Консультация "Формирование фонетически правильной речи - важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста"
консультация

Кожевникова Альбина Замировна

Консультация о значени развития фонетически правильной речи у детей, с примерными играми на формирование фонематических процессов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование фонетически правильной речи –

важная задача логопедической работы
с детьми дошкольного возраста.

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная и обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого. Современные исследования в области детской психологии выявили, что недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития. Это следует учитывать при проведении коррекционной логопедической работы.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстникам о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. В семье малыша поговорили правильно, четко, выразительно. В семье малыша понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром; очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу. С первого взгляда пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух - и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с дефектами фонетической стороны речи.

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.

Все фонетические нарушения речи должны быть своевременно выявлены и устранены. Для этого ребенка-логопата необходимо направить на консультацию к специалистам: логопеду, детскому невропатологу, психиатру. У детей с тяжелыми нарушениями речи при наличии выраженных фонетических дефектов (звукопроизношения и слоговой структуры слов) могут быть выявлены и нарушения слуха разной степени, поэтому в некоторых случаях необходима консультация врача-сурдолога. Нередко логопедическая коррекция осуществляется на фоне медикаментозного лечения, психои физиотерапии.

Таким образом, ранее выявление речевой патологии и своевременная ее коррекция, а также профилактика вторичных речевых и нервно-психических нарушений - важнейшие задачи, стоящие перед логопедами, педагогами, врачами и родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Рекомендуемые игры на формирование фонетических процессов.

 

1. Крайние звуки.                            

 Цель: развивать фонематические представления, простые формы фонематического анализа.

Ход игры: дети должны придумать слова, звучание которых начинается (заканчивается) на заданный логопедом звук.

Примерные лексические темы: одежда, обувь, детали одежды, части тела и т. д.

Образец:  Ш: шуба, шапка, шарф.

                П: платье, платок, плащ.

                Б: бусы, брошка.

                А: нога, рука, голова, спина.

2. Конец слова за тобой.

Цель: развивать фонематические представления, фонематический анализ.

Наглядные пособия: звуковая линейка.

Ход игры: предлагается начало слова. Дети должны договорить слово и показать на звуковой линейке, сколько в нем звуков.

Примерные лексические темы: мебель, транспорт, фрукты, цветы.

Образец:  Л: сто - Л, сту – Л, шкаф-пена – Л.

                С: Автобу – С, троллейбу – С.

                С: анана – С, коко – С, абрико – С.

                С: нарцисс – С, гладиолу – С.

3. Незнайкины ошибки.

Цель: развивать фонематические представления, фонематический анализ.

Ход игры: Незнайка написал Знайке письмо в стихах, но сделал ошибки. Их надо исправить.

               1–й вариант. Угадай конец.

Незнайка что-то пропустил в словах, которые он написал. Послушай его стихи и ответь, какие звуки он пропустил? Придумай слово, начинающееся на последний звук придуманного тобой слова.

1) Маша кукле шар (шарф) вязала.

     Ей Наташа помогала.

2) Серый вол (волк) голодный, злой

     Ходит по лесу зимой.

               2-й вариант. Недостающие звуки.

Какие слова хотел написать Незнайка? Где в них стоят пропущенные звуки?

Своей младшей дочке Тосе заплетает мама осы (косы).

Землю роет старый кот (крот). Под землею он живет.

В зоопарке живет сон (слон). Словно дом, огромен он.

Написал письмо я Знайке, он забыл приклеить арки (марки).

Подарили нам игрушки: целый день стреляют ушки (пушки).

4. Какой звук потерялся?

Цель: развивать фонематические представления.

Ход игры: логопед читает стихотворение, пропуская звук в каком либо слове. Затем спрашивает: «В каком слове не хватало звука?».

Усложнение. Звук отсутствует в двух и более словах, а также дети сами пропускают его при чтении стихотворения.

     Звук Л:        Загадки.

На ветвях украшенных снежной бахромой,

Яб…оки румяные выросли зимой.

Яб…оки по яблоне весело снуют.

Гусениц мороженных яб…оки клюют.    (снегири)

Золотая го…ова велика, тяжела.

Золотая го…ова отдохнуть прилегла.

Го…ова велика, только шея тонка.     (тыква)

5. Пропущенный звук.

Цель: развивать фонематическое представление.

Ход игры: детям предлагается хорошо знакомый текст. Его можно еще раз прочитать, затем каждый должен воспроизвести текст, пропуская в словах заданный звук. За каждую ошибку насчитывается штрафное  очко. Выигрывает тот, у кого меньше всего штрафных очков. Мы предлагаем для этой игры цикл стихов А. Барто «Игрушки». Эти стихи хорошо знакомы детям и любимы ими.

Ш:        МИ…КА.                                          Ч: БЫ… ОК

     Уронили ми…ку  на пол.                    Идет бы…ок, качается,

     Оторвали ми..ке лапу.                       Вздыхает на ходу:

     Все равно его не бро…у,                  - Ох, доска кон…ается,

     Потому  …то он хоро…ий!                   Сей…ас я упаду.

6. Назови слово другим звуком.

Цель: развивать фонематические представления.

Ход игры: на предложенное слово дети должны ответить словом с оппозиционным звуком.

Твердые и мягкое                                         П – Б:

согласные:                               пас – бас,                 пух – бух,

дары – дари,                            пар – бар,                пот – бот,

сады – сади,                             Паня – баня,           пыль – быль,

шипы – шипи,                         почка – бочка,        пока – бока,

круты – крути,                        порт – борт,            панки – банки,    

цветы – цвети,                        плеск – блеск,         плошки – блошки,

плоды – плоди,                       ропот – робот,        правый – бравый,

возы – вози,                            палка – балка,         запор – забор.

носы – носи.

7. Цветные карандаши. 

Цель: развивать фонематические представления.

Ход игры: каждый учасник получает цветной карандаш и придумывает пять слов с тем звуком, на который начинается название цвета, или на звук, который обозначается этим цветом (синий, зеленый, красный).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Формирование фонетически правильной речи – важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

 Работа воспитателя и работа логопеда компенсирующего детского сада различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она т...

Консультация учителя-логопеда на тему:«Формирование фонетически правильной речи – важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста»

В консультации представлены механизм становления фонематического слуха, основные функции речи. Особое внимание уделено исправлению речевых ошибок детей, пропедевтике речевых нарушений посредством прав...

Коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по развитию лексико-семантической стороны речи

В своей работе с детьми по формированию и расширению семантических полей мы используем систему дидактических игр, включающих блоки, соответствующие трем этапам обучения....

«Применение электронных методических пособий по автоматизации звуков в слогах, словах и связной речи в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».

      С целью повышения качества коррекционного процесса для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях мною...

Формирование фонетически правильной речи - важная задача логопедической работы

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышл...

Консультация " Формирование фонетически правильной речи-важная зададача логопедической работы"

Раскрыты задачи по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста для успешного обучения в школе....