и дед. («Колечки»)

Яйцо их разбилось, пропал их обед. («Лучики»)

С тех пор уже Ряба бабе и деду  («Колечки»)

Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки

2. Пальчиковая гимнастика «Котенок» (с прищепкой).

При произнесении каждого слова нужно «кусать» прищепками пальчики, начиная с указательного в прямом и обратном направлении со сменой рук.

Кусается сильно котенок глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь,

Но я же играю с тобою,  малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

Прищепка «кусает» каждый палец.

3. Фонетическая логосказка «Заколдованная птица».  

Задача: выделение первого и последнего согласного звуков в словах.

Жила одна маленькая птичка с громким голосом. Она постоянно выкрикивала какие-нибудь слова, потому, что  была заколдована. Однажды птичка нашла дерево, покрытое спелыми плодами. Их было так много, они были такими вкусными, но из-за колдовства он не могла полакомиться. Слова так и вылетали. Но тут появилась Добрая волшебница и сказала, что  сможет расколдовать ее. Но для этого Мы должны с вами определить первый и последний звук в словах, которые выкрикивает птичка.  (Слова проговариваются вместе с показом любых картинок либо предметов). 

4. Логосказки  для обучения грамоте (о звуках и буквах).

 «Теремок букв»

Стоит в поле теремок – теремок,

Он не низок, не высок.

Буква А к теремочку спешит,

У дверей остановилась и стучит:

Буква А поет: Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Никто не ответил букве А.

Зашла она в теремок и стала в нем жить.

Стоит в поле теремок – теремок,

Он не низок, не высок.

Буква У к теремочку спешит,

У дверей остановилась и стучит:

Буква У поет: Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

В окошке теремка появляется буква А:

«Это я, буква А, а ты кто?»

Буква У: «Я буква У, пусти меня к себе жить!»

Аналогично к теремку подбегают остальные гласные буквы.

Буквы гласные в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют. А в это время в лесу бегали другие буквы, они свистели, пыхтели, шипели, рычали…

Согласные: «Надоело нам пыхтеть и шипеть, мы хотим, как гласные песни петь» Пробуют петь, но ничего не получается

Гласные: «Не огорчайтесь! Мы будем петь песни, а вы вставайте рядом. Согласны?»

Согласные (кивают головой): «Согласны, согласны!»

Гласные: «А раз вы согласны, то мы будем называть вас буквами согласными».

  1. Итог мастер- класса.

Уважаемые родители, я представила вам вариативность лишь несколько методов и приёмов логосказки для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса. 
Я рекомендую использовать такого рода сказки в домашних условиях, ведь это значимый вклад в развитие ваших детей!

Желаю вам успеха!!!

С уважением, учитель – логопед Александра Александровна!



https://oir.mobi/uploads/posts/2022-09/1662323957_1-oir-mobi-p-multyashnie-ptitsi-krasivo-4.jpghttps://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673586798_gas-kvas-com-p-risunok-feya-detskii-8.png

https://pictures.pibig.info/uploads/posts/2023-04/1681354034_pictures-pibig-info-p-derevo-yablonya-risunok-vkontakte-74.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Диалог как средство развития речи»

В старшем дошкольном возрасте происходят важные перемены в речи детей. Главная из них заключается в том, что речь ребенка становится контекстной и произвольной....

Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"

Консультация для родителей "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"...

Консультация для родителей «Игра – как средство развития речи»

Ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ре...

Консультация для родителей "Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию информацию о богатейшем значении загадки в развитии ребенка. Так же здесь вы найдете материал по обучению составления загадок вашими детьми....

Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Пластилинография - нетрадиционная художественная техника работы с пластилином. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «пластилин» - материал, при помощи которого...

Консультация для родителей «Игра – как средство развития речи»

Ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ...

Консультация для родителей: «Игра как средство развития речи ребенка 3 -4 лет»

Значение игры в развитии мелкой моторики рук, образного мышления, связной речи детей.  Примерные игры и упражнения, которые могут использовать родители в домашних условиях....