Рекомендации для родителей дошкольников.
консультация по логопедии

Филиппова Екатерина Юрьевна

Практические рекомендации для родителей, по развитию речевых и неречевых навыков у детей младшего дошкольного возраста, в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_roditeley.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей от логопеда

Уважаемые родители! Успешное освоение речи ребенком начинается с развития неречевых навыков, таких как, например: развитие дыхания, мелкой моторики, умения слышать и различать неречевые звуки, развития артикуляции. Ниже приведены рекомендации по развитию этих навыков в домашних условиях. Помните, что для детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра, поэтому все упражнения должны подаваться в легкой, игровой форме.

  1. Развитие дыхания.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умение беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Можно предложить ребенку следующие игры.

- дуть на лёгкие шарики, карандаши, катать их по столу, пускать в тазу с водой уточек, лодки, кораблики, играть на духовых музыкальных инструментах (дудочках, свистки).

- дуть на привязанные к натянутой ниточке снежинки, лёгких разноцветных птичек. Сдувать с руки пушинки. Дуть на мыльные пузыри.

- дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, мыльному пузырю.

- использовать специальные дыхательные тренажеры.

  1. Развитие мелкой моторики.

Формирование речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики рук, необходимо включать в ежедневные игры работу по тренировке тонких движений пальцев малышей.

Для малышей после 1 года очень полезны специальные пальчиковые краски, (ребёнок опускает в краску руку или пальчик и рисует на большом листе бумаги), пластилин – его можно пока просто мять или разрывать на кусочки.

Чем старше ребёнок, тем большую нагрузку можно давать его пальчикам. После 2 – х лет предложите ребёнку игры с пуговицами. Их можно пришить на кусок ткани, получится коврик – тренажёр для ножек, по которому можно ходить, или сделать забавные застёжки.

Освоение ножниц – тоже большая нагрузка для пальчиков. Уже с 3 – х лет можно предложить ребёнку что – нибудь резать (бумагу резать проще, ткань, нитки сложнее).

После 3 – х лет обязательно приобретите ребёнку мозаику (сначала самую крупную), пазлы для малышей, интересно так же нанизывание бус и, конечно, рисование (карандашами, красками с кисточкой).

  1. Развитие артикуляционного аппарата.

Развитие артикуляционной моторики необходимо для правильного произношения сложных звуков. Выполнять все упражнения необходимо вместе с ребенком, перед зеркалом, четко произнося инструкцию и повторяя каждое движение несколько раз. Если ребенку сложно сидеть за столом, можно включить некоторые движения в каждодневную «рутину». Например, можно идти по улице и щелкать языком изображая «Лошадку», при этом ребенку можно предложить посоревноваться, чья лошадка доскачет дальше.

«Весёлый язычок» - Жил язычок в своём домике. Проснулся и осмотрелся. Взглянул за калиточку (язычок высовывается из открытого рта), посмотрел наверх, светит ли солнышко (кончик языка поднимается вверх), потом посмотрел вниз, нет ли луж на земле (кончик языка опускается вниз). Понравилось язычку на улице, и захотел он погулять (кончик языка поворачивается вправо, влево, вверх, вниз- «часики».Устал язычок и решил поесть, чтобы сил больше набрать. И стал молочко лакать, как кошечка (языком проводим лакательные движения). Наелся язычок, а губки испачкал молоком. Почистил губки, сначала верхнюю, потом нижнюю (облизывание кончиком языка верхней и нижней губы). А теперь почистил зубки верхние и нижние (облизывание зубов под губами). Сделал всё язычок и опять решил поиграть. Увидел качели и стал качаться на них (поднимание и опускание лопатообразного языка к верхней и нижней губе при открытом рте вверх – вниз, вверх – вниз, всё выше и выше ( постепенно поднимается высунутый язык к носу и опускается к подбородку). Перестал качаться на качелях и решил покататься на лошадке (щёлкаем кончиком языка за верхними зубами). Устал язычок и пошёл в свой домик спать. Закрыл калиточку (язык распластать во рту и сомкнуть губы).

  1. Умение различать звуки.

Фонематическое восприятие – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Родители часто жалуются – у моего ребёнка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой лёгкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первым шагом следует проверить физический слух ребёнка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к различным упражнениям для развития фонематического слуха.

- узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Игра: «Шумящие мешочки» Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки, деревянные брусочки, бусинки. Ребёнок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

- можно использовать звучащие игрушки: барабан, свисток, дудочку, трещотку. Ребенок сидит спиной, родитель издает звук с помощью игрушки и просит ребенка показать, что звучало. Перед этим обязательно познакомьте ребенка с каждой игрушкой.

- игра: «Похлопаем» Ребёнок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

- игра «Эхо». Ребенок встает напротив взрослого. Родиитель тихо произносит звук (а\о\у\и), ребенок громко. Можно употреблять сочетания ау, уа, иа, ио.

- взрослый совместно с ребенком произносит пары слогов «па-па, да-да, ту-ту и т.д.» Затем можно объяснить ребёнку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривать их лучше интонационно разделяя слоги.  Совместно с ребёнком произносите слова (ма - ма, ма – ши- на и т.д.), начинайте со знакомых ребенку слов, состоящих из 2х слогов. Затем речевой материал можно усложнять.

Обязательно читайте своему ребенку книги, используйте иллюстрации, просите показать героев, про которых читали. Развивайте диалоговую речь ребенка, задавайте вопросы по прочитанному тексту. Используйте пальчиковые или настольные театры, для составления пересказа сказок.

Прекрасным инструментом для развития речи являются также потешки, песенки, небольшие стихотворения. Их можно просто читать ребенку, просить повторить, закончить фразу или выучить, если ребенок хорошо запоминает на слух.

Помните, что все задания должны преподноситься ребенку в игровой форме, поэтому начинать необходимо с 5 минут выполнения, затем время можно увеличивать. Не пытайтесь выполнить все варианты развития речевых навыков одновременно, лучше разделите их на маленькие игры и выполняйте в течении дня.

Не стоит забывать о том, что вы являетесь образцом для своего ребенка. При формировании речи, многое ребенок «берет» от своих родителей. Поэтому старайтесь не разговаривать с ребенком быстро. Говорите ясно, чётко, называя предметы правильно. Главные составляющие красивой речи: правильность, чёткость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весенняя прогулка (рекомендации для родителей дошкольника)

Рекомендации для родителей по организации прогулки дошкольника весной...

Методические рекомендации для родителей дошкольников с ОНР.

Целью предложенного материала является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка....

Рекомендации логопеда родителям дошкольников с системным недоразвитием речи (СНР)

Рекомендации логопеда родителям дошкольников с системным недоразвитием речи (СНР)...

Рекомендации молодым родителям дошкольников

Рекомендации молодым родителям дошкольников...

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...

Рекомендация для родителей дошкольников "Что делать если ребенок плачет при расставание с родителями?"

Рекомендация для родителей дошкольников "Что делать если ребенок плачет при расставание с родителями?"...