Главные вкладки

    Консультация для воспитателей. Формирование фонетически правильной речи – важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
    консультация по логопедии на тему

    Спорыхина Ольга Валерьевна

       Работа воспитателя и работа логопеда компенсирующего детского сада различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков. Учитель- логопед исправляет нарушения речи. Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе. Консультация дает представление о том, насколько важна такая взаимосвязь и какие именно упражнения может использовать воспитатель.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_vospitateley.doc818.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    Формирование фонетически правильной речи –

    важная задача логопедической работы

     с детьми дошкольного возраста.

     

            Формирование фонетически правильной речи –

    важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

            Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

            Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная и обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению.

            Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого. Современные исследования в области детской психологии выявили, что недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития. Это следует учитывать при проведении коррекционной логопедической работы.

            Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье.

            Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстникам о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

            Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. В семье малыша понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром; очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

            Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу. С первого взгляда пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с дефектами фонетической стороны речи.

            Для речи детей, имеющих заключение «общее недоразвитие речи» (ОНР), наряду с нарушениями произношения звуков наблюдается недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка. Характерным является недифференцированное произношение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы ([С] заменяет [С], [Ш], [Щ], [Ц] — сяни — сани, сюба — шуба, сяпля — цапля), замены групп звуков более простыми по артикуляции. Детям свойственны нестойкие замены, при которых звук в разных словах произносится по-разному; смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет. Кроме того, множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки, замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове. Также у детей отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами. Они испытывают большие трудности при чтении и письме.

            В ходе преодоления фонематического недоразвития предусматриваются два взаимосвязанных направления работы: во-первых, коррекция произношения, т. е. постановка и уточнение артикуляции звуков; во-вторых — последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.        

            Остановимся более подробно на каждом направлении логопедической работы и упражнениях, способствующих формированию фонетически правильной речи детей дошкольного возраста с ОНР.

            Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определённую специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь постепенности перехода от лёгкого к трудному, сознательности усвоения материала, учёта возрастных особенностей. В течение работы над постановкой звуков воспитатели группы могут активно помогать ребёнку и требовать от него выполнения заданий. После подготовительных упражнений проводится работа по автоматизации ставящегося звука в слогах, словах и предложениях. На этом этапе также большое значение имеет соблюдение принципа постепенного перехода от лёгкого к трудному.

            Автоматизация звуков — один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приемов для того, чтобы занятие по автоматизации звука превратилось в интересную игру. Повышает заинтересованность детей к занятиям использование картинок. Однако введением в занятия только данного вида упражнений процесс автоматизации звуков не ограничивается.

            Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помогают им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.

    Упражнение «Лес шумит».

    Цель: добиваться от ребёнка правильного длительного изолированного звука Ш.

    Краткое описание: воспитатель вспоминает с детьми, как они ходили летом в лес и видели там высокие деревья. У них зелёные верхушки, веточки и много листьев. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят ш..ш..ш... Воспитатель предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветерок: ш.. ш..ш ….

    Упражнение «Угадай, что в руке».

    Цель: упражнять в правильном произношении звука ш в словах. Дети должны произносить звук ш более длительно, чем остальные звуки в слове.

    Краткое описание: воспитатель расставляет на столе предметы. Дети рассматривают и называют их. Убрав предметы, воспитатель по очереди вызывает детей к столу. Сзади в руку ребёнка дают один из убранных предметов, а он должен на ощупь определить и назвать предмет (шапка, мишка, карандаш, камешки, шнурок и т.д.).

    Игра «Тишина».

    Цель: упражнять детей в правильном произношении звука ш во фразовой речи, добиваться умения пользоваться тихим голосом.

    Краткое описание: дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши (такое имя даётся любому выбранному ребёнку) и тихо говорят: «Тише, ти-ше, Маша пишет, наша Маша долго пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет». После этих слов дети бегут в домик (отведённое воспитателем место). Тот, кого осалят, должен придумать и сказать слово со звуком «ш». Потом выбирают нового водящего.

    Игра «Магазин».

    Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь, б - бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.)

    Краткое описание: педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. “Я буду продавцом”, - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?” Дети отвечают. “А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями”, - отвечают дети. “ Что делает продавец?“ - “Продает”. - “Что делает покупатель?“ - “Покупает”. Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово  пожалуйста выделяет голосом. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

    Игра «Можно ездить или нет».

    Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения. Предметы, имеющие в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.

    Краткое описание: дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

    Игра «Скажи, как я».

    Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

    Краткое описание: педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.

            Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста с ОНР одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков).

            Как показали исследования Г. М. Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.

            В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений:

    1. Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).

    2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

    3. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.

    4. «Разрезные картинки»: разделить картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.

    5. «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом - «кот», двухэтажный - «лиса» и т.п.

    6.  Ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово (название изображенного предмета), самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова.

    7. Объяснить значение слов; например - «пароход», из каких 2 слов оно образовано.

    8. Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо. Варианты:

       слова написаны неправильно;

       слова произносятся неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь дается картинка).

    9. Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил.

    10. Что изменилось в слове? - «Лис, лиса, лисица».

    11. Назвать ласково: Оля Оленька, Вова Вовочка и т.д. (слоговой анализ слов).

    12. Какие слова рифмуются, а какие нет; анализ количества слогов в них: рак, бак, так, банан.

            В процессе работы над фонематическим и слоговым синтезом слов используются следующие виды игр и упражнений:

    1. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА+, КА+

    2. Разгадать ребусы: КОФ. ; ЛАС. ; КОС.  (кофточка, ласточка, косточка)

    3. Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол).

    4. Медленно произносить слово по слогам: со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком.

    5. «Разрезные картинки». Ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку неправильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.

    6. Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом - домик, кот — котик и т.д. Уточнить, какое звукосочетание появляется во всех этих словах.

    7. Изменить по аналогии: дом дома, лес ... (упражнение в словоизменении). Уточнить, изменилось ли количество слогов.

    8. Дополнить слово подходящим слогом: земляни..., смороди...

    9. Поменять слоги местами, составить слово: рады - дыра, сосна - насос.

    10. Образовать новое слово из первых слогов двух слов: чайник + капуста = чайка; малина + машина = мама и т.п.

            Чтение веселых стихов может служить переходным мостиком к выявлению умения различать на слух все звуки речи. Это умение является одной из предпосы-лок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый звук и обозначить его соответствующей буквой. Например, можно использовать игру «Подскажи словечко» (для развития у детей чувства рифмы и языкового чутья).

            Ночью темень.

            Ночью тишь.

            Рыбка, рыбка, где ты ...(спишь)!

            Эй, давай играть в футбол!

            Забивай в ворота ...(гол)!

            Доски на гору везем,

            Будем строить новый ...(дом).

            Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать рече-вые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

            Используйте для этих занятий то, что дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).

            При изучении определенной лексической темы важно также делать произносительный акцент на элементах, являющихся носителями грамматического значения (окончании соответствующей формы существительного или прилагательного, предлоге, приставке в глаголах движения и т.п.), чтобы усилить их восприятие детьми.


    Заключение

            Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

            Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

            Задача воспитателя совместно с логопедом и родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными занятиями, а интересной игрой.

            Конкретные виды упражнений выбираются в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста. Параллельно с работой по звуконаполняемости слов и коррекцией звукопроизношения необходимо работать и над совершенствованием слоговой структуры слов, так как все это решающие факторы в формировании фонетически правильной речи ребенка.

            Старший дошкольный и подготовительный возраст – это время, когда закладываются основы для дальнейшего обучения. И от нас, воспитателей и логопедов, зависит насколько комфортно и легко будет нашим воспитанникам в школе.

     Спасибо за внимание!


    Литература

    1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. –– СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

    2. Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.-  СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

    3. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1979.

    4. Большакова Е. С. Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения). - М.: Просвещение, 1996.

    5. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. - М.: Просвещение, 1989.

    6.  Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

    7. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. - М: Гном и Д. - 2001.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация учителя-логопеда на тему:«Формирование фонетически правильной речи – важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста»

    В консультации представлены механизм становления фонематического слуха, основные функции речи. Особое внимание уделено исправлению речевых ошибок детей, пропедевтике речевых нарушений посредством прав...

    Коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по развитию лексико-семантической стороны речи

    В своей работе с детьми по формированию и расширению семантических полей мы используем систему дидактических игр, включающих блоки, соответствующие трем этапам обучения....

    Формирование фонетически правильной речи - важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возрата

    Консультация о значени развития фонетически правильной речи у детей с примерными играми на формирования фонематических процессов...

    Консультация для воспитателей "Формирование грамматически правильной речи"

    В консультации говориться о работе  воспитателя по формированию грамматически правильной речи детей...

    Консультация для педагогов и специалистов ДОО: "Использование дидактического набора "Дары Фрёбеля" в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

    В докладе представлен опыт работы с использованием дидактического игрового набора Фридриха Фрёбеля "Дары Фрёбеля" в логопедической работе с детьми по следующим направлениям: коррекция звукоп...