Консультация для родителей "Хочу говорить правильно!"
консультация на тему

Развитие всех компонентов устной речи, в том числе и её грамматического строя – одна из задач образовательной области «Коммуникация» основной общеобразовательной программы детского сада. В дошкольном периоде жизни ребёнка важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его нарушение в условиях школьного обучения приводит к дисграфии – нарушению письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для родителей297.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хочу говорить правильно!

                                               

Уважаемые родители!

           Развитие всех компонентов устной речи, в том числе и её грамматического строя – одна из задач образовательной области «Коммуникация» основной общеобразовательной программы детского сада. В дошкольном периоде жизни ребёнка важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его нарушение в условиях школьного обучения приводит к дисграфии – нарушению письма.

           Для детей старшего возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания. У них формируется умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными, образовывать трудные формы глаголов, образовывать слово по образцу, находить родственные слова, образовывать имена существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами, различать смысловые оттенки глаголов (бежал – убежал – забежал – прибежал) и имён прилагательных (умный – умнейший, полный – полноватый).

        Давайте же вместе воспитывать у детей языковое чутьё, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно. А поможет нам в этом игра.

 «Один – много». Упражнять детей в образовании множественного числа, подборе к словам определения и действия, их согласовании.

        Например. Показать картинку. Что это? Это стол, а это…(столы). Здесь много…(столов). Какие столы? (Столы деревянные, письменные, обеденные).

   «Брат – братец – братик». Предложите детям послушать слова,  сказать, чем они отличаются и самим изменить слова по образцу: мама – мамочка – мамуля, брат - …, заяц -…

   Чем отличаются слова:

 бежать – подбежать – выбежать, играть – выиграть – проиграть и т.п.

Составить предложения с любыми двумя словами.

 Мы играли в домино. Сережа выиграл, а Дима (проиграл.)

   «Бежать – мчаться». Спросите ребёнка, как он понимает слова? Чем они отличаются?

Засмеялись – захихикали; бежать – мчаться; пришли – приплелись; плакать – рыдать; прощать – извинять.

Придумайте предложения с любой парой слов.

  «Какой? Какая? Какое?». Предложите ребёнку ответить на вопросы, подбирая определения к каждому слову:

лимон (какой?) – (жёлтый, сочный, кислый,…);

птицы (какие?) - ….

Самолёт из бумаги (какой?) – бумажный.                          

Магазин, где продают овощи (какой?) – овощной.

«Найди ошибку». Предложить найти ошибку и исправить её:

большой книга - …(большая книга); маленькая рассказ – (маленький рассказ), яркий картинка – (яркая картинка), …

Кастрюля нужна повар (повару).

Кисти нужны художник (художнику).

«Два и пять». Предложить изменить слова по образцу.

Две книги – пять книг; две сказки – пять сказок; два слона - …

Книга – нет дух книг – нет пяти книг, сказка - …, слон - …и т.п.

«Скажи ласково». Назови детёнышей животных по образцу:

у коровы – телёнок – телёночек – телятки;

у козы - …(козлёнок) - …(козлёночек) - … (козлятки), …

Кофта – кофточка; шарф – шарфик,… палец – пальчик,…

«Чей? Чьи?». Измени слова по образцу.

    Нос лисы – лисий нос; глаза зайца –… (заячьи глаза); лапа медведя -…(медвежья лапа); хвост волка - …(волчий хвост)…        

«Закончи предложение». Закончить предложение.

Одна машина в гараж заехала, а другая из гаража…(выехала).

Девочка вошла в дом, а мальчик из дома …(вышел). 

 «Подбери признак». Предложить ребёнку сказать: 

Снег (какой?) -…, мороз (какой?) - …, солнце (какое?) - … и т.п.

«Подбери действия к предметам».

Поезд (что делает?) -…, снег (что делает?) -…, птица (что делает?) -…, белки (что делают?) -…, сова (что делает?) -…

«Скажи как я».

Шёлковая кофта – шёлковые кофты.

Нет шёлковой кофты – (нет шёлковых кофт).  

Рад шёлковой кофте – (рад шёлковым кофтам).

Вижу шёлковую кофту – (вижу шёлковые кофты).

Доволен шёлковой кофтой – (доволен шёлковыми кофтами).

Говорю о шёлковой кофте – (говорю о шёлковых кофтах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Говорите правильно"

Не стоит повторять прописную истину о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, и что овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуни...

Консультация для родителей:"Говорите правильно".

Консультация для родителей:"Говорите правильно"....

Консультация для родителей: «Говорите правильно»

Консультация для родителей "Говорите правильно"....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО"

ОБ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМАХ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...

Консультация для родителей «Говорите правильно!»

Речь родителей, которые постоянно общаются со своими детьми, является важным источником, из которого дети получают образец  культуры речи  Недостатки в речи взрослых:- нечеткое произнесение ...

Консультация для родителей «Говорим правильно и красиво»

Кто хочет разговаривать,Тот должен выговаривать,Все правильно и внятно,Чтоб было всем понятно....