Консультация для родителей от учителя-логопеда «Артикуляционная гимнастика дома»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Кузьмина Лариса Владимировна

Доступное использование артикуляционной гимнастики дома. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_doma.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей от учителя-логопеда

«Артикуляционная гимнастика дома»

Артикуляционная гимнастика— это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика– это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

1.подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л);

2.артикуляционныеупражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты;

3.артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка)

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения в детском саду, проводятся два-три раза в неделю, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома:

• Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.

• Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).

• Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»

• Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

«Заборчик»

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

«Окошечко»

«Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Упражнения для развития подвижности губ

«Трубочка»

Вытянуть губы вперед, как хоботок (удерживать до 10).

«Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до 5.

«Блинчик»

Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удерживать в данном положении под счет от 1 до 10

«Иголочка»

Удерживать язык узким (под счет до 10).

«Парус»

Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счет до 10.

«Грибок»

Рот открыт, язык присосать к нёбу. 

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Присосался язычок!

Несколько секунд – молчок!

Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус»мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» -«Окошечко» -«Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу.

Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

«Часики»

Улыбнуться, рот открыть. Кончик языка переводить на счет 1 – 2 из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

 «Качели»Хочу такой сайт

Улыбнуться, рот открыть. Поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Поскорей, ребята, сели

На волшебные качели.

Вверх летим и тут же вниз,

Ну-ка, ротик, улыбнись.

«Лошадка»

Улыбнуться, рот открыть. Пощелкать кончиком языка. Как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Мы нисколько не устали,

Язычком мы цокать стали.

Цокать медленно и сильно,

Ты дружок не торопись -

Делай медленно — трудись.

Слышно звонко, как лошадка

«Чистим зубки»

Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за зубами и поводить им из стороны в сторону.

Мягкой щёткой с утра.

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

Белые, красивые!

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.

Губка верхняя в варенье.

Ах, неаккуратно ел.

Вот облизывать придётся.

Будто нету других дел.

«Барабанщик»

В руки барабан возьмем.

И играть на нем начнем.

Язычок наверх подняли,

«Д-д-д-д» застучали.

«Худышки – толстяки»

«Толстяки» - надувание обеих щек одновременно; надувание правой и левой щек поочередно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).

«Худышки» - втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

 «Маляр»

Улыбнуться, рот открыть. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. 

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач» или под текстовое сопровождение.

Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

И в конце я хотела бы порекомендовать книги и методические пособия по артикуляционной гимнастики:

 

1. Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах»

2. Т. Буденная «Логопедическая гимнастика»,

3. Е. С. Анищенкова «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»,

4. Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи».

Данные пособия составлены так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книги на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного мероприятия с родителями "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома"

В данном конспекте представлен опыт работы с родителями в нетрадиционной форме, с использованием мультимедийной презентации....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДОМА.

Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленны...

Индивидуальная консультация для родителей по теме «Проведение артикуляционной гимнастики дома в младшем дошкольном возрасте»

Индивидуальная консультация для родителей по теме «Проведение артикуляционной гимнастики дома в младшем дошкольном возрасте»...

Консультация учителя-логопеда "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи"

Консультация учителя-логопеда "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи"...

Памятка для родителей "Советы учителя-логопеда по выполнению заданий дома для закрепления у детей полученных знаний"

Вниманию родителей предлагаются рекомендации по закреплению у детей знаний полученных на коррекционно-развивающих занятиях....

Консультация для родителей в детском саду: Артикуляционная гимнастика с детьми дома

Помощь с визуальными подсказками для родителей при выполнении артикуляционной гимнастики дома с детьми по заданию учителя-логопеда...

Консультация для родителей «Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику дома»

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильног...