Консультация для родителей "Жужжим и шипим правильно!"
консультация по логопедии (средняя, старшая группа)

Цепцура Марина Юрьевна
Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаем Вашему вниманию консультацию " Шипим и жужжим правильно! У детей четырех - пяти лет довольно часто встречается в речи нарушение шипящих звуков Ш и Ж, а также звука Ч. Чаще всего подобное нарушение обусловлено слабостью мышц языка. Сегодня мы расскажем вам, какие упражнения нужно выполнять ребенку, чтобы их укрепить. Присмотритесь повнимательнее, как произносит ребенок шипящие. Существует несколько вариантов их неправильной артикуляции. 1. Губное произношение: в этом случае язык лежит внизу, губы слегка выпячиваются вперед, воздушная струя проходит через губы, образуя звук, напоминающий Ф. Тогда как при правильной артикуляции звука Ш рот слегка приоткрыт, язык приподнят в середине рта, но не касается неба, губы округлые, изо рта идет теплая струя воздуха. 2. Межзубное произношение: язык высовывается между зубами и идет замена Ш на С, Ж на 3. В этом случае необходимо исправлять не только шипящие, но и свистящие. Межзубное положение языка при произношении звуков требует обязательной коррекции. И в этом случае вам понадобится помощь логопеда. 3. Также в логопедической практике различают боковое произношение шипящих. При данном нарушении эти звуки произносятся с неприятным хлюпом. Без специалиста распознать этот дефект довольно сложно. 4. И наиболее распространенная ошибка - это когда ребенок вместо Ш произносит С, вместо Ж - 3. Упражнения для укрепления мышц языка, позволяющие ему удерживаться в верхнем положении 1. «Слижи варенье (шоколад)» Поднять язык к « носу» и делать язычком слизывающие движения, будто мы испачкали рот вареньем или шоколадом. 2. «Посчитаем зубы» Рот широко открыт в улыбке, чтобы хорошо были видны верхние и нижние зубы. Острым кончиком языка проводим по ним: сначала вверху, потом внизу. З. «Покрасим потолок в домике у язычка» Язык, словно кисточка, движется вперед и назад, поглаживая небо. 4. «Сердитый язычок» Когда кошка сердится, она сердито бьет хвостом. Вот и наш язычок рассердился и быстро качается вверх-вниз. Рот широко открыт, язык высунут вперед. Опускаем его вниз-вверх несколько раз. При движении языка вверх рот остается неподвижным, работает только язык. 5. «Звонкие копытца» Рот также открыт широко, поднимаем язык за верхние зубы, присасываем и резко опускаем вниз - звонко цокаем: лошадка бежит то быстро, то медленно. Упражнение выполняется от 20 секунд до 1минуты. Совет родителям Логопедические упражнения повторяются многократно и обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал движения языка. Один комплекс выполняется регулярно в течение 2-3 недель. Затем можно попробовать вызвать правильный звуку ребенка по подражанию, объяснив и показав правильную артикуляцию. Для звука Ш, Ж - это приоткрытый рот, губы округленные, язык приподнят вверх и слегка отодвинут назад. Дуем на язык струей воздуха, при этом получается звук Ш, а с голосом - Ж. Подготовила М.Ю. Цепцура, учитель-логопед МДОУ "Детский сад комбинированного вида 17"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_shipim_i_zhuzhzhim_pravilno.docx14.36 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые родители!

Предлагаем Вашему вниманию консультацию " Шипим и жужжим правильно!

У детей четырех - пяти лет довольно часто встречается в речи нарушение шипящих звуков Ш и Ж, а также звука Ч. Чаще всего подобное нарушение обусловлено слабостью мышц языка. Сегодня мы расскажем вам, какие упражнения нужно выполнять ребенку, чтобы их укрепить.

Присмотритесь повнимательнее, как произносит ребенок шипящие. Существует несколько вариантов их неправильной артикуляции.

1. Губное произношение: в этом случае язык лежит внизу, губы слегка выпячиваются вперед, воздушная струя проходит через губы, образуя звук, напоминающий Ф. Тогда как при правильной артикуляции звука Ш рот слегка приоткрыт, язык приподнят в середине рта, но не касается неба, губы округлые, изо рта идет теплая струя воздуха.

2. Межзубное произношение: язык высовывается между зубами и идет замена Ш на С, Ж на 3. В этом случае необходимо исправлять не только шипящие, но и свистящие. Межзубное положение языка при произношении звуков требует обязательной коррекции. И в этом случае вам понадобится помощь логопеда.

3. Также в логопедической практике различают боковое произношение шипящих. При данном нарушении эти звуки произносятся с неприятным хлюпом. Без специалиста распознать этот дефект довольно сложно.

4. И наиболее распространенная ошибка - это когда ребенок вместо Ш произносит С, вместо Ж - 3.

Упражнения для укрепления мышц языка, позволяющие ему удерживаться в верхнем положении

1. «Слижи варенье (шоколад)»

Поднять язык к « носу» и делать язычком слизывающие движения, будто мы испачкали рот вареньем или шоколадом.

2. «Посчитаем зубы» Рот широко открыт в улыбке, чтобы хорошо

были видны верхние и нижние зубы. Острым кончиком языка проводим по ним: сначала вверху, потом внизу.

З. «Покрасим потолок в домике у язычка»

Язык, словно кисточка, движется вперед и назад, поглаживая небо.

4. «Сердитый язычок»

Когда кошка сердится, она сердито бьет хвостом. Вот и наш язычок рассердился и быстро качается вверх-вниз.

Рот широко открыт, язык высунут вперед. Опускаем его вниз-вверх несколько раз. При движении языка вверх рот остается неподвижным, работает только язык.

5. «Звонкие копытца»

Рот также открыт широко, поднимаем язык за верхние зубы, присасываем и резко опускаем вниз - звонко цокаем: лошадка бежит то быстро, то медленно. Упражнение выполняется от 20 секунд до 1минуты.

Совет родителям

Логопедические упражнения повторяются многократно и обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал движения языка. Один комплекс выполняется регулярно в течение 2-3 недель. Затем можно попробовать вызвать правильный звуку ребенка по подражанию, объяснив и показав правильную артикуляцию. Для звука Ш, Ж - это приоткрытый рот, губы округленные, язык приподнят вверх и слегка отодвинут назад. Дуем на язык струей воздуха, при этом получается звук Ш, а с голосом - Ж.

Подготовила М.Ю. Цепцура, учитель-логопед МДОУ "Детский сад комбинированного вида 17"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Разговор о правильном дыхании».

Работа учителя-логопеда предполагает тесное сотрудничество с родителями детей, посещающих занятия. Желание родителей выполнять задания логопеда дома - залог успешной коррекционной работы....

Консультация для родителей "Хочу говорить правильно!"

Развитие всех компонентов устной речи, в том числе и её грамматического строя – одна из задач образовательной области «Коммуникация» основной общеобразовательной программы детского сада. В дошкольном ...

Консультация для воспитателей. Формирование фонетически правильной речи – важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

 Работа воспитателя и работа логопеда компенсирующего детского сада различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она т...

Консультация для родителей "Как развивать правильное дыхание"

Игры и игровые упражнения для развития дыхания...

консультация для родителей "Хвалим ребёнка правильно"Рекомендации как правильно хвалить ребёнка

рекомендации как правильно хвалить ребёнка, не льстите, не преувеличивайте, будьте всегда искренне. Хвалите за старание, а не за природный дар. Тогда ребёнок вырастит, добрым, трудолюбивым. Сможет пра...