Консультация для родителей " Как научить читать! "
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Цепцура Марина Юрьевна
Здравствуйте, уважаемые родители, предлагаем Вам консультацию логопеда "КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ!" Сейчас все больше старших дошкольников еще до поступления в первый класс умеют читать. Но некоторые родители замечают, что их ребенок, который поначалу с большим желанием пытался читать, вдруг начинает упорно отказываться от этого занятия или выполняет с большой неохотой. А некоторым будущим школьникам навык чтения никак не дается. Как помочь ребенку легко научиться читать и затем не отбить у него охоту? Прежде всего взрослые должны учитывать готовность маленького ученика к овладению навыком чтения. Готовность можно определить по следующим признакам. 1. Ребенок активно интересуется буквами, старается их запомнить, ему интересно искать и находить знакомые буквы в текстах книг, во всевозможных надписях на улице. 2. Ребенок начинает внимательно вслушиваться в звучащие слова, выделять отдельные звуки в них, соотносить их с графемами (с буквами). 3. Ребенок пытается самостоятельно писать. Но даже если ребенок и готов к чтению, то ему все равно требуется помощь взрослого. Подготовка к чтению начинается с развития фонематического слуха, с умения слышать и выделять гласные и согласные звуки в слове. Именно к пяти годам созревают зоны мозга, отвечающие за фонетическое восприятие речи. А чтение - это сложный процесс, когда мы сначала анализируем слово, а затем, опираясь на графическое изображение звуков, которые мы слышим, собираем его вновь. Поэтому, когда мы начинаем учить ребенка читать слоги, минуя этап фонетическного разбора, наш маленький ученик никак не может сообразить, как сливаются согласный и гласный звуки. Это происходит потому, что без специальной подготовки он воспринимает слог как единое целое и не может разложить его на составляющие. Сегодня мы предлагаем вам несколько игр на выделение в словах гласных звуков. Их дети начинают выделять довольно рано. Наиболее легкие в определении звуки А, У, О, И. Написание их дети тоже, как правило, запоминают рано. Игра 1 Кто ведущий? ` Рассмотрите текст в любой книге с достаточно крупным шрифтом. Обратите внимание на то, что слова похожи на построившиеся в колонны спортсменов или на вагончики поезда, где первая буква как бы является ведущей. В каждом слове свой ведущий. Предложите ребенку отгадать эти буквы в словах, которые вы будете называть. Звуки надо обязательно интонировать: выделять голосом и протягивать. Вырежьте квадратики с буквами А, У, О, И и предложите ребенку подставлять ведущий звук в начало нарисованного ниже поезда. Гласный должен слышаться ясно или стоять под ударением. Избегайте слов типа огурец, овечка, где в безударной позиции слышится А. Примерные слова: арбуз, утка, индюк, иголка, ослик, удочка, облако, улитка, усики, абрикос, альбом. Если ребенок легко справился с этим заданием, называйте слова, в которых эти звуки стоят в конце, соответственно, буквы он должен подставлять в последний вагончик поезда. Называя слова, вы обязательно должны протягивать последний гласный. Например: рыбка, тапки, зайка, белки, ручки, молоко, далеко, кенгуру, какаду. Игра 2 Ушки на макушке Наиболее сложным является умение выделить гласный в середине слова. Называйте изображенные на рисунках предметы, интонируя голосом гласный. Ребенок должен поместить нужную букву в квадрат, находящийся в середине полоски. Постепенно побуждайте ребенка самостоятельно находить слова с различной позицией в слове и загадывать их вам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_kak_nauchit_chitat.docx14.62 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые родители, предлагаем Вам консультацию логопеда "КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ!"

Сейчас все больше старших дошкольников еще до поступления в первый класс умеют читать. Но некоторые родители замечают, что их ребенок, который поначалу с большим желанием пытался читать, вдруг начинает упорно отказываться от этого занятия или выполняет с большой неохотой. А некоторым будущим школьникам навык чтения никак не дается. Как помочь ребенку легко научиться читать и затем не отбить у него охоту?

Прежде всего взрослые должны учитывать готовность маленького ученика к овладению навыком чтения. Готовность можно определить по следующим признакам.

1. Ребенок активно интересуется буквами, старается их запомнить, ему интересно искать и находить знакомые буквы в текстах книг, во всевозможных надписях на улице.

2. Ребенок начинает внимательно вслушиваться в звучащие слова, выделять отдельные звуки в них, соотносить их с графемами (с буквами).

3. Ребенок пытается самостоятельно писать.

Но даже если ребенок и готов к чтению, то ему все равно требуется помощь взрослого.

Подготовка к чтению начинается с развития фонематического слуха, с умения слышать и выделять гласные и согласные звуки в слове. Именно к пяти годам созревают зоны мозга, отвечающие за фонетическое восприятие речи. А чтение - это сложный процесс, когда мы сначала анализируем слово, а затем, опираясь на графическое изображение звуков, которые мы слышим, собираем его вновь. Поэтому, когда мы начинаем учить ребенка читать слоги, минуя этап фонетическного разбора, наш маленький ученик никак не может сообразить, как сливаются согласный и гласный звуки. Это происходит потому, что без специальной подготовки он воспринимает слог как единое целое и не может разложить его на составляющие. Сегодня мы предлагаем вам несколько игр

на выделение в словах гласных звуков. Их дети начинают выделять довольно рано. Наиболее легкие в определении звуки А, У, О, И. Написание их дети тоже, как правило, запоминают рано.

Игра 1 Кто ведущий?

Рассмотрите текст в любой книге с достаточно крупным шрифтом. Обратите внимание на то, что слова похожи на построившиеся в колонны спортсменов или на вагончики поезда, где первая буква как бы является ведущей. В каждом слове свой ведущий. Предложите ребенку отгадать эти буквы в словах, которые вы будете называть. Звуки надо обязательно интонировать: выделять голосом и протягивать. Вырежьте квадратики с буквами А, У, О, И и предложите ребенку подставлять ведущий звук в начало нарисованного ниже поезда. Гласный должен слышаться ясно или стоять под ударением. Избегайте слов типа огурец, овечка, где в безударной позиции слышится А.

Примерные слова: арбуз, утка, индюк, иголка, ослик, удочка, облако, улитка, усики, абрикос, альбом.

Если ребенок легко справился с этим заданием, называйте слова, в которых эти звуки стоят в конце, соответственно, буквы он должен подставлять в последний вагончик поезда. Называя слова, вы обязательно должны протягивать последний гласный.

Например: рыбка, тапки, зайка, белки, ручки, молоко, далеко, кенгуру, какаду.

Игра 2 Ушки на макушке

Наиболее сложным является умение выделить гласный в середине слова. Называйте изображенные на рисунках предметы, интонируя голосом гласный. Ребенок должен поместить нужную букву в квадрат, находящийся в середине полоски.

Постепенно побуждайте ребенка самостоятельно находить слова с различной позицией в слове и загадывать их вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как научить детей любить читать".

В консультации "Как научить детей любить читать" приведены некоторые практические рекомендации для родителей, благодаря которым можно воспитать у детей любовь к чтению....

Консультация для родителей "Как научить детей любить читать?"

Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей....

Консультация для родителей "Как научить ребёнка читать"

Советы и рекомендации родителям по обучению детей чтению....

Консультация для родителей : «Как научить ребёнка читать?»

В консультации даются рекомендации родителям,  с  чего нужно начинать учить ребёнка 5-6 лет читать. В  какие игры со звуками и буквми  следует играть , чтобы Ваш ребёнок быстро и п...

Консультация для родителей «Как научить читать».Автор: воспитатель Русакова А.Н.

В этой консультации Вы найдёте правила, обязательные для успешного обучения чтению.....

Консультация для родителей "Мамочка научи меня читать"

Советы родителям по обучению чтения детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Как научить ребёнка читать?»

С чего начать?     Если вы хотите научить своего ребёнка читать до его поступления в школу, в возрасте 4 - 4,5 лет пора начинать подготовку к этому.    Прежде в...