Рекомендации родителям по организации игр для развития речи в домашних условиях
консультация по логопедии

 

Игра для детей — это всегда увлекательное занятие. Малыши могут часами строить башню, наряжать кукол или собирать конструктор. Но знаете ли вы, что играть можно со словами? Такие игры называются речевыми — они необходимы для развития речевой деятельности ребёнка.

Сегодня мы поговорим о том, какие существуют игры для развития речи и как в них правильно играть, а также познакомимся с нестандартными методами активизации речевых навыков у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_po_organizatsii_igr.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Рекомендации родителям по организации игр для развития речи в домашних условиях»

Подготовила:

учитель-логопед

Савватеева Ю.А.

Игра для детей — это всегда увлекательное занятие. Малыши могут часами строить башню, наряжать кукол или собирать конструктор. Но знаете ли вы, что играть можно со словами? Такие игры называются речевыми — они необходимы для развития речевой деятельности ребёнка.

Сегодня мы поговорим о том, какие существуют игры для развития речи и как в них правильно играть, а также познакомимся с нестандартными методами активизации речевых навыков у детей.

Содержание:

Игры для развития словарного запаса

Звуковые игры

Игры на грамматику

Игры на развитие связной речи

Роль игры в развитии речи ребёнка

Игра и речь ребёнка тесно связаны между собой. С одной стороны, в игре развивается и совершенствуется речь ребёнка, а с другой — игра становится интереснее и разнообразнее, когда ребёнок овладевает речевыми навыками.

Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, учится общаться со взрослыми и сверстниками, старается говорить и мыслить в нужном направлении.

Чем полезны речевые игры?

  • стимулируют познавательную активность ребёнка;
  • активизируют мышление;
  • обогащают словарный запас;
  • закрепляют правильное произношение звуков;
  • развивают внимание и память;
  • улучшают коммуникативные навыки.

В такие игры можно играть дома, по дороге в детский сад или на прогулке. Начинать лучше в 2-3 года, когда в речи малыша появляются первые слова и фразы, а вместе с ними — и интерес к произношению слов.

Ниже мы подобрали для вас самые популярные дидактические игры, которые используют педагоги на своих занятиях по развитию речи детей!

Речевые игры для самых маленьких (2-3 года)

В возрасте 2-3 лет ребёнок совершает первые попытки соединить несколько слов и построить предложение. Он ещё не чувствует, что слова состоят из отдельных звуков, поэтому речевые игры в этот период направлены на придание смысла тем словам, которые у него уже есть в речи и которые он часто слышит от взрослых.

В качестве материала для игр рекомендуется использовать игрушки, фигурки, кукольную посуды и мебель. Картинки подойдут для более старшего возраста.

1. Угадай игрушку

Вам понадобятся: мягкие игрушки, изображающие животных.

Взрослый ставит перед ребёнком 3-4 игрушки, затем начинает рассказывать об одной из них: «Эта игрушка серая, с коротким хвостиком и большими ушками. В лапках у неё кусочек сыра. Покажи, где она». Ребёнок должен найти загаданную игрушку и правильно её назвать. Затем взрослый задает вопросы об игрушке: «Какая она? Какой у неё хвостик? Что она держит в лапках?» и т. д.

2. Кто как говорит

Вам понадобятся: игрушки или фигурки животных.

Взрослый поочередно ставит перед ребёнком игрушку или фигурку животного, просит назвать его и вспомнить, как это животное подаёт голос (кошка — мяу-мяу, собака — гав-гав и т. д.).

3. А у тебя?

Вам понадобятся: игрушки, изображающие животных.

Взрослый берёт себе одну игрушку, например, медведя, а ребёнку даёт другую, отличающуюся по внешним признакам, например, лису. И выстраивает с малышом диалог:

— У меня мишка. А у тебя?

— Лиса.

— У мишки шубка коричневая. А у лисы?

— Рыжая.

— У мишки хвостик маленький. А у лисы?

— Большой.

И т. д.

4. Задуй свечу

Это упражнение необходимо для тренировки правильного речевого дыхания и выработки воздушной струи. Его можно делать, начиная с трёх лет.

Взрослый ставит перед малышом ладошку и говорит, что это свеча, которую нужно задуть, но для этого нужно сложить губы трубочкой и аккуратно дуть, чтобы огонь от свечи не стал причиной пожара.

Ребёнок начинает дуть, а взрослый при этом медленно складывает ладонь в кулак. Всё, свеча погасла.

Игры по развитию речи для детей 4-5 лет

В этом возрасте ребёнок уже самостоятельно строит предложения, но большинство звуков произносит неправильно из-за физиологической незрелости речевого слуха и мышц языка.

Речевые игры и упражнения должны быть направлены на классификацию предметов, отнесению их к определённой категории, а также на закрепление правильного произношения звуков и формирование в речи ребёнка развернутых фраз и предложений.

1. Подбери словечко

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает ребёнку мяч и называет фрукт, овощ, предмет одежды и т. д. Ребёнок ловит мяч и в ответ называет, чем это слово является.

  1. Огурец — это… овощ.
  2. Банан — это… фрукт.
  3. Медведь — это… животное.
  4. Ворона — это… птица.

2. Угадай профессию

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает мяч ребёнку и задаёт вопрос, касающийся какой-либо профессии. Ребёнок должен отгадать профессию и кинуть мяч обратно взрослому.

  1. Кто рисует картины? — Художник.
  2. Кто лечит детей? — Врач, доктор.
  3. Кто строит дом? — Строитель
  4. Кто ловит преступников? — Полицейский.

3. Эхо

Взрослый называет ряд слов, а ребёнок повторяет их.

Обычно слова в этой игре содержат те звуки, произношение которых ребёнку даётся с трудом.

Например, если имеются трудности со звуком [с], ребёнку даются для повторения следующие слова: сад-сани-самолёт, нос-вкус-пылесос, лиса-весы-хвост и т. д.

4. Подбери картинку

Вам понадобится: набор картинок с различными предметами, чьи названия начинаются с гласных звуков.

Взрослый называет любой гласный звук, а ребёнок должен выбрать нужную картинку. Например, на звук [а] подойдут картинки: автобус, арбуз, апельсин и т. д.

5. Чем можно?

Вам понадобится: картинки с изображением различных предметов и орудий труда.

Взрослый задаёт ребёнку вопрос: «Чем можно есть / резать / рубить / рисовать и т. д.». Ребенок находит соответствующую картинку и отвечает: «Рисовать можно кисточкой / красками / карандашом», «Рубить можно топором», «Резать можно ножом/ножницами» и т. д.

6. Какой? Какая? Какое?

Вам понадобится: набор из фигурок овощей и фруктов.

Ребёнок выбирает овощ или фрукт и должен сказать о нём как можно больше слов.

Взрослый спрашивает: «Огурец какой?». Ребёнок отвечает: «Зелёный, длинный, с пупырышками».

  1. Морковь — длинная, оранжевая, вкусная.
  2. Яблоко — зелёное, круглое, спелое и т. д.

7. Составь предложение

Вам понадобятся: сюжетные картинки по временам года.

Взрослый и ребёнок рассматривают картинку. Взрослый задаёт вопросы, а ребёнок должен ответить на них, используя слово «чтобы».

  1. Для чего мальчик везет санки? — Мальчик везёт санки, чтобы скатиться с горки.
  2. Для чего девочка надела шубу? — Девочка надела шубу, чтобы ей было тепло / чтобы она не замёрзла.
  3. Для чего дети пришли на пляж? — Дети пришли на пляж, чтобы искупаться/позагорать.

8. Рассказ про собачку

Взрослый предлагает ребёнку сочинить рассказ про его любимое животное, например, про собачку. Мама или папа начинает предложение, а ребёнок должен закончить.

«На лежанке спит (кто?) собачка. Мы насыпали корма (для кого?) для собачки. Косточку тоже дадим (кому?) собачке. Мы смотрим (на кого?) на собачку. Мы любуемся (кем?) собачкой. Мы сейчас говорили (о ком?) о собачке».

Источник:

1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Организация занятий по развитию речи в домашних условиях.

В настоящее время  остро стоит проблема предупреждения речевых нарушений в семье, ведь, как известно, гораздо легче предотвратить появление какого-либо нарушения, чем устранить его. И кто как не ...

Консультация для родителей «Организация занятий по развитию речи в домашних условиях»

Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь....

Рекомендации родителям по организации разных видов деятельности детей в домашних условиях.

Рекомендации родителям по организации разных видов деятельности детей в домашних условиях....

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Консультация для родителей по развитию речи«Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики» «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев, от...

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Консультация для родителей по развитию речи«Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики» «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев, от...