Организация коррекционной работы с детьми с ЗПР
презентация по логопедии

Перемышлина Елена Владимировна

У детей с задержкой психического развития в большенстве случаев наблюдаются нарушения восприятия, внимания, памяти, речи. Предлагаю вашему вниманию организацию коррекционной работы с детьми с ЗПР.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация коррекционной работы с детьми с ЗПР Учитель-логопед Е.В.Перемышлина Педагог-психолог О.А. Неганова

Слайд 2

Что такое ЗПР? Задержка психического развития (ЗПР) — замедление темпа развития психики, парциальное (частичное) недоразвитие высших психических функций, которое может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте.

Слайд 3

Особенности познавательных процессов детей с ЗП Р У детей с задержкой психического развития в большинстве случаев наблюдаются нарушения восприятия, внимания, мышления, памяти, речи.

Слайд 4

Внимание: Долго не формируется произвольное внимание; Внимание неустойчивое, рассеянное, плохая концентрация, снижается при утомляемости, физических нагрузках. Даже положительные, бурные эмоции (утренники, дни рождения) снижают внимание; Малый объем внимания; Дети с ЗПР не могут правильно распределить внимание (трудно слушать и одновременно выполнять движения); Трудности в переключении внимания с одного вида деятельности на другой; Часто обращают внимание на второстепенные детали и застревают на них

Слайд 5

Восприятие: Темп восприятия замедлен; Сужен объем восприятия; Наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов (круг, овал); Проблемы с гнозисом: дети с трудом узнают зашумленные, пересекающиеся изображения, с трудом собирают разрезные картинки, ошибаются в «прохождении лабиринтов»; Нарушено восприятие цвета (особенно оттенков), величины, формы, времени, пространства; Затруднено пространственное восприятие, так как недостаточно сформированф межанализаторные связи; Физиологических слух сохранен, но нарушено фонематическое восприятие; Затруднен стереогноз (узнавание наощупь)

Слайд 6

Память: недостаточная прочность запоминания. Кратковременная память преобладает над долговременной, поэтому требуется постоянное подкрепление и многократное повторение; хуже развита вербальная память, лучше зрительная; страдает способность к логическому запоминанию. Лучше развита механическая память.

Слайд 7

Мышление: недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения; особенно страдает словесно-логическое мышление. Этот вид мышления в норме формируется у детей к семи годам, а у детей с ЗПР значительно позже. Дети не понимают картинки со скрытым смыслом, загадки, поговорки, пословицы; не могут без помощи педагога установить причинно-следственные связи.

Слайд 8

Речь: практически у всех детей с ЗПР имеются те или иные речевые нарушения, страдает звукопроизношение, фонематический слух, нарушен грамматический строй. Особенно страдает связная речь, построение связного высказывания, нарушена смысловая сторона речи. Поэтому предусмотрена работа учителя-логопеда.

Слайд 9

Развитие мышления Умение обобщать и классифицировать предметы: • учить объединять предметы, принадлежащие к определенным предметным темам; • учить классифицировать предметы по темам, группам; • учить находить лишний предмет из ряда нескольких предметов. Развитие навыка анализа и синтеза: • учить составлять из частей целое (разрезную картинку с образцом и без образца); • учить определять (видеть) целый предмет по части; • учить отгадывать и загадывать загадки; • учить понимать смысл пословиц и поговорок; • учить понимать «Нелепицы» с 6-7 лет

Слайд 10

Развитие памяти и внимания Учить запоминать несколько предметов (игрушек), находящихся перед ребенком, а также выявлять количественные изменения предметов, что добавилось, что убавилось. Учить запоминать зрительные образы предметов и воспроизводить их по памяти. Учить запоминать несколько предложенных предметов, а затем находить их среди других. Учить запоминать как можно больше предметов, изображенных на картинках, а затем воспроизводить их по памяти (объем памяти). Учить запоминать и выполнять ряд последовательных действий. Учить замечать особенности некоторых изображений: чего не хватает на рисунке (зрительное внимание). Учить выкладывать узор (предмет) из палочек по образцу, а затем по памяти. Учить выделять отличия у двух сходных предметов или изображений.

Слайд 11

Развитие зрительного и слухового внимания и памяти. 1. Развитие зрительного гнозиса – узнавание перечеркнутого изображения, пунктирных, контурных и наложенных друг на друга изображений; буквы разного шрифта в неправильном положении; узнавание формы, цвета, величины предметов. 2. Зрительного мнезиса (памяти) – предъявить ранее виденную картинку, букву; воспроизвести определенную последовательность 3-4 картинок, букв, цифр. 3. Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса – рисование, конструирование фигур, сравнение картинок, ориентировка на собственном теле (право, лево); ориентировка в окружающем пространстве. 4. Развитие моторной готовности - упражнения на развитие мелкой моторики; хозяйственный труд; занятия по аппликации, конструированию, рисованию. 5. Словарная работа по лексическим темам. Широко использовать стихи, загадки, песни по лексическим темам. 6. Развитие функций фонематического анализа (от простых форм до сложных форм). 7. Работа по развитию слогового анализа и синтеза (звуко-слоговой анализ слов). 8. Работа над предложением – от простого нераспространенного двусоставного предложения к распространенному двусоставному предложению, к сложному (сложносочиненному) предложению. 9. Работа над ритмико-интонационным рисунком предложения. 10. Анализ предложений, три секрета предложения, схема. 11. Знакомство с буквами – воспитание оптических дифференциаций, письмо элементов букв, письмо букв.

Слайд 12

Одной из важных задач является развитие общей, мелкой моторики, конструктивного праксиса Можно использовать игры и упражнения: лепка, рисование, конструирование; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; завинчивание и развинчивание крышек, пузырьков; нанизывание бусин; переборка круп (горох, рис, гречка); показать отдельно один палец (указательный), затем два (указательный и средний) и т.д.; показывать колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим пальцем; пальчиковые гимнастики; изготовление поделок из бумаги, природного материала; «пальчиковые бассейны» (желуди, каштаны, фасоль, горох, чечевица, морские камешки); раскрашивание картинки, не выходя за контуры; обводка и штриховка предметов (проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии); рисование по точкам, по клеточкам; складывание разрезных картинок (по горизонтали, по вертикали, по диагонали); складывание кубиков с изображением объектов по лексическим темам; выкладывание фигур из счетных палочек по показу, по образцу, по схеме; конструкторы «Lego», «Геометрические фигуры», строительные наборы (деревянные), «Мозаика» и д р.; сборно-разборные игрушки; Кубики и доски Никитина «Выложи квадрат».

Слайд 13

Развитие ощущения и восприятия. Дифференцировать обонятельные ощущения. Учить дифференцировать вкусовые ощущения. Учить различать цвета (восприятие цветов) - выбирать из нескольких предметов те, которые имеют определенный цвет. Развитие иллизорного восприятия: учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте и т.д. Развитие целостности восприятия (зрительного гнозиса) - учить узнавать предметы в перечеркнутом изображении, контурных, пунктирных и наложенных друг на друга изображений. Развитие восприятия пространства - учить узнавать предметы по форме, цвету, величине, группировать их; • учить находить место предмета в определенном ряду; • учить вкладывать фигуры в пазлы доски Э.Сегена. • учить находить место предмета в пространстве (в правом верхнем углу, перед собой, посередине и т.д.) Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса • учить рисовать, конструировать фигуры, сравнивать картинки; • учить ориентироваться на собственном теле (право, лево); • учить ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие осязания – учить узнавать предметы на ощупь, по объемному изображению, по плоскостному изображению, узнавание букв. Развитие кинестетических ощущений и восприятий. Развитие слухового восприятия • учить различать речевые звуки; • учить различать звуки по высоте, силе и тембру голоса; • учить различать слова, близкие по звуковому составу; • учить дифференцировать слоги, фонемы (гласные - согласные, твердые – мягкие, звонкие - глухие).

Слайд 14

Работа по развитию лексической стороны речи Развитие глагольного словаря Уточнить и закрепить названия действий животных. Активизировать употребление приставочных глаголов. Научить подбирать глаголы совершенного несовершенного вида. Научить подбирать антонимы к глаголам. Научить подбирать слова, обозначающие действия, к словам, обозначающим одушевленные и неодушевленные предметы, явления природы. Научить подбирать синонимы к заданному глаголу.

Слайд 15

Развитие номинативной функции речи Уточнение и активизация словаря по лексическим темам. Научить образовывать множественное и единственное число существительных. Научить употреблять существительные в разных падежах. Научить определять предмет по названию его составных частей. Научить самостоятельно подбирать названия предметов к названиям действий. Научить правильно употреблять в речи предлоги: ИЗ, В, ЗА, ИЗ-ЗА, НАД, С, К, ИЗ-ПОД. Научить употреблять сложные слова. Учить подбирать антонимы к существительным. Учить подбирать синонимы к словам. Учить образовывать однокоренные слова. Активизировать словообразование существительных суффиксальным способом, префиксальным способом, суффиксально-префиксальным способом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционной работы с детьми логопедических групп

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организованна и скоординирована работа логопеда, воспитателей и родителей. Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе педаг...

Принципы организации коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом.

Основные принципы коррекционного подхода в работе с детьми с синдромом раннего детского аутизма. Параметры, по которым можно определить уровень контактов с окружающим миром и людьми ребенка в данный м...

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения. ХРЕСТОМАТИЯ

В хрестоматии представлены материалы, посвящённые вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями зрения. Сборник включает в себя три раздела: особенности развития детей с нарушениями зрения; метод...

Организация коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

консультация для воспитателей логопедич. групп...

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха

Буклет "Организация  коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха"...

Мастер-класс: «Эффективные способы организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в дошкольной организации . Картотеки дидактических игр и упражнений»

В рамках Педагогического марафона "Основные содержательные линии воспитания и образования "От рождения до школы"...