Консультация учителя-логопеда на тему:«Формирование фонетически правильной речи – важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста»
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

В консультации представлены механизм становления фонематического слуха, основные функции речи. Особое внимание уделено исправлению речевых ошибок детей, пропедевтике речевых нарушений посредством правильной организации речевой среды для дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида №9»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Консультация для воспитателей на тему:

«Формирование фонетически правильной речи – важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста»

Составила:

Учитель-логопед МБДОУ

МБДОУ «Детский сад №9»

Львова Инна Владимировна

2015

Формирование фонетически правильной речи - важная задача логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития раз личных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием и проходит ряд качественно разных  ступеней  развития.  Новорожденный  может издавать непроизвольные звуки. Они  являются  врожденными,  одинаковыми  для детей всех народов,  несмотря  на  различия  языков  и  культур.  Эти  звуки являются предшественниками речи.

Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс  включены сложные мозговые системы  и  периферия  (речевой  аппарат), которые  управляются  ЦНС.  Вредности,  ослабляющие  развитие,  отрицательно сказываются на становлении произношения.

При  нормальном  речевом  развитии   ребенок   не   сразу   овладевает нормативным    произношением. Длительный путь овладения ребенком произносительной системы обусловлен сложностью самого материала –  звуков  речи,  которые  он  должен  научиться воспринимать и воспроизводить.

При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в  потоке  речи  изменчивы.  Он  слышит  множество  вариантов звука,   которые   сливаются   в   слоговые   последовательности,   образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из  них  фонему,  при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы  и  опознать ее  по   тем   постоянным   отличительным   признакам,   по   которым   одна противопоставлена  другой.  В   процессе   речевого   развития   у   ребенка вырабатывается   фонематический   слух.

Фонематический слух осуществляет  операции  различения  и  узнавания  фонем, составляющих звуковую оболочку слова и формируется  у  ребенка  в  процессе речевого  развития  в  первую  очередь.  Поскольку  фонемы   реализуются   в произносительных вариантах-звуках,  важно,  чтобы  эти  звуки  произносились, нормировано, иначе их трудно опознать  слушающим.  Непривычное  для  данного языка  произношение  оценивается  фонетическим  слухом   как   неправильное.

Фонематический слух осуществляет не только прием и оценку чужой  речи,  но  и  контроль над собственной речью.

Формирование произносительной стороны речи – это  сложный  процесс,  в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему  звучащую  речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения.

В ходе развития речи образуются системно управляемые слуходвигательные образования, которые и являются реальными, материальными знаками языка.  Для их  актуализации  необходимо существование артикуляторной базы  и  умение образовывать слоги.  Артикуляторная база  –  способность  приводить  органы артикуляции в позиции,  необходимые  для  образования  формирования  звуков, нормативных для данного языка.

Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого. Современные исследования в области детской психологии выявили, что недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития. Это следует учитывать при проведении коррекционной логопедической работы.

Таким  образом,  речь  представляет  собой  одну  из  сложных   высших психических функций человека. Речевой акт  осуществляется  сложной  системой органов, в которой главная роль принадлежит деятельности головного мозга.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексии у школьников.

Осуществляя речевое общение  посредством  языка,  говорящий  отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывая их  по  правилам  грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.

Для  того  чтобы  речь  человека  была  членораздельной  и  понятной, движения   речевых   органов   должны   быть   закономерными,   точными    и автоматизированными.   Иными   словами   необходимым   условием   реализации фонетического   оформления   речи   является   хорошо   развитая    моторика артикуляционного аппарата.

Все фонетические нарушения речи должны быть своевременно выявлены и устранены. Для этого ребенка-логопата необходимо направить на консультацию к специалистам: логопеду, детскому невропатологу, психиатру. У детей с тяжелыми нарушениями речи при наличии выраженных фонетических дефектов (звукопроизношения и слоговой структуры слов) могут быть выявлены и нарушения слуха разной степени, поэтому в некоторых случаях необходима консультация врача-сурдолога. Нередко логопедическая коррекция осуществляется на фоне медикаментозного лечения, психо- и физиотерапии.

Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная ее коррекция, а также профилактика вторичных речевых и нервно-психических нарушений - важнейшие задачи, стоящие перед логопедами, педагогами, врачами и родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Формирование фонетически правильной речи – важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

 Работа воспитателя и работа логопеда компенсирующего детского сада различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она т...

Коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по развитию лексико-семантической стороны речи

В своей работе с детьми по формированию и расширению семантических полей мы используем систему дидактических игр, включающих блоки, соответствующие трем этапам обучения....

Консультация "Формирование фонетически правильной речи - важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста"

Консультация о значени развития фонетически правильной речи у детей, с примерными играми на формирование фонематических процессов...

Консультация учителя-логопеда для родителей. «Фонематический слух - основа правильной речи»

С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Очень редко удаётся избежать тех или иных проблем, появляющихся при освоении ребёнком родного языка. Самые распространённые труд...

Формирование фонетически правильной речи - важная задача логопедической работы

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышл...

Консультация " Формирование фонетически правильной речи-важная зададача логопедической работы"

Раскрыты задачи по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста для успешного обучения в школе....